Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод психической саморегуляции




Приемы психической саморегуляции

(коррекции)стресса

Психическая саморегуляция (ПСР) представляет собой про­цесс самоуправления, самовоздействия субъекта на свое функ­циональное состояние и поведение.

Существует много толкований понятия «психическая саморегуляция» [75, 83, 98, 122, 143, 186, 201]. Их объединяет понимание того, что этот феномен заключается в активации функциональных и личностных ресурсов организма и психики с помощью различных внутренних способов и средств и на основе знания механизмов физиологической и психической регуляции состояния и поведения субъекта в экстремальных ситуациях. Целью ПСР является предупреждение развития, нормализация и восстановление неблагоприятных функцио­нальных состояний, обеспечение здоровья, высокой работо­способности и эффективной деятельности. Есть основание считать, что приемы ПСР могут оказывать влияние и на про­явление стратегий и стилей преодоления стресса, то есть на типичные и индивидуально своеобразные формы и способы поведения в условиях психологического стресса.

Данные литературы свидетельствуют, что ПСР является достаточно эффективным методом: а) снижения чрезмерно выраженной нервно-психической напряженности и эмоцио­нальных переживаний в связи с развитием стресса; б) ускоре­ния процесса восстановления функционального состояния при выраженной психоневротической симптоматике (нару­шение сна, высокий уровень тревожности и эмоционального возбуждения, депрессивное состояние и др.); в) повышения


эмоциональной и психофизиологической устойчивости организма и психики к воздействию стресс-факторов; г) раз­вития физиологических, личностных, поведенческих ресурсов человека; д) формирования функциональной готовности к адекватному реагированию на экстремальные условия среды и чувства уверенности в успешном преодолении стресса.

Современные исследования проблемы преодоления стрес­са и определяемые ими методические подходы к регуляции этого состояния основываются на принципах системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии и, в част­ности, на представлениях о роли поддержания баланса в систе­ме «субъект—среда—деятельность» путем саморегуляции как трудового процесса, так и психических состояний. Наиболее последовательно и глубоко эта концепция рассматривается в работах Л.Г. Дикой [71, 75]. Она анализирует психическую регуляцию деятельности и функциональных состояний с позиций представлений о психологической системе деятель­ности. Автор показала, что особенностью саморегуляции функционального состояния как особого вида деятельности является то, что субъект реализует активность в отношении к самому себе, к своему состоянию, но только в напряженных, экстремальных состояниях эта активность проявляет целена­правленный произвольный характер и становится деятельнос­тью со всеми присущими ей компонентами психологической системы деятельности [по 222], то есть мотивами, целью, программой и т. д.

Для понимания механизмов психической регуляции функционального состояния и на этой основе выбора методов и режимов (дозировки) его коррекции является знание ин­дивидуальных особенностей стиля, то есть индивидуального своеобразного характера, процесса, регуляции состояния. Л.Г. Дикая предложила типологию индивидуальных стилей ПСР функционального состояния, основанную на данных фундаментальных исследований B.C. Мерлина, Е.А. Климо­ва, О.А. Конопкина. Она выделила в регуляторных системах психофизиологического и психодинамического уровней индивида механизмы, определяющие процессы расхода и восстановления функциональных ресурсов организма и психики, которые отражают особенности экстравертирован-


436 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ности и интровертированности личности с трофотропным и эрготропным типом регуляции, а также дала интегральную характеристику каждого индивидуального стиля регуляции («гармоничного», «затратного», «накопительного» и «эконо­мичного») и определила стили саморегуляции, рациональ­ные для нормальных, комфортных условий деятельности и стили, регулирующие поведение человека в стрессогенных ситуациях. Опыт индивидуального или группового обучения саморегуляции состояния в соответствии с особенностями его индивидуального стиля выявил перспективы такого подхода для коррекции недостаточно оптимальных способов саморе­гуляции функционального состояния стилей.

Рассмотрение ПСР функционального состояния как деятельности позволило подойти к анализу взаимодействия между психологическими системами профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния с единых теоретических позиций, что особенно важно при экстремальных стрессогенных условиях. В качестве общего основания для анализа их межсистемного взаимодействия вы­ступают положения не только о психологической системе дея­тельности, но и принципы полисистемности и межсистемного подхода в психологии [60, 84, 136]. Как отмечает Л.Г. Дикая, психологическая система профессиональной и саморегули­рующей деятельности имеет один и тот же компонентный со­став и структуру, единого субъекта, но различается объектом регуляции, доминирующим уровнем детерминации, характе­ром мотивов и целей, способами и механизмами регуляции. Взаимодействие этих компонентов психологической системы деятельности, качественное своеобразие регулятивных систем двух видов деятельностей порождает индивидуальные разли­чия в развитии функционального состояния и эффективности их коррекции.

Разнообразные техники и приемы ПСР можно подразде­лить на две группы — общую и специальную. Приемы первой группы являются основой саморегуляции состояния стресса, фундаментом формирования специальных приемов. В ходе от­работки приемов, упражнений общей группы вырабатываются навыки управления ритмом дыхания, произвольной регуляции мышечного тонуса, свободного оперирования чувственного


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

образа (чувства тяжести, тепла и др.), управления вниманием (сосредоточение, распределение и переключение), быстрого аутогенного погружения (аутогенной релаксации) и выхода из этого состояния. Упражнения первой группы имеют и само­стоятельное значение, — они применяются для снятия напря­жения, усталости, восстановления сил регуляции вегетативных функций. Овладение этими приемами ПСР продолжается в процессе групповых и самостоятельных тренировок и посте­пенно происходит привыкание к мысленному повторению слышимого текста, он перестает восприниматься как нечто внешнее и полностью идентифицируется с внутренними по­буждениями индивида.

