Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность в экстремальных условиях




Пригодности субъекта труда

Оценка и формирование профессиональной

Причины психологического стресса в значительной мере определяются индивидуальными особенностями субъекта труда, поэтому выявление неблагоприятного состояния про­фессионально важных качеств личности и их развитие до уров­ня требований профессии являются одним из направлений предупреждения стресса. Исследованиями установлено, что некоторые из этих качеств (например, профессиональные) формируются в процессе специальной подготовки, другие (физические и физиологические) достигают необходимого уровня функционирования в ходе адаптации к деятельности, третьи (ряд личностных черт) компенсируются особенностями организации и управления деятельностью и т. п. Однако прак­тика обеспечения профессиональной деятельности позволяет утверждать, что нарушения ее эффективности и надежности, развитие неблагоприятных функциональных состояний (психической напряженности, стресса) довольно часто обу­словливаются неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик человека, коррекция которых невозможна или малоэффективна.

В этой связи для разработки действенных путей обеспе­чения соответствия человека требованиям конкретных видов


Г


352 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

деятельности, особенно экстремальных, необходимо опреде­ление его профессиональной пригодности.

Психологической основой профессиональной пригод­ности является проблема индивидуально-психологических различий людей, а также оценки и развития индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Специфичность реагирования и проявления стресса зави­сит не только от характера внешней стимуляции, но и от пси­хологических особенностей субъекта. Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления стресса — тема многочисленных исследова­ний феноменов личностной дифференциации в зависимо­сти от степени выраженности и, особенно, устойчивости уровня психофизиологической активации или психической напряженности в экстремальных условиях деятельности. Полученные результаты позволяют считать, что реакции человека на экстремальное воздействие, его восприятие и оценка как неблагоприятного (вредного, опасного) фактора обусловливается совокупностью свойств и качеств индивида, от которых зависят тип психологической реакции человека, характер доминирующей поведенческой (рабочей) активно­сти в этих условиях [16, 29, 139, 437, 470, 508]. Установлены выраженные индивидуально-психологические различия в характере реагирования и поведения индивидов при воздей­ствии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим его психическую дея­тельность. Именно поэтому так велика роль индивидуальной, личностной реакции на внешнее воздействие в процессе ор­ганизации и развития стресса. Личность отвечает на внешние воздействия через структуру своей психики и, в частности, через ее эмоциональность.

Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности прово­дится в направлении определения а) основных черт и свойств личности, характеризующих поведение в этих условиях; б) влияния особенностей экстремальных ситуаций на личност­ный статус; в) значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах; г) роли личности в преодолении


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

экстремальных воздействий; д) взаимосвязи различных лич­ностных характеристик субъекта в процессе регуляции по­ведения и т. д.

В реакциях индивида на экстремальное воздействие от­мечена существенная роль стойких типологических особен­ностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности прояв­ляют выраженное ухудшение своего психического статуса. Дж. Роттер [447] обращал внимание на различный характер реагирования на стресс-факторы лиц с внешним и внутренним локус-контролем. У экстравертов в стрессогенных условиях деятельности тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Роль интеллек­туальной деятельности в развитии психологического стресса и эмоций находит все большее признание в литературе. Ис­следования, проведенные под руководством Р. Лазаруса [118], показали определяющее значение интеллектуальной оценки в возникновении и снижении стрессовых реакций.

Формы ответного реагирования на экстремальные воз­действия вырабатываются личностью через процессы оценки, предвидения, решения, приспособления. Они находятся в зависимости от психологических и нейрофизиологических характеристик личности, и этим определяется индивидуаль­ный характер реагирования разных индивидов в стандартных эмоционально-стрессовых ситуациях.

Пожалуй, наибольшее внимание при изучении влияния тех или иных черт личности на развитие стресса уделяется ее тревожности. С. Spielberger [470] полагает, что личностная тревожность является относительно постоянной чертой. Для высоко тревожных людей требуется относительно меньшая сила стрессового воздействия, чтобы вызывать выраженную реакцию. Ситуационная тревожность отражает степень на­пряженности и готовности человека к адекватному поведению в сложной ситуации, и она детерминируется не только лич­ностной тревожностью, но и другими личностными чертами и свойствами.

Возможности человека осуществлять деятельность в условиях стрессогенных ситуаций определяются не только типологическими характеристиками личности, ее темпера-

12 В. Бодров


354 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ментальными свойствами, но и способностями к подавлению психологических помех, устойчивостью к различным ситуаци­онным изменениям.

Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрес-соустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения эффективности и надежности деятель­ности. В литературе достаточно большое внимание уделено изучению «эмоциональной устойчивости», которое можно считать с определенными допущениями синонимом понятия «стресс-устойчивость» [1, 29, 87, 139, 225 и др.]. Некоторые авторы свойство эмоциональной устойчивости связывают с характеристиками темперамента, которые оказывают опреде­ленное влияние в основном на реактивность и силу эмоцио­нальных переживаний и проявлений, а не на их содержание, другие исследователи считают эмоциональную устойчивость проявлением волевых характеристик личности, определяют ее как способность управлять возникающими эмоциями при вы­полнении деятельности. Одно объединяет эти точки зрения — понимание того, что эмоциональная устойчивость является интегративным свойством личности, характеризующимся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности и обеспечивающим достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке.

