Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Споры акционеров и корпорации




Категории "корпоративное право", "корпоративный спор" в России законодательно не закреплены. Лишь в Распоряжении ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" содержится неполное определение понятия "корпоративный конфликт". 
 Пункт 1.1.1 главы 10 Распоряжения № 421/р закрепляет следующую дефиницию "корпоративного конфликта" применительно к акционерным обществам. Это любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо разногласие или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества. 
 Понятие "корпоративный спор" является сложным в силу двуединой смысловой нагрузки: прилагательное "корпоративный" определяет субъектный состав спорных правоотношений, предмет и объект спора; существительное "спор" указывает на процессуальный характер понятия. 
 Субъектами корпоративного спора могут выступать: 


· юридическое лицо

· орган управления юридического лица

· предпринимательские объединения юридических лиц

· акционер, участник (учредитель)

 

Юридическая конструкция коммерческой организации такова, что в ее субъектный состав включено значительное число лиц, являющихся носителями имущественных интересов. Предпосылки конфликта интересов — ограниченность единых для множества заинтересованных лиц денежных и иных имущественных ресурсов [3], психологически обусловленное противоречие личных интересов и интересов компании.

 

Положения ст. 48 ГК РФ имеют принципиальное значение: законодатель целенаправленно установил юридическую модель разграничения интересов и соотношения имущественных прав юридического лица и его учредителей. Особенности предмета корпоративных споров предопределены спецификой корпоративных прав участников, акционеров корпорации.

Предметом корпоративного спора могут выступать:

 

· защита прав миноритарных акционеров

· внесение записей в реестр владельцев именных ценных бумаг

· обжалование решений органов управления юридического лица

· перевод на акционера и (или) акционерное общество прав и обязанностей покупателей акций в связи с преимущественными правами на приобретение отчуждаемых акций

· признание сделок, совершаемых обществом, недействительными

· признание записи, внесенной в ЕГРЮЛ, недействительной

· иные

 

Объекты корпоративного спора: решение общего собрания акционеров, доли в уставном капитале, акции, запись в ЕГРЮЛ, имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности и др.

 

Корпоративные споры представляют собой один из наиболее сложных видов правовых споров, поскольку часто бывают осложнены личными отношениями спорящих сторон. Особую сложность данному виду конфликтов придает и то, что они ведутся «по всем фронтам», то есть одновременно посягают на акционерный капитал, на имущество компании; могут включать в себя борьбу за долги компании для ее последующего банкротства. Одновременно возможно и уголовное преследование участников конфликта. При этом на каждом направлении необходимо выстроить эффективные линии обороны.

 

 

Билет №34 Объединение корпораций Правовое положение корпоративных объединений. Коммерческие организации и некоммерческие корпорации в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных и иных интересов могут по договору между собой создавать различные объединения. ГК РФ предусматривает две формы таких объединений: ассоциации и союзы.

Субъекты, вступившие в объединение, при этом не теряют юридическую личность, и более того, они сохраняют свою самостоятельность и свободу в выборе и изменении своей организационной формы. Само же объединение корпораций становится новым самостоятельным юридическим лицом со всеми необходимыми атрибутами: балансом, банковским счетом, печатью, органами управления, необходимым имуществом. Объединение несет юридическую ответственность по своим обязательствам, но не по обязательствам своих членов (п. 4 ст. 121 ГК РФ). Однако члены объединения несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Условия, размеры и порядок такой ответственности определяются в учредительных документах.

На ассоциации, союзы распространяется обязанность соблюдать антимонопольное законодательство, положениям которого не должно противоречить ни одно из их соглашений.

Основной принцип во взаимоотношениях членов объединения – добровольность. Юридической формой ее выражения являются учредительный договор, подписанный всеми членами ассоциации (союза), и утвержденный ими устав. В нем помимо общих сведений должны содержаться сведения о составе объединения, органах управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим решения единогласного или принятия его квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации.

Объединения корпораций по гражданскому законодательству Российской Федерации не признаются коммерческими организациями. Они создаются не для получения прибыли, а для координации предпринимательской деятельности ее членов, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в различных государственных и иных органах, в международных организациях, например: Ассоциация совместных предприятий, Союз предпринимателей и др. Если же по решению участников (членов) на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо создать таковое для ведения предпринимательской деятельности.

