Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды монополии




МОНОПОЛИЯ-1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. -это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Виды монополий: Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов.

22.Осуществление государственной антимонопольной политики. Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д. Антимонопольная политика – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.2. Подход, который на основе правила целесообразности заключается в признании действий фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие противоречит общественным интересам. Данный подход требует квалифицированного анализа рыночной ситуации антимонопольными органами.Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).Закон Шермана был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.Закон Клейтона был предназначен для того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:охрана и поощрение конкуренции;контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;контроль над ценами;защита интересов потребителей;защита среднего и малого бизнеса.В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия.Конечной целью любого антимонопольного законодательства является эффективное противодействие попыткам фирм поставить под контроль определенный сегмент рынка. Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными услугами).Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения цен или ограничение выпуска продукции со стороны фирм, стремящихся использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии. Как и в случае конкретных рынков, издержки естественных монополий должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;производство должно быть эффективным.В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:двухкомпонентный тариф – система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;система стимулов для снижения издержек;меры регулирования нормы прибыли и др.

 

 

23.Принципы управления корпорацией. Корпоративное управление – это урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений, с помощью которой корпоративная организация реализует, представляет и защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров. Принципы корпоративного управления - это исходные начала, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы корпоративного управления обществом. Корпоративное управление осуществляется в соответствии с принятым в Обществе Кодексом корпоративного управления и основывается на следующих принципах. Подотчетность. Кодекс предусматривает подотчетность Совета директоров Общества всем акционерам в соответствии с действующим законодательством и служит руководством для Совета директоров при выработке решений и осуществлении контроля деятельности исполнительных органов Общества. Справедливость. Общество обязуется защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам. Совет директоров предоставляет всем акционерам возможность получения эффективной защиты в случае нарушения их прав. Прозрачность. Общество обеспечивает своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных фактах, касающихся его деятельности, в том числе о его финансовом положении, социальных и экологических показателях, результатах деятельности, структуре собственности и управления Обществом, а также свободный доступ к такой информации всех заинтересованных лиц. Ответственность. Общество признает права всех заинтересованных лиц, предусмотренных действующим законодательством, и стремится к сотрудничеству с такими лицами в целях своего развития и финансовой устойчивости. В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать:защиту прав акционеров;равное отношение к акционерам;признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами.

 

 

24.Функции корпоративного управления. Корпоративное управление-система взаимодействия между акционерами и руководством, включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния. Функции КУ: 1) функция планирования, которая предполагает:разработку научно обоснованной программы развития акционерного общества в целом либо направлений его деятельности или отдельных подразделений; определение целей и задач (краткосрочных и долгосрочных) по реализации данной программы; обеспечение программы необходимыми материальными, финансовыми, организационными и трудовыми ресурсами; - определение средств достижения планируемых результатов; 2) функция организации, которая представляет такой вид деятельности, который направлен на более конкретные цели, а именно на формирование управляемой и управляющей систем. Она включает:проработку организационной структуры акционерного общества;формирование органов акционерного общества, определение или корректировку их компетенции;установление порядка взаимодействия участников управленческих отношений;осуществление координации между структурными подразделениями и т.д.; 3) функция руководства, которую можно рассматривать как воздействие субъекта управления на содержание деятельности управляемого объекта для достижения сформулированной в плане цели.4) функция контроля, которая в корпоративном управлении имеет два значения. Первое значение связано с тем, что контроль - одна из основных функций управления, второе - это постоянно действующий фактор управления, не связанный исключительно с проверкой исполнения управленческих решений. Контроль охватывает все стороны деятельности хозяйственного общества, представляя собой постоянное наблюдение за упорядоченностью управляемой системы, за ее состоянием.5) функция координации, которая призвана обеспечить отлаженный механизм на всех этапах и уровнях осуществления хозяйственной деятельности организации. Координация - это определенная согласованность, признанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы. Координация предполагает согласованность действий, частей и элементов в течение длительного времени и при решении типичных задач в рамках общей для данной системы задачи. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.На базе общих функций корпоративного управления формируются такие, которые свойственны тому или иному субъекту управления и вытекают из его специфики. Специальные функции служат развитию общих функций, применительно именно к особенностям субъектного характера.

