Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметный указатель. (включает в себя список понятий, важных в проблематике категорий)




(включает в себя список понятий, важных в проблематике категорий)

 

Амбивалентность – первоначально в психологии – противоположная направленность чувств, вызываемых предметом, позже – разнонаправленность смыслов какого-либо слова.

Априори – понятие трансцендентальной философии (кантовской, гуссерлевской), означающее первичные исходные познавательные формы, делающие возможным опыт как нечто организованное.

Архетип – прообраз; в аналитической психологии – содержащиеся в коллективном бессознательном априорные первообразы как источники активности воображения.

Бытие – фундаментальное, исходное понятие философии, обозначающее у разных философов, либо существование как таковое, либо все существующее, либо основу всего существующего. Конкретное понимание бытия у разных философов различно.

Вероятностный стиль мышления – понятие современной логики и методологии научного познания, означающее ориентацию научной мысли на статистические, стохастические законы и выражение их средствами вероятностной математики.

Вещь – для обыденного сознания – нечто телесное, отдельно существующее; в философской логике - любое отдельно существующее нечто, в феноменологии- интенциональное единство;

- явленная вещь – вещь, данная в созерцании,

- мыслимая вещь – вещь, обозначенная именем,

- интеллигибельная вещь – вещь, построенная мыслью, теоретический объект, идеальный конструкт.

Герменевтический круг - понятие герменевтики, означающее наличие в процессах познания и понимания взаимного обусловливания целого частями, а частей – целым.

Гипостазирование – представление абстрактного понятия, существующего лишь в мысли, в качестве существующего вне мысли.

Гипотеза лингвистической относительности – лингвистическая гипотеза (авторы – лингвисты Сепир и Уорф), утверждающая, что образ мира определяется свойствами языка, и поэтому различен в различных языковых системах.

Гносеологический парадокс – ситуация в познании, когда невозможно познать целое из-за незнания частей и адекватно истолковать части из-за незнания целого (порождает герменевтический круг).

Горизонт – граница простирания смыслового поля отдельного феномена и сознания в целом. В философию термин введен Ницше, широко используется в феноменологии Гуссерля.

Детерминизм – философская и научная концепция, утверждающая универсальность причинных связей в мире, то есть, что все имеет причину; в истории философии и науки детерминизм менял свои формы;

- механистический детерминизм – детерминизм, характерный для 17-18 веков, утверждавший, что любые изменения и движения в мире, в том числе и в обществе, вызываются и определяются механическими причинами-силами,

- современный детерминизм – форма детерминизма, возникшая в 20 веке, признающая многообразие видов причин, в том числе целевую и вероятностную детерминацию.

Дериват – следствие чего – либо, в том числе - логическое следствие.

Дискурс – текст, речь, массив языковой практики определенного парадигмального содержания.

Естественная установка – термин гуссерлевской философии, означающий установку обыденного сознания на понимание мира как реально существующего, внешнего человеку, то есть включает фундаментальное онтологическое убеждение.

Жизненный мир личности – термин из теории сознания, означающий совокупность содержания индивидуального сознания, включающую предметный горизонт, горизонт значимостей и смыслов.

Имманентность – внутренняя необходимая присущность (свойства, закона и т.п.).

Интенциональность – свойство сознания, заключающееся в том что сознание всегда предметно, всегда сознание чего-то, «сознание о…». В феноменологии Гуссерля - специфическое фундаментальное понятие.

Интенсиональный – логический термин, синоним терминов «содержательный», «смысловой».

Интерсубъективность – от латинского inter (между) - структурная особенность сознания (субъекта), заключающаяся в его способности коммуницировать (общаться) с другими сознаниями и понимать их. В феноменологии Гуссерля - одна из сложнейших проблем.

Категории – в логико-философском смысле – универсальные априорные формы рассудочного мышления и бытия;

-априорность категорий – их независимость от опыта, предданность ему,

-объективность категорий – их независимость от выбора и произвола субъекта, которому они принадлежат,

- универсальность категорий – их всеобщий характер, применимость в любых актах мышления независимо от содержания, способность «поворачивать» весь универсум определенной стороной,

- надиндивидуальность категорий –присущность одних и тех же категорий всем человеческим индивидам,

-наднациональность категорий –присущность одних и тех же категорий мышлению любого народа, независимо от особенностей национального языка.

Категориальный каркас – связь категорий, фундирующая общее смысловое наполнение рассудочных высказываний.

Континуум, континуальный – непрерывная целостность, непрерывный; противоположность прерывистости, дискретности.

Материя – в логическом смысле – «то из чего» всякой вещи, в том числе духовной и интеллигибельной, сторона категории материя/форма; в онтолого-мировоззренческом смысле – объективная реальность, противоположная по характеристикам духу, сознанию, познанию, идеальному; в естественно-научном смысле – физическая реальность, существующая в виде вещества и полей.

Ментальное (от mental = умственный) - в англоязычной литературе, особенно в аналитической философии, синоним духовного, принадлежащего психике, сознанию.