Члены ассоциаций (союзов) имеют определенные права и обязанности, как-то: право безвозмездно пользоваться услугами, оказываемыми ассоциацией, право по окончании финансового года выйти из нее. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Однако член объединения может быть и исключен из состава по основаниям, установленным в учредительных документах. В отношении ответственности здесь применяется вышеизложенное правило. Новые участники ассоциации вступают в нее, если на то есть согласие всех ее членов. Вступление нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Одной из основных обязанностей членов ассоциаций является обязанность внести вступительный взнос. Взносы должны периодически уплачиваться и в дальнейшем. От их размеров зависит объем выполнения и другой важной обязанности: по несению субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации.

Виды корпоративных объединений. Рыночные отношения в России только начинают складываться. В настоящее время идет активный процесс преобразования предприятий, основанных на государственной собственности, в предприятия, опирающиеся на иные формы собственности, иначе говоря, идет перестройка «нижних этажей» здания, называемого народным хозяйством.

Как только он будет в основном завершен, переделке подвергнутся и «верхние этажи», в частности начнется процесс установления связей между корпорациями. Нельзя сказать, что такие связи сегодня вообще отсутствуют. Нет, они существуют, но выражаются по большей части в форме ассоциаций, союзов. Именно об этих разновидностях объединений юридических лиц и идет речь в новом Гражданском кодексе Российской Федерации.

В целом в ГК РФ сохраняется отрицательное отношение к объединениям предприятий, которые в условиях административно-командной экономики были разновидностью органов управления, стесняющих свободу предприятий. Такая же позиция отражена и в Законе «О некоммерческих организациях»: объединения юридических лиц не должны носить коммерческого характера. Однако хозяйственная практика пошла дальше, в некоторых отраслях промышленности стали появляться нетипичные хозяйственные объединения (например, АО «Газпром», в составе которого объединены множество предприятий). Вот почему законодатель предусмотрел в Законе об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. возможность участия акционерных обществ в объединениях коммерческих организаций.

Многообразие корпоративных объединений, конечно же, не сводится только к союзам и ассоциациям. Связи между корпорациями гораздо более многообразны, многолики и разноплановы. В западных странах технический прогресс в настоящее время привел к концентрации капиталов, выраженной в многочисленных объединениях предприятий. Обратимся к опыту развитых промышленных стран, где рыночные отношения имеют более длительную историю, и кратко охарактеризуем основные виды корпоративных объединений.

А. Союзы – это объединения предприятий по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях. Члены союзов не ведут совместную хозяйственную деятельность. Хотя функции союза в основном сводятся к представительским, он может разрабатывать экономические и юридические прогнозы, созывать конференции, обобщать и распространять передовой опыт, предоставлять информацию членам союза, вести издательскую деятельность в интересах участников. Союз вправе создавать свои представительства в отдельных регионах или органах, а также специальные фонды. Деятельность этого объединения осуществляется за счет членских взносов, добровольных взносов и пожертвований.

Б. Хозяйственные ассоциации очень близки по своему положению к союзам, поскольку имеют с ними много общих черт. Они тоже в основном создаются по ведомственной принадлежности и могут входить в другие объединения без согласия членов ассоциации. Как и союзы, они представляют интересы своих членов в отношениях с государственными и негосударственными организациями. Но в ассоциации главными все же являются не представительские функции, а функции производственного характера, к числу которых относятся функция координации производственной деятельности между участниками ассоциации, функция углубления между ними специализации, функция кооперации, функция централизации выполнения определенных функций. Большая доля внимания, энергии ассоциаций направляется на создание новых хозяйственных обществ и товариществ.

В. Концерны по сравнению с вышеуказанными объединениями – структура более централизованная и жесткая. Они также являются добровольными объединениями корпораций на основе централизации производственных функций, научно-технической политики, инвестиций, финансовой и технической политики, внешнеэкономической деятельности, имеющими своей целью и организацию коммерческого обслуживания. Концерны могут создавать хозяйственные организации (центры, службы и т. п.), правовое положение которых они определяют сами. Управление концерном осуществляют органы (правление, руководитель), избираемые его участниками. Единое управление – отличительный признак концерна.

Взаимоотношения между членами концерна довольно жесткие, хотя строятся они на договорной основе, а не на иерархической зависимости. Например, без согласия концерна его члены не могут быть одновременно участниками других концернов или ассоциаций. Участники концерна в соответствии с его учредительными документами могут нести субсидиарную юридическую ответственность по обязательствам объединения, а оно, в свою очередь, отвечать по обязательствам участников. Наконец, концерны часто создают собственные корпорации, выступая по отношению к ним в качестве собственника-учредителя, например внешнеторговые, рекламные, сбытовые, консультационные и др.

