Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование личности




НАУЧЕНИЕ

По мере того как человек созревает, он приобретает и но­вый жизненный опыт, т.е. он обучается. Сталкиваясь с социальной действительностью, он нередко оказывается в ситуации фрустрации, и последняя начинает играть роль побудительного мотива. Подробнее о фрустрации будет рассказано далее, здесь мы ограничимся лишь

самим понятием.

Фрустрация (от лат. frustratio) — обман, тщетное ожидание, рас­стройство; психическое состояние, возникающее вследствие реаль­ной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Фрустрация проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тре­вожности, отчаяния, гнева и др.

Теория научения (бихевиоризм) — это крупная школа психоло­гии, представленная работами И.П. Павлова, Д.Б. Уотсона и Б.Ф. Скиннера. Термин «теория научения» применяется преимущественно по отношению к психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуально­го опыта, таких, как привыкание, запечатление, образование про­стейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навы­ков, реакций сенсорного различения и т.п. Бихевиоризм — ведущее направление американской психологии, в соответствии с которым предметом психологии является не сознание, а поведение, понима­емое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов — реакций на воздействия (стимулы) внеш­ней среды. Благодаря приобретаемым навыкам поведения человек при­спосабливается к среде и вырабатывает новые способы реагирова­ния.

Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, ме­тод «проб и ошибок» и инсайт.

Условный рефлекс. У человека, как и у животного, самым элемен­тарным способом научения является условный рефлекс. Если челове­ку надлежащим образом предъявить привычный и новый для него раздражитель, то он ответит своим поведением на второй так же, как и на первый. Так, павловская собака выделяла слюну как при предъявлении пищи, так и на звук звонка. Для этого было достаточ­но, чтобы ранее звонок сопровождался появлением пищи.

Одновременно с И.П. Павловым изучением условного рефлекса занимался американский ученый Д.Б. Уотсон. Он применил концеп­цию условного рефлекса к теории научения. Д.Б. Уотсон утверждал, что любое поведение описывается в терминах стимулов и реакций. Стимул можно определить как наблюдаемое изменение внешней сре­ды, а реакцию — как действие организма в ответ на стимул. Он про­вел в своей лаборатории следующий непедагогический опыт: детям показывали хорошенькую белую мышку и в это же время раздавался страшный грохот. Потребовалось немного повторений, чтобы детей охватывал такой же ужас при появлении белой мышки, как и при том диком шуме, который сопровождал это появление.

Уотсон считал, что между определенными стимулами и ответны­ми реакциями существуют врожденные связи. С помощью условных рефлексов можно проводить обучение, формируя новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями.

Будучи твердо убежденным в важности принципов научения и в обучаемости человека, Уотсон говорил о том, что если ему дать дюжи­ну здоровых, восприимчивых детей и позволить воспитывать по его методу, то он гарантирует, что сделает любого из них кем захочет — врачом, юристом, художником, коммерсантом, даже попрошайкой или вором, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, возможностей, призвания и наследственности.

Таким образом, условный рефлекс можно определить как первый тип научения, основанный на ассоциативных связях. Человек запо­минает и воспроизводит уже установившуюся нейромозговую связь. (Так, например, дети при виде врача часто плачут.)

Обусловливание не меняет поведения. Изменяется лишь ситуация, которая его вызывает. Количество действий, поддающихся обусловли­ванию, относительно невелико, но именно они являются рефлексами. Б.Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию ус­ловных рефлексов, созданную И.П. Павловым и развитую Д.Б. Уотсоном и др. В частности, он установил различие между двумя типами реакций — ответными, или автоматическими, возникающими в от­вет на определенные внешние стимулы (выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки от горячей печки), и оперантными, кото­рые самопроизвольно вырабатывает организм (такими, как ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир).

Оперантные условные реакции возникают в результате воздей­ствия — наказания или поощрения. Вероятность возникновения той или иной оперантной реакции можно увеличить, сопровождая ее проявление тем, что обычно называется наградой, т.е. позитивным воздействием, или уменьшить, сопровождая ее тем, что обычно счи­тается наказанием, т.е. негативным воздействием. Именно поэтому оперантные реакции так важны в теории научения. Воздействие помога­ет эффективно изменять поведение. Любопытно, что оперантное научение длится дольше, если вознаграждение будет носить не по­стоянный, а периодичный характер.