Попытки определить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса предпринимались рядом исследователей. В нашей работе со­вместно с А.А. Обозновым [38] стрессоустойчивость, уровни ее проявления рассмотрены с позиций концепции системы пси­хической регуляции деятельности и роли отдельных компо­нентов этой системы в определении и формировании данного свойства личности. Установлено, что низкая устойчивость к стрессу зависит от нарушений отдельных функциональных звеньев системы, таких как «критерии успеха», «заданные программы» «предвосхищающие схемы»и др.

Таким образом, исследования личностной детерминации развития стресса свидетельствуют, во-первых, о роли инди­видуально-психологических различий в характере реакций на стрессогенное воздействие, во-вторых, о значении личностных


Глава 13. П риемы групповой профилактики стресса

черт и свойств в формировании и проявлении устойчивости к стрессу и, в-третьих, о проявлении стрессоустойчивости и других личностных свойств как профессионально важных качеств субъекта труда, определяющих уровень его профессио­нальной пригодности. В связи с этим одним из направлений предупреждения развития стресса является определение и формирование профессиональной пригодности специалистов в соответствии с требованиями конкретной деятельности и, в частности, особенностей воздействия ее экстремальных условий.

Научно-практическое направление работ по формирова­нию профессиональной пригодности и, тем самым, профи­лактике развития стресса включает разработку и реализацию системы психологического обеспечения профориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятель­ности [31].

133,2. Оценка профессиональной пригодности

Профессиональный путь человека начинается с выбора профессии. Решение этого вопроса требует, как правило, психологической помощи — ознакомления с миром профес­сий, консультирования, поддержки. Задача выбора, которая возникает в жизни не только молодежи, но и людей в зрелом возрасте при смене профессии, решается с помощью профес­сиональной консультации. Выбор профессии определяется не только желаниями, склонностями, интересами, способно­стями человека, но и требованиями к нему, которые отражают специфические особенности конкретных видов деятельности. Существует большое количество профессий, характеризую­щихся высокой сложностью, вредностью, ответственностью, опасностью и требующих от человека наличия специальных способностей и других личностных свойств, в том числе эмоциональной устойчивости, волевого напряжения и дру­гих качеств, недостаточное развитие которых может явиться причиной психической (эмоциональной) напряженности и стресса. Следует отметить, что не только профессии экстре­мального профиля, но и большинство других массовых видов деятельности могут сопровождаться развитием подобных со- 12*


356 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

стояний в виду недостаточного соответствия индивидуальных особенностей, возможностей человека и характера требований к нему, определяемых содержанием и условиями трудового процесса.

Профессиональная ориентация как система определения наиболее благоприятной сферы трудовой деятельности, в том числе профилактики негативных переживаний и подвержен­ности стрессу, включает: а)психологическое изучение про­фессий в целях выявления их психологических требований к личности; б)профессиональное воспитание, то есть развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств; в)профессиональную информацию о мире профессий — их особенностях, общественной значимости, способах и условиях овладения профессией, трудностях и опасностях деятельности и т. п.; г)профессиональную консультацию как систему психо­лого-педагогического и медицинского изучения и оценки ин­дивидуальных особенностей и функциональных возможностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе про­фессии и при необходимости коррекции профессиональных планов. Правильный выбор профессии в известной степени предупреждает или снижает возможность развития психо­логического стресса, связанного с особенностями характера трудового процесса, внутри- и межличностных конфликтов, реализации жизненных планов и т. д.

Одним из этапов в осуществлении стремления к овладе­нию конкретной профессией и успешной реализации трудовой деятельности на основе учета характера индивидуальных осо­бенностей человека является проведение профессионального отбора (подбора, распределения, расстановки кадров и т. п.) кандидатов на профессиональное обучение и специалистов. В процедуре профессионального отбора заложена оценка соответствия профессиональных, психологических, физио­логических характеристик человека требованиям конкретной профессии, в том числе тем из них, которые отражают воздей­ствие экстремальных факторов деятельности и могут служить причиной развития состояния стресса.

При разработке системы профессионального психоло­гического отбора, который является средством определения пригодности человека, и в частности, выявления степени


 

_252

Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

устойчивости к воздействию стрессогенных условий деятель­ности, необходимо решение вопросов актуальности отбора для конкретной профессии, его задачах и методах. Необходимость создания системы отбора определяется различиями специа­листов по уровню профессиональной подготовленности (или реальной деятельности) и зависимостью этой дифференци­ации от выраженности профессионально значимых качеств личности. Подбор методов оценки и критериев профессио­нальной пригодности определяется конкретными задачами отбора — отбор на обучение или реальную деятельность, выбор лучших или определение непригодных кандидатов, выявление стресс-устойчивых или наиболее подверженных стрессу и т. д. В качестве приемов изучения индивидуально-психоло­гических особенностей используются методики на оценку уровня тревожности, эмоциональности, фрустрированности, депрессии, нервно-психической напряженности и т. д. На­дежность оценки и прогнозирования степени толерантности к воздействию стресс-факторов и резистентности к развитию нервно-психической напряженности зависит от степени валидности используемых методик, а также от адекватности используемых экспериментальных моделей, приемов вос­произведения стресс-ситуаций реальным стрессогенным факторам [31, 37]. Заблаговременное выявление лиц, наиболее подверженных влиянию экстремальных условий деятельности и, как правило, вследствие этого предрасположенных к раз­витию стресса, позволяет путем отстранения их от подобного рода деятельности предохранять, защищать их от возможного воздействия стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.