Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое развитие в 90-е годы




Текст лекции.

1. Демократические выборы народных депутатов РСФСР.

4 марта 1990 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов РСФСР. От выборов прежних лет они отличались тем, что прошли на альтернативной основе. Граждане действительно выбирали: в избирательных бюллетенях были фамилии не одного, как раньше, а нескольких кандидатов.

Выборы показали, что нарастало недоверие россиян к руководству страны. Народными депутатами РСФСР были избраны наиболее известные деятели демократического движения во главе с Б. Н. Ельциным. Это был выбор в пользу демократических реформ.

На I съезде народных депутатов РСФСР (16 мая — 22 июня 1990 г.) предстояло избрать Председателя Верховного Совета — высшее должностное лицо России, обладавшее большими конституционными полномочиями. Претендовали на этот пост лидер коммунистов И. К. Полозков и Б. Н. Ельцин. Борьба между коммунистами и демократами была ожесточенной. Решающее голосование состоялось 29 мая 1990 г. Перевесом всего в 4 голоса победу одержал Ельцин. Он стал Председателем Верховного Совета РСФСР. Председателем Совета министров съезд назначил И. С. Силаева.

Следующий шаг к становлению Российского государства был сделан в апреле 1991 г. III съезд народных депутатов РСФСР принял решение о введении поста Президента России.

12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента РСФСР. Главой государства стал Б. Н. Ельцин.

 

2. От советской экономической системы к рынку.

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Б. Н Ельцин выступил с программой перехода к рынку. Он заявил о либерализации цен и торговли. Государство должно было отказаться от реагирования цен, чтобы наполнить рынок товарами

1) Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности

2) начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли.

3) активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции

4) ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Ответственным за проведение реформ стал один из их разработчиков вице-премьер Правительства РСФСР Е. Т Гайдар.

 

3.«Шоковая терапия».

Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с переходом экономики к рынку в конце 80-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России.

Правительство объявило о введении свободных, не регулируемых государством цен в январе 1992 г. Оно утверждало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Цены на многие товары выросли сразу в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. — в среднем в 25 раз. Инфляция (рост цен) обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.

Резко возросло количество товаров широкою спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил наполнить прилавки товарами, но он привел к спаду не выдерживавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые (а многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, где были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов, прежде всею налогов с предприятии Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от этого пострадали наука, культура, образование, здравоохранение

Социальная цена первою года радикальных экономических реформ оказалась высокой.

Однако население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

Приватизация началась осенью 1992 г. Работники приватизируемых предприятий получили право бесплатно или на льготных основаниях приобрести около 50% акций. Акции подтверждают право их владельцев (акционеров) на собственность и часть прибыли. Большая часть акций выставлялась на продажу. Приобрести их могли только граждане России.

Огромная государственная собственность попала в руки тех, кто к началу приватизации занимал ключевые позиции в партийно-хозяйственном руководстве. По признанию Е. Гайдара, «власть конвертировалась в собственность».

Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 15% всех предприятий торговли, возникло 160 тыс. фермерских хозяйств. В стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

4. Корректировка курса реформ.

В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.

Новый глава правительства, наоборот, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу: предприниматели вывозили прибыль из России, поскольку за рубежом вложение капитала является более выгодным.

Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные кампании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили. Кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля.

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.

 

5. Первые результаты экономических реформ.

В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная, частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Одни звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы.

Одними из важнейших показателей стали:

1) стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37% в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53%).

2) сократился импорт зерновых — 0,6 млн. т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн. т, в России в 1994 г. — 2,1 млн. т).

3) сократилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн. т (в 1980 г. — 0,8 млн. т).

4) уменьшилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.).

5) показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Например, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, в 1994 г. — 26, а в 1998 г. — 29.

 

6.Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.

В начале 1998 г Черномырдин был отправлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. В. Кириенко Приближение финансового кризиса становилось все очевиднее Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета.

1) 17 августа 1998 г правительство объявило о прекращении выплат по ГКО Фактически государство отказалось платить по долгам

2) был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995 — 1998 гг более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено.

3) МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России Правительство Кириенко было отправлено в отставку

Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия.

1) Рубль «подешевел»

2) импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей

3) удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит (превышение доходов над расходами)

4) была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам

В мае 1999 г главой правительства был назначен С. В Степашин, сохранивший преемственность курса

В августе 1999 г новым Председателем Правительства был утвержден В В. Путин С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны.

Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Президент выступал за создание президентской республики, центральной фигурой которой является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Другую точку зрения выражали комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов, являющихся источником всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет РСФСР.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всеобщее голосование (референдум) согласованный проект Основного Закона.

Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу, который не соответствовал Конституции РСФСР, не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. И. о. главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.

Конфликт становился все более острым. Президент приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в столице начались организованные защитниками Верховного Совета акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино. Эти события привели к человеческим жертвам. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска и бронетехника. 4 октября по зданию Верховного Совета был открыт огонь. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть (впервые в современной России) — по партийным спискам.

Конституция провозгласила Россию демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления.

Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности.

Деятельность КПСС была запрещена. Левый фланг политических партий страны заметно ослаб. Возникло несколько политических организаций коммунистического толка. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.

Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х г. пользовались либеральные партии.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент России Б. И. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Выборы проходили в два тура. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Б. Н. Ельцин.

Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен был стать человек, который продолжил бы демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность Председателя Правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. Новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, масштабно мыслящим руководителем. Это был политик, способный объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.

На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей.

31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке.

Исполняющим обязанности Президента страны стал Председатель Правительства В. В. Путин. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.

Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия советов. В основу государственного устройства был положен впервые в тысячелетней истории России принцип разделения властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны парламентаризм. Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления. Государственные и местные органы власти избирались путем голосования.

Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность. Были зарегистрированы и действовали более 150 политических партий и общественно-политических движений. Впервые вопрос о том, кому быть главой Российского государства, решали избиратели, участвовавшие в президентских выборах 1996 и 2001 гг.

 

Вопросы к лекции:

1. Чем можно объяснить неудачи реформирования советской экономики в конце 80-х — начале 90-х гг.?

2. Какие основные положения включала программа экономических преобразований, оглашенная Президентом России 28 октября 1991 г.?

3. В чем вы видите причины финансового кризиса 1998 г.?

4. Как изменилась расстановка основных политических сил после августа 1991 г.?

5. Назовите различия в подходах к разработке новой Конституции страны, существовавшие в 1992 — 1993 гг. Чем они были вызваны?

6. Какие результаты политического развития страны в 90-е гг. вы считаете определяющими? Почему?

7. Какие проблемы в политическом развитии обозначились в ходе реформирования российского общества в 90-е гг.?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.