Метод «проб и ошибок». Научение методом «проб и ошибок» изу­чали американцы Торндайк и Халл.

Животное, например кошка, запертая в клетке, видит, чти по ту сторону решетки находится пища. Для того чтобы достать ее, живот­ному необходимо выйти из клетки, а для этого ему следует нажать на рычаг. Сначала кошка начинает метаться по клетке и грызть пру­тья решетки. Некоторое время спустя она случайно делает необходи­мое движение, выходит из клетки и съедает пищу. Чем чаще повто­ряется опыт, тем меньше делается бесполезных движений. И наконец наступает момент, когда животному удается быстро выбраться из клетки.

Случайный успех оставляет след и в дальнейшем облегчает следу­ющие пробы и сокращает их количество. Эти пробы становятся настоящими сигналами, связанными с тем, что следует или не следует делать для достижения желаемого результата. Можно предположить, что в этом процессе участвует память. Как и в случае с условным рефлексом, так и в случае научения методом «проб и ошибок» речь идет о формировании навыка в результате установления связи с сиг­налом либо с предшествующим опытом.

Инсайт. В данном случае речь идет о наиболее совершенной фор­ме научения. На пути к достижению желаемого человек встречает препятствие. Оказавшись в ситуации фрустрации, он может действо­вать по-разному. Предположим, что однажды человеку удалось обой­ти это препятствие. Его мозг сохраняет этот опыт, как впоследствии и другой. В дальнейшем, когда человеку потребуется выбрать ту или иную форму поведения в конкретной ситуации, он воспользуется прошлым опытом, но реорганизует его применительно к данной ситуации. Эта реорганизация накопленного опыта благодаря более адекватной мозговой деятельности приведет его к новому типу пове­дения.

Что облегчает научение? Одни обучаются легче и быстрее, дру­гие труднее. Это зависит от различных факторов, связанных с возра­стом человека. Молодые обучаются лучше и быстрее, чем пожилые или совсем юные. Важную роль играет также и интеллект. Установле­но, что скорость научения зависит от уровня умственного развития субъекта.

Следует также отметить, что существует взаимосвязь между силой потребности и вниманием, связанным с поисками решения. В крити­ческих ситуациях человек становится особенно изобретательным и, возможно, в максимальной степени использует свои способности и внутренние ресурсы.

Сделаем некоторые практические выводы. Теорию научения при­менительно к организационным проблемам можно считать полезным орудием менеджера. Ее принципы достаточно просты, и мы почти не рискуем существенно ухудшить ситуацию, применяя их на практике.

Концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции прямо связана с проблемами менеджмента, ее можно и нужно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелаемое. Многие связанные с рабочей средой факторы, одни из которых в большей степени подчиняются контролю менеджера, другие — в меньшей, могут оказать позитивное и негативное воздей­ствие на оперантные реакции. Среди них можно назвать зарплату (некоторые поведенческие реакции поддаются воздействию этого сти­мула, а некоторые не поддаются); стремление человека сохранить ра­бочее место (работник осознает, какой тип поведения позволит ему в любом случае сохранить работу, а какой приведет к ее потере); социальные факторы, такие, как престиж и статус (в зависимости от струк­туры организации достигнутые успехи ведут к повышению статуса, тогда как упущения и ошибки влекут за собой понижение в должно­сти); обратную связь с начальством.

Последний вид воздействия — обратная связь — почти всегда пол­ностью находится во власти менеджера, хотя менеджмент частично управляет и остальными. Верно, что обратная связь, как правило, возникает между равными, но руководитель может извлечь много полезного из обратной связи с подчиненными. Должным образом использованная обратная связь становится ценным орудием менедж­мента, помогающим формировать и сохранять положительные пове­денческие реакции, а также устранять и предупреждать отрицатель­ные.

Менеджер может похвалить подчиненного за хорошую работу, проявить уважение, спросив его мнение по важному вопросу, навес­ти порядок, наказывая за проступки, обсудить успехи и неудачи со своими сотрудниками. Каждый из этих примеров, как и многие дру­гие, важен для воздействия на поведение.

Мы остановимся подробнее на поведении человека в организа­ции далее.

Единую и наиболее полную теорию человеческой личности — теорию психоанализа — разработал 3. Фрейд, а развили ее К. Юнг, А. Адлер и др. Наше изложение не охватывает всю теорию психоанализа, мы ограничимся лишь теми аспектами, которые будут полезны для менеджмента.