Ментальность, менталитет – особенность умственного «устроения» народа, социальной группы или личности, духовно-нравственных ориентаций в некотором «среднем» виде.

Мереология - от греческого meros =часть, учение о частях. В 20-х -- 30-х годах польский логик Лесневский обозначил ее как одну из трех базовых ветвей философии наряду с прототетикой и онтологией.

Нарратив - вид дискурса, рассказ, рассказанная история. В нарративе должны наличествовать действующие лица и сюжет, «эволюционирующие во времени». Первоначально – понятие литературоведения. С 80-х годов 20 века обобщено и распространено на различные виды и жанры рассказывания, в том числе на науку, в первую очередь на историю.

Объективное – в логическом смысле – составляющая категории объективное/субъективное, в-себе-и-для-себя-сущее = имманентно присущее, не зависящее ни от чего другого,

- натуралистическое понимание объективного – понимание его как природно-физического, материального, не зависящего от субъекта, от сознания.

Обыденное сознание – повседенвное сознание научно и философски не рефлексирующего человека.

Объективистский фетишизм - мировоззренческо-методологическая позиция, заключающаяся в элиминировании субъективного, его недооценке, в объявлении его артефактом объективного. Фетишизация объективного, характерная для вульгарных форм материализма.

Онтический – относящийся к изучению сущего как эмпирически существующего.

Онтологический – относящийся к изучению бытия, как отличного от сущего его основания. Терминологическое различение онтического и онтологического введено М.Хайдеггером.

Поризма – верное предложение, высказанное в такой общей форме, что его всегда можно конкретизировать.

Предикация – акт приписывания (в речи) чему-либо (субъекту) какого – либо свойства (предиката). Например: «человек смертен».

Причина – то, благодаря чему что-либо случается или имеет место.

Разум – в широком смысле – экзистенциальная особенность человека, заключающаяся в способности к упорядоченно-организованному мышлению и действованию; в узком смысле – отличная от рассудка, высшая интеллектуальная способность схватывать предмет в его противоречивости и предельной абстрактности.

Рассудочное мышление –мышление, строго подчиняющееся законам и формам формальной логики.

Рациональное мышление – единство рассудка и разума в узком смысле.

Реальность -- понятие, обозначающее нечто, что отличается от иллюзии, воображения, заблуждения.

Ретенция – термин из теории сознания, обозначающий некую смысловую схему неопределенного множества бывших, наличных и будущих феноменов, момент всякого акта речевого мышления. Каждый человек имеет ретенции различных вещей, слов, ситуаций, грамматических форм и т.д. В феноменологии Гуссерля ретенция есть ближайшая непосредственная память о проходящем феномене, это понятие используется Гуссерлем в феноменологии сознания времени.

Референция – отношение знака к обозначаемому. Проблема референции одна из важнейших в современной логической семантике. Референт может мыслиться как метафизически реальный или как «имеемый в виду». В последнем случае близок гуссерлевскому понятию «ноэмы».

Самость – философский термин, обозначающий замкнутое в себе, глубинное и активное Я (субстантивированное «сам»).

Свойство – сторона категории вещь/свойство, нечто принадлежащее вещи и «показывающее» ее в отношении к другому. Не существует вне вещи.

Синтез /у Канта/ -- объединение представлений в целостность, на уровне чувственности ведет к созерцаемой вещи, на уровне рассудочного мышления – к суждению. Обеспечивается априорными формами (в мышлении - категориями).

Событие – случившееся с вещью.

Содержание – в обыденном понимании – противоположность формы как ее наполнение, «главная» сторона предмета; строгий философский смысл, приданный Гегелем – тождество материи и формы, проявляющееся в свойствах, функциях, качестве предмета.

Субъект – термин, обозначающий: в онтолого-метафизическом смысле Я как самость, как основание бытия; в гносеологическом смысле – познающее человеческое сознание; в праксеологическом смысле – активно-деятельный человек (в социологическом смысле субъектом деятельности может быть названа группа, социальный институт и т.п.); в логическом смысле – то, о чем осуществляется суждение. От латинского sub jectum – под лежащее, лежащее в основе.

Субъективное – сторона категории объективное/субъективное, выражающая в натуралистическом смысле все обусловленное сознанием, в логическом – свободную активность. В обыденное речи дериваты «субъективный», «субъективность» и др. часто используются для обозначения пристрастного, одностороннего мнения, суждения, оценки и человека, высказывающего их.

Субъектность – наличие психического начала. Человек всегда субъектен, но не всегда субъективен.

Сумеречное сознание – термин из теории сознания, означающий некое состояние переходное от ясного сознания к бессознательному, характеризующееся размытостью границ феноменов, смысла идей и т.п. Имеет фундаментальное экзистенциальное значение как сфера, с одной стороны, привычного, с другой – наиболее свободного воображения.

Существование – интуиция «есть»; мы считаем существующим то, с чем имеем дело, либо ожидаем, что можем иметь дело. Сторона категории существование/не-существование.

Сущее – в данном учебном пособии синоним «существующее», «то, что есть».