Вторая — специальная — группа приемов ПСР пред­ставляет собой комплекс формул самовнушения, позволяю­щий активно управлять психическими процессами и своим эмоциональным состоянием, нормализовать функции ЦНС, проводить коррекцию психических качеств, снижать уровень тревоги, развивать профессиональные навыки и умения. Ис­пользование специальных формул для восстановления функ­ционального состояния носит, как правило, индивидуальный характер.

В настоящее время существует обширная литература, посвященная как теоретическому обоснованию различных аспектов проблемы психической саморегуляции, так и опи­санию разных методических приемов ее проведения [14, 15, 69, 75, 98, 122, 127, 132, 133, 143 и др.].

Среди существующих психологических подходов к клас­сификации приемов саморегуляции состояний, как отмечает Л.Г. Дикая, можно выделить функциональные, психологиче­ские и системные ее основания. В системных исследованиях саморегуляции выделяются два основных уровня отражения состояния — бессознательное и осознанное и соответственно два уровня саморегуляции — непроизвольное и произвольное, которые могут при определенных условиях переходить один в другой.

В регуляции состояния, утверждает автор, особенно в экс­тремальных условиях, большую роль играют неосознаваемые мотивы, непроизвольные вегетативные, эмоциональные и поведенческие реакции, которые проявляются независимо


\


438 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

от воли человека, в то время как преимущество механизмов произвольной саморегуляции заключается в том, что они под­чиняются волевым усилиям и сопровождаются осознанными ощущениями.

Существенно важным является то, что произвольной са­морегуляции подвержены не только моторные компоненты поведения, но и целый ряд психических, психофизиологиче­ских функций и процессов. Исходя из этого, в основу класси­фикации способов саморегуляции, предложенной Л.Г. Дикой и Л.П. Гримаком [75], положен принцип направленности воздействий на определенный уровень активности функцио­нальных систем организма и психики человека. В этом случае все приемы саморегуляции дифференцируются в зависимости оттого, какими активирующими и регулирующими системами они реализуются (в зависимости от механизма осуществляе­мого воздействия).

Однако этот подход недостаточно четко определяет роль активности самого субъекта, в то время как главной осо­бенностью психической саморегуляции состояний является направленность активности субъекта на формирование адек­ватных внутренних средств, позволяющих ему осуществлять изменение своего состояния и повышать работоспособность.

На основании проведенных исследований предложена классификация приемов саморегуляции, основанная на учете особенностей их отношения к компонентам структуры дея­тельности и к механизмам регуляции уровня саморегуляции [74]. В соответствии с критерием «активность—реактивность» в саморегуляции выделено четыре уровня, различающихся от­ношением к таким характеристикам, как «осознаваемость—не-осознаваемость» и «произвольность—непроизвольность». Для каждого уровня были определены доминирующие механизмы психической регуляции и ведущей структуры саморегуляции (активационный, эмоциональный, когнитивный и комму­никативный), на который направлено воздействие средств саморегуляции. В качестве еще одного критерия разделения способов саморегуляции Л.Г. Дикая предложила такие виды психической деятельности как преднастройка, операция, действие, деятельность.

В соответствии с представлениями автора на произволь-


 

439

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

ном, но еще недостаточно осознаваемом уровне в саморегу­ляции состояния доминирует активационно-эмоциональный компонент, а способы саморегуляции, которые использует субъект, можно соотнести с операциями в структуре деятель­ности. Неосознаваемыми эти произвольные способы саморе-|уляции становятся в том случае, если они доведены до уровня навыка. Необходимость их активации возникает в усложнен­ных условиях деятельности и при начальных явлениях моно-тонии, утомления, напряжения, когда субъект непроизвольно изменяет ритм дыхания, совершает мышечные движения, повышает речевую активность и т. п., что свидетельствует о стремлении мобилизации энергетических и поведенческих ресурсов.

Дальнейшее нарастание экстремальности условий дея­тельности и возникновение несоответствия между текущим и потребным состоянием начинает осознаваться субъектом, становится предметом его внимания, и он осознанно прини­мает решение о необходимости целенаправленного изменения своего состояния и использования для этого определенных приемов саморегуляции, действие которых направлено в основном на когнитивно-эмоциональный компонент саморе­гуляции. На этом уровне саморегуляции субъект осмысленно применяет способы невербального самовоздействия (раз­личные формы представлений, сенсорную и эмоциональную репродукцию, идеомоторику, волевые усилия, самоконтроль с биологической обратной связью и др.).

Переход на следующий уровень саморегуляции функцио­нального состояния связан с его значительным изменением (нарушением) и, в частности, необходимостью выбора субъ­ектом деятельности по саморегуляции своего состояния или выполнения профессиональных задач. Происходит изменение целевых установок, мотивов, направленности сознания, что сопровождается осознанным использованием таких произ­вольных приемов самовоздействия, как самоанализ, само­внушение, самоубеждение, самопрограммирование и т. д. На этом уровне доминирует качественно-личностный компонент саморегуляции функционального состояния, и она представ­ляет собой целостную деятельность со всеми присущими ей компонентами психологической системы.


440 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Предложенная Л.Г. Дикой модель классификации са­
морегуляции определяет психологические основания про­
извольного и непроизвольного (неосознанного) выбора или
включения тех или иных приемов регуляции функциональных
состояний.... ■■.-,' ■■■•■ ■■■•.:.-•.: " «; ■: '■■■■.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.