Психоанализ основан на двух базовых гипотезах. Первая заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определен­ную причину, и известна как доктрина психического детерминизма. Так, Фрейд доказывал, что содержание сновидений, часто кажущихся не связанными с реальной жизнью, диктуется неосознанными им­пульсами и желаниями человека.

Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессоз­нательные процессы играют более значительную роль в формирова­нии мышления и поведения, чем сознательные.

Наша личность зависит не только от наследственности. Глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Можно даже сказать, что фазы, которые проходит ребенок в этот «забытый» пе­риод, являются самыми важными для формирования его личности.

Новорожденный полностью зависит от окружения в отношении удовлетворения своих физических потребностей. В течение долгих месяцев он не способен самостоятельно накормить себя, передви­гаться или защитить себя. От того, какой ответ он получает на свои физические потребности, зависит, какие социальные потребности и личностные тенденции у него возникнут.

Если окружающие относятся к ребенку с пониманием и благоже­лательностью, то в нем развиваются потребности социального ха­рактера. Он будет открытым, приветливым и альтруистичным. У него не будет, таким образом, повода для развития агрессивности, и ему не придется подавлять собственные враждебные импульсы в отноше­нии своего окружения.

Если же окружающие ребенка люди будут относиться к нему стро­го, без любви, то у него возникнет агрессивность и разовьются по­требности асоциального характера. Он станет замкнутым, забитым либо в нем проявится дух независимости и авантюризма.

Рассмотрим фазы формирования личности.

В первые 18 месяцев — оральная фаза. Источником всех удоволь­ствий ребенка в этот период является рот. С его помощью он познает мир. Он все тянет в рот, в этот центр питания, восприятия и удоволь­ствия. То, как будут встречены оральные потребности ребенка, ока­жет влияние на его будущую личность. Некоторые установки взрос­лого человека объясняются теми фрустрациями, которые связаны с оральным периодом его жизни. Следы этой фазы сохраняются и в зрелом возрасте (пристрастие к курению, чревоугодие). Многие ал­коголики — это люди, которым пришлось испытать фрустрацию имен­но в оральный период. Именно поэтому в алкоголе они ищут удовлетворение как оральное, так и социальное: они пьют и пытаются ослабить чувство одиночества.

От 18 месяцев до 2,5 лет — анальная фаза. Удовольствие ребенка перемещается в область сфинктеров, контролирующих опорожнение. Он получает удовольствие от опорожнения, а также от сдерживания. Ребенок выходит из фазы полной зависимости, чтобы вступить в ак­тивную фазу, когда он сознает, что уже сам себе хозяин и теперь зависит лишь от своего собственного желания отдать или удержать. Преждевременное или неумелое вмешательство родителей может превратить этого человечка в непокорного упрямца, а в будущем этот конфликт может вылиться во враждебность или же в чрезмерную стыд­ливость.

Анальная фаза совпадает с периодом, когда ребенок начинает осознавать себя, он называет себя по имени. К двум с половиной годам он понемногу осваивается с местоимением «я».

От 2,5 до 6 лет — фаллическая фаза. Ребенок задает вопросы, относящиеся к различию полов, и интересуется, откуда появляются дети. Именно в этом возрасте ребенок становится особенно чувстви­телен к отношениям в семье, и именно в этом возрасте на него ока­зывает наибольшее влияние разлад в семье, так как в ней он видит гарантию своей безопасности.

От детства к взрослости. Конечно, личность человека не являет­ся полностью сформировавшейся к 6 годам. Процесс развития про­должается и позднее, но главное сделано уже в этом возрасте. Врож­денное и приобретенное в раннем детстве составляет основу, глубинный слой характера. После 6 лет прибавляются другие черты, состав­ляя периферийный слой характера человека.

В то время как этот периферийный слой может меняться и дей­ствительно изменяется под воздействием жизненного опыта индиви­да, глубинный слой менее подвержен изменениям, менее обратим.

Психологическая зрелость в основном характеризуется следующи­ми чертами:

автономией, которая означает не свободу делать все, что хочется, а возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями;

чувством реальности и способностью трезво смотреть в лицо фак­там;

чувством ответственности, которое не следует смешивать с чув­ством вины;

сотрудничеством с другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.