 

 

25.Система органов управления корпорации. Общее собрание как высший орган управления корпорацией. Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества. Проведение общего собрания акционеров имеет большое значение, поскольку на собрании обществу предоставляется возможность информировать акционеров о своей деятельности, достижениях и планах, привлекать акционеров для принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности общества. Также общее собрание важно и для акционеров, так как именно на собрании они имеют реальную возможность получить информацию о деятельности общества и реализовать свое право на участие в управлении обществом. На годовом общем собрании решаются следующие вопросы, которые составляют исключительную компетенцию годового собрания:избрание совета директоров (наблюдательного совета); утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года, и убытков общества по результатам финансового года;утверждение аудитора общества;избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.Собрания акционеров, проводимые помимо годового собрания, являются внеочередными. Внеочередное собрание акционеров проводится по решению совета директоров общества на основании собственной инициативы совета директоров, по требованию ревизионной комиссии (ревизора), аудитора общества, а также по требованию акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Совет директоров играет важную роль в сфере общего руководства деятельностью и во внутренней организации общества. В этой сфере совет директоров обладает компетенцией по следующим направлениям:определение приоритетных направлений деятельности общества и осуществление стратегического руководства;определение финансово-хозяйственной политики общества. Осуществляя компетенцию в данном направлении, совет директоров должен: определять стратегию развития общества;ежегодно утверждать финансово-хозяйственный план; утверждать процедуры внутреннего контроля. Председатель совета директоров вправе подписывать договоры между обществом и членами исполнительных органов. Исполнительные органы общества подотчетны совету директоров и общему собранию акционеров. К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества, а также их закрытие.Совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов. Для реализации этой функции к компетенции совета директоров отнесены вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.В целях урегулирования корпоративных конфликтов совет директоров может образовать комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.К компетенции совета директоров отнесены вопросы, связанные с управлением активами и уставным капиталом общества, а именно: вопросы о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; определение цены имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг; использование резервного и иных фондов. Члены совета директоров действуют в интересах общества, поэтому они не должны иметь конфликта интересов. Единоличный исполнительный орган управления акционерным обществом может называться по-разному: генеральный директор, просто директор, управляющий, президент, председатель правления и др. Он может возглавлять правление. Если такового в акционерном обществе не создается, то он становится его единоличным исполнительным органом. Генеральный директор осуществляет руководство текущей работой общества, при этом он руководствуется действующим законодательством, уставом общества и Положением о генеральном директоре. Свою деятельность генеральный директор должен сообразовывать с поставленной перед ним целью: обеспечивать прибыльность и конкурентоспособность общества, способствовать его финансово-экономической устойчивости, обеспечению прав акционеров и социальных гарантий его наемных работников.

 

 

26.Критерии эффективности деятельности корпорации.

Показатели эффективности деятельности корпорации– это абсолютные и относительные данные. Основной из них – прибыль – конечная цель и основной критерий деятельности фирмы. Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистыми затратами и чистой продажной ценой) и системы мер по реализации. Валовая прибыль обеспечивает: покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);

погашение всех долгов и займов;выплату отчислений в пенсионный фонд;уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования;замену основных средств при их износе;повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены;увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;выплату дивидендов. Только после того как будут удовлетворены все эти требования, оставшуюся часть прибыли можно снова вложить в производство в целях дальнейшего расширения предприятия. Каждое предприятие должно постоянно получать некоторую минимальную сумму валовой прибыли лишь для того, чтобы его владельцы могли выжить. Стоимость или объем продукции, которую необходимо реализовать, чтобы получить достаточную валовую прибыль, оставшуюся после удовлетворения прочих требований, называют критическим объемом продаж. На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности. Важный показатель эффективности – объем продаж. Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:отношение объема продаж к активам;отношение объема продаж к основному капиталу;отношение объема продаж к оборотному капиталу;отношение объема продаж к материально-производственным запасам;доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;отношение объема продаж к общему числу занятых. Показатели, характеризующие фирму, необходимо анализировать в динамике, в сравнении. Так, например, прибыль может по годам увеличиваться или уменьшаться. Могут быть убыточные годы. Известный менеджер Ли Якокка отмечает, что автомобильная монополия "Крайслер" в течение 1978–1981 гг. терпела убытки, а затем по показателям эффективности стала значительно опережать своих главных конкурентов "Дженерал моторс" и "Форд моторс"*. Увеличение или уменьшение объема продаж нельзя однозначно рассматривать как повышение или снижение эффективности деятельности фирмы. Необходимо проанализировать причины происшедшего. В каждом случае причины могут быть разными, например, продажа активов, поглощения, слияния и другие организационные мероприятия.

