Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы профессиограммы




Глоссарий

Определить различия профессиограммы и психограмма

Фазы профессиограммы

Профессиограммы и психограмма работника в будущей профессиональной деятельности

Тема 1

ПСИХОЛОГИЯ

Упражнения для развития нестандартного мышления

Что может быть

Что изменилось

Эта игра напоминает предыдущую. Разница в том, что вы меняете местами, к примеру, лепестки цветика-семицветика, добиваясь, чтобы ребёнок произносил: «Красный лепесток был вторым по счёту, а теперь стал пятым». Для усложнения можно оставлять всё как было или добавлять новые элементы. Дети очень любят эти занимательные игры и обязательно придумают индивидуальный способ, доверьтесь им в этом.

Ребёнку 3-5 лет задайте вопрос: «Что может быть… сладким? (сахар, конфета, мамин поцелуй); …синим (море, небо, платок); …шершавым (скамейка, язык кошки, кора дерева)». Детям старше 5 лет усложните задание, попросив отгадать описательную загадку. Например: «Круглое, румяное, сладкое, сочное… что это?» — «Яблоко!»

В 6-7 лет дети способны завершать предложения такого плана: «О чём можно сказать: «Жёлтое… солнце»; «алый… арбуз»; «хмурое… небо»; «глубокая… лужа».

Упражнение «Альтернатива»

Дайте ребенку простой предмет (ручка, карандаш, скрепка, пуговица, тарелка, носок и т.д.) и предложите подумать над альтернативным способом его использования. Например, скрепкой можно использовать как пуговицу, закладку, заколку и т.п.

Начните с 10 способов, а затем повышайте планку до 15 – 20. Отведите на выполнение упражнения 7 минут. Чем больше вариантов придумает ребенок, тем лучше.

Важно поощрять даже самые неожиданные варианты. Например, скрепка в качестве прищепки для носков. Но при этом попросите ребенка пояснить, как именно он собирается применить это в жизни.

Упражнение «Ассоциации»

Вы говорите ребенку любое слово и спрашиваете, с чем оно ассоциируется – а затем по очереди придумываете варианты. Проигрывает тот, у кого закончились ассоциации.

Например, слово «молоко» может ассоциироваться с коровой, деревней, кашей, соской, какао, творогом и др. Главное соблюдать здесь правило из предыдущего упражнения. Как только у ребёнка появляется ассоциация, которая совсем не очевидна, попросите объяснить ее. Например, ребенок на слово «молоко» говорит «бабушка». Надо поинтересоваться, почему именно бабушка. Если ребенок сможет самостоятельно (или с вашей помощью) внятно объяснить, почему назвал «бабушку», то принимайте ответ и продолжайте игру

 

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Психограмма - (от греч. Ψυχή - душа и γραμμα - буква, запись), (англ. Psychogram) - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов с целью наглядного сравнения различных индивидов.

Организационное поведение и управление персоналом в наше время стало возможным за счет изучения структуры и особенностей каждой профессиональной сферы деятельности. Наиболее важную роль здесь играют профессиограммаи психограмма. Рассмотрим более подробно, что раскрывают их понятия и структура.

1 фаза – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 фаза – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения.

Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.

2. Комплексность изучения.

3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).

4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).

5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

6. Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

- общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);

- содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);

- средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.

Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):

1. Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).

3. Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).

4. Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).

5. Диагностические.

Существуют различные схемы профессиографирования. Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:

· - типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:

-человек – природа

-человек – техника

-человек – человек

-человек – знаковые системы

-человек – художественный образ;

· - классы (цель труда);

· - отделы (использование средств деятельности);

· - группы (преимущественные условия труда).

Как составить профессиограмму? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).

2. Как человек делает? (анализ действий).

3. Для чего человек делает?

4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.