Концерны делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные концерны имеют очень сложную структуру и объединяют фирмы различных отраслей промышленности, участвующих в связанном производственно-технологическом процессе, как, например, горноразработка – металлургия – машиностроение. Горизонтальные концерны по своему строению проще, поскольку они объединяют корпорации, относящиеся к одной отрасли.

Г. Консорциумы – это временные союзы, объединения на паевой основе, которые возникают сразу между несколькими банками и промышленными корпорациями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого проекта. По некоторым параметрам с ними сходны финансово-промышленные группы в России. Консорциум создается обычно тогда, когда проект превышает финансовые возможности одного банка. Он может образоваться и без непосредственного участия банков самими решившимися объединиться промышленными корпорациями, которые располагают необходимыми финансовыми возможностями. Целью такого объединения может быть реализация программ, проектов, государственных заказов. Предприятия при этом могут сохранять ведомственную принадлежность. Создаются консорциумы на срок выполнения программ, проектов, заказов.

Деятельность данного вида объединений строится на основе распоряжения паевыми взносами и ресурсами. Не исключено привлечение и заемных средств по согласию либо поручению участников.

Обязанности между участниками консорциума распределяются исходя из того, кто лучше себя проявил в определенной области или деятельности либо кто сможет свести издержки к минимуму. Нередко косцорциумы возникают на стыке различных отраслей.

Консорциум представляет интересы своих участников перед государственными органами. Для этой цели в его структуре создаются исполнительные органы. Однако допустимо и поручение выполнять представительские функции одному участнику. Если по ходу выполнения проекта выявится необходимость в создании какой-либо хозяйственной организации, то консорциум вправе это сделать. Органы управления данного вида объединения существуют на отчисления его членов. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком. Его создание оформляется учредительным договором. Прекращение деятельности консорциума обычно осуществляется по причине реализации поставленных задач.

Д. Картели – объединения корпораций с целью эффективного решения вопросов, связанных со сбытом продукции. Создание таких объединений, осуществляемое также на договорных основах и при наличии добровольности участия, может преследовать следующие цели: овладение рынками сбыта, разграничение сфер влияния, регулирование цен на продукцию и т. п.

Е. Корнеры – форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.

Ж. Конгломераты очень похожи на вертикальные концерны и создаются из корпораций, взаимосвязанных в процессе производства. Однако нередки объединения и без производственной общности. Отличием конгломерата от концерна является то, что его участники пользуются широкой автономией. Причина предоставления такой свободы состоит в стремлении членов конгломерата вкладывать свой капитал более эффективно, не обременяя себя необходимостью получения на то согласия остальных участников объединения. Однако стремление это обоюдное, поскольку конгломерат в целом тоже выигрывает, если его участники сильны в экономическом плане.

3. Трест – вид объединения корпораций, который отличается прочностью экономических и организационных связей. Корпорации, в нем участвующие, теряют хозяйственную и частично юридическую самостоятельность, так как здесь объединение происходит практически по всем параметрам их деятельности. Могут создаваться и международные тресты.

И. Синдикат – это такое объединение, где корпорации теряют только свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката – решение вопросов сбыта. Для этой цели в его структуре создается одно, а чаще всего целая сеть торговых товариществ. Но их деятельность не ограничивается сбытом продукции корпораций – участников синдиката. Созданные для решения проблем сбыта, эти товарищества могут вести любую хозяйственную деятельность.

К. Франчайза (франчайзная система) – это гибридная форма сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства. Название ее произошло от французского слова франчиза, т. е. льгота, привилегия. По существу франчайза есть объединение между корпорациями, отдельными бизнесменами. В соответствии с учредительным договором крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию или бизнесмена своими товарами, рекламными услугами, технологиями. Эта же корпорация (франчайза) обязуется предоставлять и услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы. Не исключено также инвестирование определенного капитала со стороны корпорации-франчайзы в фирмы, находящиеся как бы под ее покровительством.

Л. Холдинг – это не столько добровольное, сколько вынужденное объединение корпораций для того, чтобы не пропасть, а выжить и, может быть, даже повысить свою конкурентоспособность. Обычно участники холдинга все-таки имеют достаточную степень свободы в оперативной деятельности. Но по таким вопросам, как установление цен на материалы и комплектующие, ими поставляемые, они вынуждены подчиняться. Холдинг определяет общую стратегию развития предприятий, которые он объединяет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.