27.Корпоративные ценные бумаги. Корпоративные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других

организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды. Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми, долевыми и производными ценными бумагами. Долговые ценные бумаги, опосредующие кредитные отношения, когда денежные средства предоставляются в пользование на определенный срок, подлежат возврату с уплатой установленного заранее процента за пользование заемными средствами. В соответствии с указанной формой привлечения средств, строящихся на отношениях займа, используется такой вид корпоративных ценных

бумаг, как облигации и векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков. Приобретя долевые ценные бумаги, их владелец становится долевым собственником, совладельцем предприятия. Такие ценные бумаги удостоверяют право держателя акций на долю в конкретной собственности акционерного

общества. Дополнением к традиционному портфелю инвестиций, состоящему из акций и облигаций, служат производные ценные бумаги: опционы, варранты, фьючерсные контракты. Производные бумаги обслуживают и рынок государственных ценных бумаг. Корпоративные ценные бумаги выпускаются при: учреждении акционерного общества и размещении акций среди учредителей; размеров уставного капитала общества;

привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций. Нормально функционирующий фондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценных бумаг, представленного в основном

акциями предприятий и банков, и рынка государственных ценных бумаг. Эти рынки должны быть уравновешены. В странах с высоким уровнем развития рыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции на фондовых биржах. Так, например, в США на их долю приходится 2/3 биржевого оборота. Перейдем к более подробному рассмотрению традиционных корпоративных ценных бумаг.

 

28.Управление пакетами акций. УПРАВЛЕНИЕ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ и долями, паями в имуществе хозяйственных товариществ и обществ — действия акционеров, обладателей долей и паев, направленные на получение наибольшей выгоды от вложений, обеспечение стабильного дохода, уменьшение риска; проявляются в виде купли, продажи, передачи в управление, участия в управлении компанией. Управление пакетом акций является одним из основных составляющих успешного развития предприятия. Контроль над акционерным обществом может быть получен как «классическим» образом, путем приобретения 50 % +1 акции, так и покупкой меньшего количества акций. В мировой практике известны случаи, когда для управления гигантскими предприятиями инвестору необходимо было обладать 4 % всех акций предприятия. Так как большинство решений о деятельности предприятия принимается на собрании акционеров, обладание контрольным пакетом акций позволяет инвестору «проталкивать» необходимые для него решения, как по выплате дивидендов, так и по стратегии управления предприятием. Контрольный пакет акций часто является одной из основных целей рейдерского захвата. Для того чтобы обезопасить предприятие от незаконных действий со стороны рейдеров, необходимо тщательно прорабатывать все уставные документы, сохраняя контрольный пакет акций у тех членов правления, которые смогут гарантировать безопасность вашего предприятия. Управление контрольным пакетом акций включает в себя реализацию части акций предприятия, которые не смогут оказать решающего значения для формирования контрольного пакета акций. Еще одной формой управления контрольным пакетом акций предприятия может стать передача части акций в виде бонусов руководителям среднего звена, которые работают в компании. Как правило, подобная форма поощрения может положительно сказаться на эффективности работы менеджеров. Управление пакетами акций должно строиться в соответствии со степенью важности эмитента для реализации корпоративной стратегии. Дивидендная политика каждого акционерного общества должна формироваться индивидуально. То есть решения о выплате дивидендов и их размерах должны тщательно анализироваться на уровне корпорации. Основным критерием этой работы может стать повышение платежей по дивидендам, с минимизацией возможного ущерба для развития этих корпораций. Важным аспектом повышения эффективности использования находящихся в корпоративной собственности пакетов акций является повышение их курсовой стоимости.

 

 

