Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культ Прекрасной Дамы




Турниры.

Изобретателем турниров прослыл французский рыцарь Готфрид де Прельи, который в XI веке ввел некоторые правила, ограничивавшие боевой энтузиазм участников воинских игр. Правила запрещали биться вне очереди, ранить лошадь, выступать против одного вдвоем или целой группой. Противника, забрало которого опущено, разрешалось бить в лицо и в грудь, но как только забрало откроет лицо - следовало немедленно прекращать бой. За соблюдением правил следили герольды,

которые в случае нарушений вмешивались и наводили порядок. В более поздние времена, когда вошел в моду культ дамы сердца, с просьбой остановить бой герольды обращались к дамам, и слово дамы бьшо законом. Поэтому случалось, что и судьей турнира избиралась дама, хотя обычно бой судили коронованные особы и старейшие рыцари.

Турниры были нескольких видов:

- конные ристания, в которых целью каждого рыцаря было выбить противника из седла;

- битва на мечах между конными или пешими противниками;

- метание копий и стрельба в цель из лука или арбалета;

- особый вид боевой игры - «осада замка», для которой­специально строили деревянную крепость, а участники делились­на две группы - штурмующих и обороняющих эту крепость.

Обычно инициатором проведения турнира выступал крупный феодал, который рассылал гонцов к владельцам соседних, относительно близко расположенных замков. Во второй половине Средних веков уже существовали турнирные книги - списки, подтверждающие право того или иного рыцаря участвовать в турнирах: к участию допускались люди только благородного происхождения, при этом с безупречной репутацией, ничем не запятнавшие свою честь.

Получив приглашение, рыцарь отправлялся в дорогу в сопровождении оруженосцев и домашней челяди. Прибыв на место, рыцарь устраивался на ночлег. Наиболее знатных принимал у себя владелец замка, остальные стремились поселиться в городе или селении, расположенном у стен замка. Заняв дом под постой, тут же вывешивали свое знамя и щит над входом, для всеобщего сведения. Те, кому не досталось места в городе, разбивали в его окрестностях палатки, так же обозначая место своего пребывания флагом и щитом. У щита стоял на страже оруженосец.

Утром из башни замка раздавался звук рога, созывавший в церковь прослушать обедню; после обедни ехали к месту турнира.

Арену боя огораживали, оставляя с двух сторон ворота, которые охранялись вооруженными отрядами во главе с

герольдами и трубачами. Вокруг арены возводились галереи для зрителей познатнее, с судейской ложей в центре. Если предполагалось избрать королеву турнира, для нее готовилась особая ложа, в которую с утра набивались пажи и девушки из знатных семей, исполнявшие роли придворных дам королевы.

Большой турнир длился не один день. Первую его часть составляли единоборства.

Для начала герольды поименно называли первую пятерку рыцарей, сопровождая имя каждого перечислением боевых заслуг его самого и доблестей его предков. Затем всем желающим предлагалось вызвать на бой любого из пятерки: надо было подъехать и коснуться копьем его щита. Если касались тупым концом, предстоял бой на затупленном оружии, если острием -объявлялась битва без пощады, насмерть. После этого первые пять пар начинали бой.

Победителя первого дня объявляли после того, как будет сломано пять копий. Устроитель турнира надевает победителю на конец копья корону из зеленой тафты, с золотым обручем, украшенную золотыми сердцами и стрелами. Объехав круг, победитель останавливается против избранной им дамы и кладет корону к ее ногам. Королева занимает место в приготовленной для нее ложе.

Второй день турнира - массовый бой, когда бьются отряд против отряда. Победителя в массовом бою Королева турнира увенчивает лавровым венком. Но кроме этого лестного знака боевой славы, турнир мог принести и материальную выгоду: принудив противника к «сдаче в плен» и захватив его лошадь, можно было получить выкуп.

Заключительное событие турнира - само собой, пир в замке устроителя, где собираются все - и победители, и побежденные.