Сциентизм – мышление, ориентирующееся на приоритет научности, научных доказательств в выборе предпочтений, в том числе и за пределами собственно науки. Абсолютизирует значение науки.

Трансцендентальная логика - кантовский проект логики, предметом которой должны быть чистые рассудочные понятия (категории), а задачей – исследование познания, поскольку оно опирается только на априорные начала.

Трансцендентальная проблема – философский вопрос о том, как возможно познании, при условии разъединенности субъекта и объекта познания. Попытка ее решения в общем виде привела к возникновению трансцендентальной философии.

Трансцендентальная философия – философская парадигма, исходящее из того. что предметом и делом философии должны являться априорные условия познания. Основоположник в Новое время – Кант. Некоторые черты трансцендентальной философии можно найти у античных философов.

Трансцендентальный субъект – в кантовской философии – трансцендентальное единство апперцепции, которому принадлежат априорные формы чувственности и рассудка; в феноменологии Гуссерля – трансцендентальное «Я», от которого «отмыслены» все эмпирические, в том числе психологические, признаки. Трансцендентальное «Я» на основе Априори осуществляет конститутивные ноэматические акты.

Физикализм в понимании существования -- концепция, сводящее существование к существованию лишь физических, телесных объектов. Характерен для вульгарного материализма.

Форма – «то, как», активное конституирующее начало любого нечто;

- формы мышления – в традиционной формальной логике – структурные образования мысли, различные типы суждений и умозаключений. В философской логике – категории и образуемые им категориальные структуры дискурсов,

- чистые формы рассудка – в кантовской философии =категории.

Фрактал – новейшее понятие математики, физики и синергетики, обозначающее объекты с размытыми внешними и внутренними границами, не подчиняющиеся обычным определениям формы. Может быть соотнесено с неклассической логической идеей недифференцированного (континуального) органического целого.

Фундаментальное онтологическое убеждение – обыденное убеждение в том. что существует объективный (вне-, до- и после- нас) мир, и временно - мы в этом мире. Формируется на основе обыденной повседневной практики. Лежит также и в основе научного познания.

Хиральность – фундаментальное свойство живого вещества, заключающееся в право-левой диссимметрии его молекул, хиральность – одно из условий возможности жизни.

Холизм – философское учение 20 века (представитель – Я.Смэтс), опирающееся на идею целостности как на центральное понятие в построении системы.

Целое – сторона категории часть/целое, то, что состоит из частей и мыслится как одно;

- дифференцированное целое – целое, части которого разделены устойчивыми объективными границами, так что естественное разделение целого идет по этим границам,

- континуальное целое – целое, в котором нет ясных объективных частей, части существуют потенциально (например, кусок сливочного масла). Деление такого целого на различные по форме, размерам и т.п. части – возможно и естественно,

- органическое целое – такое целое, все части которого, выполняя различные функции, служат сохранению этого целого. Обычно бывает дифференцированным целым.

Целостность – принадлежащее целому качество внутреннего единства, спаянности, обеспечивающее его активную автономность;

- эффект целостности – возникновение, при образовании некоторой целостности, новых свойств, отсутствовавших в исходных составляющих до их объединения в целое.

Цель – сторона категории причина/цель, один из видов основания для события; то, на реализацию чего направлена некоторая активность;

- объективная цель – будущее состояние сложной системы, к достижению которого направлено ее функционирование; в логическом смысле – тотальность вещи или полнота понятия,

- субъективная цель – образ некоторого желаемого будущего, к достижению которого активно устремлен субъект, поставивший эту цель; в логическом смысли – свободно поставленная цель.

Часть – то, что входит в состав целого как относительная или потенциальная отдельность и существует в нем, пока целое есть;

- экстенсиональные части – части целого, на которые это целое можно разделить фактически,

- интенсиональные части – части, которые можно выделить из целого лишь в абстракции,

- органические части – части, выпадение которых из целого или их существенное изменение неизбежно ведет к разрушению данной целостности и свойственного ей эффекта целостности.

Эвристичность – полезность в решении каких-нибудь задач. Эвристичными (способствующими успеху) могут быть идеи, методы, теории, «подталкивающие» деятельность воображения, интуицию.

Экзистенция - буквально – существование; в экзистенциальной философии –присущий только человеку способ бытия, как бытия, знающего и переживающего себя.

Экзистенциальная пресуппозиция – неизбежное бессознательное допущение существования того, о чем идет речь.

Экспликация – пояснение, объяснение, не претендующее на раскрытие сущности объясняемого, но способствующее представлению его, отличению от чего-то другого, в том числе от схожего.

Эпистемология – (буквально: учение о знании) – философское учение о познании и знании;

- эволюционная эпистемология – концепция познавательных возможностей человека, возникшая в 20 веке, и утверждающая, что формы, механизмы и способы человеческого познания (в том числе и категории мышления) являются способами адаптации человека к миру и развиваются в процессе его биологической эволюции.

Эпифеномен – побочное явление, сопровождающее какое-либо исходное, основное явление

 


Оглавление

 

Предисловие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.