29.Американская модель корпоративного управления. Американскаямодель — это модель управления акционерными обществами, основанная на высоком уровне использования внешних по отношению к акционерному обществу, или рыночных, механизмов корпоративного контроля, или контроля над менеджментом акционерного общества. Англо-американская модель характерна для США, Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии. Интересы акционеров представлены большим количеством обособленных друг от друга мелких инвесторов, которые находятся в зависимости от менеджмента корпорации. Увеличивается роль фондового рынка, через который осуществляется контроль над менеджментом корпорации. Высшим органом управления корпорацией является общее собрание акционеров, которое проводится регулярно, не реже одного раза в год. Акционеры принимают участие в управлении корпорацией путем участия в голосовании по вопросам внесения изменений и дополнений в устав корпорации, избирания или смещения директоров, а также по другим наиболее важным для деятельности корпорации решениям, таким, как реорганизация и ликвидация корпорации и др. При этом собрания акционеров носят в большой степени формальный характер, поскольку акционеры имеют довольно ограниченные возможности участвовать в управлении корпорацией, так как основная нагрузка реального управления корпорацией ложится на совет директоров, на который обычно возлагается выполнение следующих основных задач: решение наиболее важных общекорпоративных вопросов; назначение и контроль за деятельностью администрации; контроль финансовой деятельности; обеспечение соответствия деятельности корпорации действующим нормам права. Главной обязанностью совета директоров является защита интересов акционеров и максимальное увеличение их богатства. В последние годы стала все более заметной тенденция возрастания роли совета директоров в управлении корпорацией. Это проявляется прежде всего в контроле за финансовым состоянием дел. Финансовые результаты работы корпорации рассматриваются на заседаниях совета директоров, как правило, не реже одного раза в квартал.Члены совета директоров, являясь представителями акционеров, несут ответственность за состояние дел в корпорации. Они могут привлекаться к административной и уголовной ответственности в случае банкротства корпорации или совершения действий, направленных на получение собственной выгоды в ущерб интересов акционеров корпорации.Совет директоров избирается из внутренних и внешних (независимых) членов акционерного общества. Большую часть совета директоров составляют независимые директора. Внутренние члены выбираются из числа корпоративной администрации, выступают одновременно исполнительными директорами и менеджерами компании. Независимые директора — это лица, не имеющие интересов в компании. Ими становятся представители банков, других компаний, имеющие тесные технологические или финансовые связи, известные юристы и ученые. Обе группы директоров, или, иначе говоря, все директора несут равную ответственность за дела компании. Структурно совет директоров американских корпораций делится на постоянные комитеты. Количество комитетов и направления осуществляемой ими деятельности в каждой корпорации свои. Их задача заключается в выработке рекомендаций по принимаемым на совете директоров вопросам. В советах директоров наиболее часто встречаются комитеты по вопросам управления и заработной платы, комитет по аудиту, финансовый комитет, избирательный комитет, комитет по оперативным вопросам, в крупных корпорациях — комитеты по связям с общественностью и др. По требованию американской Комиссии по ценным бумагам и биржам комитеты по аудиту и вопросам вознаграждения должны быть в каждой корпорации. Исполнительный орган корпорации — ее дирекция. Совет директоров осуществляет подбор и назначение президента, вице-президентов, казначея, секретаря и других руководителей корпорации, предусмотренных ее уставом. Назначенный руководитель корпорации имеет очень большие полномочия и подотчетен только совету директоров и акционерам.

30.Японская модель корпоративного управления. Японская модель корпоративного управления основана на перекрестном владении акциями и контроле, а также на формировании сверхкрупных финансово-промышленных корпораций и их объединений типа ФПГ со сложной системой внутреннего согласования интересов участников, включающих финансовые учреждения, торговые фирмы, производственные предприятия).Руководящим органом сюдана является совещание президентов головных фирм. Оно принимает решения по важнейшим вопросам. Имеет место перекрестное акционирование и внутренняя циркуляция, ресурсов.Основными владельцами акций корпораций являются инсайдеры. Речь идет о банках и связанных с ними аффилированных компаниях. В рамках корпораций происходит внутригрупповое перемещение не только товаров и услуг, но и менеджеров. Это максимально способствует обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта.Все это придает корпорациям большой динамизм. Внутрикорпоративные контрактные отношения охватывают финансовые и промышленные ресурсы и научно-техническую информацию. Действует принцип целенаправленной специализации, когда интересы не пересекаются. В Японии банки являются крупными акционерами и важными источниками финансирования. В 16% корпораций банк -наиболее крупный акционер, в 22% - второй по величине. Действовать они могут через советы директоров или через клуб президентов. Банки постоянно наблюдают за деятельностью фирм и поддерживают с ними прямые контакты.Государство и общественное мнение активно защищает сю-даны и кейрецу от посягательства иностранных инвесторов, поэтому доля иностранного капитала в Японии минимальна.В японской экономике особенно сильна роль государства. Базовые принципы японской модели корпоративного управления сводятся к следующему:-система управления концентрируется вокруг ключевого банка, промышленно-финансовой сети или кейрецу;система управления ориентация на поддержание деловых контактов, а не достижение баланса сил;-акционеры назначают совет директоров (в зависимости от финансового положения компании может включать до 50 чел -преимущественно внутренних членов (исполнительных директоров), включая подотчетного ему президента, который консультируется при принятии решений с исполнительной администрацией;- сотрудничающий с компанией и предоставляющий ей займы банк контролирует совет директоров и одновременно находится под его контролем, но представители банков привлекаются в советы директоров только в кризисной ситуации;-независимые акционеры не в состоянии влиять на дела корпорации;существуют сравнительно невысокие, требования к открытию информации;значительная роль принадлежит неформальным объединениям, клановым и кастовым отношениям - личным союзам, клубам и проч.В неформальной обстановке происходит обмен основной информацией, согласование ключевых решений, разрешение споров и конфликтов. Наиболее влиятельным органом является совет президентов группы.Недостатками японской модели являются клановость, ограничение конкуренции.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.