Турниры наносили существенный урон рыцарским рядам. Например, в 1240 году на турнире, состоявшемся вблизи Кельна, погибло 60 рыцарей. Началась борьба против турниров: ее начала церковь, еще в XII веке установив дни Божьего перемирия, когда запрещалось поднимать оружие против кого-либо. В 1312 году французский король Филипп Красивый издал указ о запрете

турниров и дуэлей. С указом не слишком считались; разве что старались применять затупленное оружие. Нарушали указ и сами короли, желавшие показать себя доблестными воинами: в 1559 году на турнире погиб от руки графа Монтгомери французский король Генрих Второй, в 1571 тоже на турнире был ранен, но остался жив Карл IX. Выздоровев, он категорически запретил эти рыцарские развлечения, что свидетельствует, прежде всего, о возросшем влиянии королевской власти. Это положило конец публичным играм с оружием, но нелегально боевые поединки продолжались, невзирая на угрозу наказаний. Дело в том, что другого способа защитить свою честь тогда не видели; эта традиция оказалась живучей - она просуществовала до начала XX века.

Из крестовых походов рыцари возвращались сильно изменившимися. С одной стороны, пришло осознание несбыточности вдохновлявшей походы идеи: единое христианское государство не только не было создано, но и окончательно был утрачен завоеванный было Иерусалим. С другой стороны, за время походов рыцари повидали чужие края, познакомились с древними культурами - более высокими, чем их собственная; большое впечатление произвели на них невиданные до тех пор богатство и роскошь. За время походов рыцари отвыкли от сидячего образа жизни в замках, теперь они были склонны к постоянному общению, к широким и разнообразным связям между собой.

Религиозный пыл рыцаря утратил воинственный оттенок и обратился к образу Богоматери - Кроткой Дамы Небес, которую начали изображать со скипетром и державой, в короне, усыпанной бриллиантами, что сближало ее с образом вполне земной властительницы - королевы, жены старшего сеньера-короля.

А дома вернувшиеся из походов рыцари находили значительные перемены. Их жены, прежде жившие затворницами на своей половине дома в замке, в отсутствие мужей были вынуждены вникнуть в хозяйственные дела феода, научились им

 

управлять и привыкли к самостоятельности. Отвыкшие же от дел рыцари стали считаться с мнением женщин, и вскоре дамы стали украшать своим присутствием любое рыцарское сборище, внося свой вклад в решение деловых вопросов. Но чтобы заставить себя уважать женщину, надо было ее возвысить, возвести на пьедестал. И тут как нельзя более кстати возникла аналогия с Девой Марией: приблизив Богоматерь к земле, рыцари подтянули к ней свое новое отношение к женщине; из этого сближения развился культ Дамы сердца и помыслов рыцаря. Теперь и список рыцарских доблестей выглядел по-новому: «Рыцарь должен быть честным, умным, смелым, скромным, щедрым, набожным, вежливым и непременно влюбленным». Модой века стала возвышенная (часто заочная) любовь к Даме. Служить даме означало носить ее­цвета (то есть - в одежде иметь детали того цвета, который есть в­фамильном знамени или гербе дамы), сражаться в ее честь на­турнире и на войне, защищать ее имя против всех и каждого, быть­готовым исполнить любое ее пожелание.

Чтобы дама признала рыцаря своим служителем, приходилось совершать различные подвиги. Обряд такого признания был похож на принесение рыцарем вассальной клятвы своему сеньеру; в заключение дама вручала рыцарю свое кольцо (иногда кольцо присылали с гонцом, не снисходя до личной встречи). Скромность

- эта новая рыцарская добродетель - предписывала не разглашать­имя Дамы сердца, но конспирация соблюдалась весьма­формально. Дамы дарили своим рыцарям мелкие личные вещи -­вуаль, пояс, иногда даже рукав от платья, и рыцарь укреплял этот­сувенир на своем щите. Во время турниров случалось, что эти­вещи были повреждены оружием противника - даме полагалось­этому радоваться. А если во время схватки рыцарь терял знак­своей дамы, она тут же бросала ему новый, чтобы подбодрить его.­Единственное, что не было принято - это избирать дамой сердца­собственную жену.

Как и всякая романтическая затея, культ Дамы сердца довольно быстро начал формализоваться. Даму стали выбирать не по личной склонности, а по соображениям карьеры или из тщеславного желания слышать свое имя в сочетании с более

громким титулом дамы. Появился новый тип странствующего рыцаря, который искал не обездоленных, нуждающихся в защите, а случая разрекламировать свое служение Даме. В середине XIII века один из таких рыцарей, Ульрих фон Лихтенштейн, подробно описал свои подвиги на поприще «служения Даме». Он разъезжал по Европе, вызывая желающих сразиться с ним в честь дамы, рыцарем которой он желал стать. Видимо, желающие не спешили, поэтому он стал обещать каждому, с кем сразится, золотое кольцо. К концу своих странствий он роздал 171 кольцо и сломал 307 копий. Наконец, дама прислала ему кольцо в знак признания его подвигов, но все же просила оставить ее в покое. Он обиделся и переключил свое внимакние на другую. При этом его законная жена благополучно жила в замке Лихтенштейн, и время от времени он ее навещал - ко взаимной радости обоих.

Образование и воспитание молодежи.

В начале Средних веков Европа не могла похвастать большим количеством образованных людей. Среди рыцарей и даже среди священников многие были совсем неграмотны, то есть не умели ни читать, ни писать. Сообщения друг другу посылали на словах, с гонцами, а молитвы выучивали на слух, под руководством священника, который знал тексты наизусть.

Во времена зрелого феодализма образование стало распространяться во всех слоях общества, открылось много школ при церквях и монастырях, стали возникать университеты. Основу средневекового образования составляли богословие и семь свободных наук (т.е. предназначенных для свободных людей): грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Но для благородного сословия обучение в школе не годилось: мальчиков обучали дома, привлекая для этих целей местного священника или заезжего студента. Тем, более, что особой образованности от рыцаря и не требовалось: он должен был освоить семь рыцарских совершенств, куда входили верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, игра в шахматы и стихосложение.

Постепенно сложилась трехступенчатая система рыцарского воспитания, состоявшая из трех этапов продолжительностью по семь лет каждый.

До семи лет мальчик жил в замке родителей и обучался грамоте у священника, а во дворе - верховой езде, владению мечом и копьем, стрельбе из лука, обращению с охотничьими соколами и собаками. В семь лет будущий рыцарь отправлялся ко двору сеньера и становился пажом. Здесь он прислуживал хозяйке замка, усваивал манеры поведения в обществе и продолжал совершенствоваться в боевых науках. Если в замке было несколько пажей, надзор за ними поручали особо доверенному оруженосцу или рыцарю.

В четырнадцать лет паж становился оруженосцем своего сеньера. В этом качестве он ухаживал за лошадьми и собаками сеньера, встречал и провожал гостей, помогая им сойти с лошади или сесть на нее, помогал накрывать столы для пира и даже прислуживал за обедом, разливая вино и разрезая кушанья на порции. В поездках сеньера на турниры и в боевых походах оруженосец сопровождал сеньера, стоял на страже у его палатки в военном лагере, заботился о лошадях. Во время боя оруженосец находился позади боевых линий с двумя-тремя запасными конями и запасным оружием сеньера. Сам оруженосец был вооружен нешироким мечом и имел лук со стрелами и боевой топор. Ни кольчуги, ни тем более панциря оруженосцу не полагалось: для защиты он имел небольшой щит и надевал куртку из толстой ткани. В позднем средневековье прием в оруженосцы сопровождался вручением серебряных шпор.

Прослужив семь лет в оруженосцах, юноша считался совершеннолетним, и в возрасте двадцати одного года его посвящали в рыцари. (В европейском законодательстве до наших дней совершеннолетним человек считается только по достижении 21 года: до этого он не имеет права наследовать имущество и вообще ограничен в материальных правах).

Главной проблемой в семье рыцаря были младшие сыновья. Имение со всеми доходами наследовал старший сын, он же носил родовой титул. Младшим не могли отказать в посвящении в

рыцари, но обеспечить свое имущественное положение они должны были сами. Поправить дело могла женитьба на наследнице хорошего состояния или хотя бы на невесте с приличным приданым. Те, кому это не удавалось и кто не горел желанием совершать воинские подвиги, становились служителями церкви. Большинство же вступало в отряды, предводительствуемые воинственными сеньерами, и отправлялось за военной добычей. Возникло даже такое явление, как эмиграция: например, армия Вильгельма Завоевателя, вторгшаяся в XI веке в Англию, состояла едва ли не полностью из младших сыновей, которые и осели на завоеванном острове. Многие бедные рыцари оставались на землях, захваченных во время первого крестового похода в 1066 году. Прибежищем для малоимущих стали также духовно-рыцарские ордена, создававшиеся в ХI-ХШ веках. В среде этих орденов формировались наиболее фанатичные ревнители христианской веры и рыцарской чести.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.