Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие корпоративного управления. На западе финансово-промышленные группы как правило имеют организационную форму корпорации (corporation)




На западе финансово-промышленные группы как правило имеют организационную форму корпорации (corporation). Поэтому управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management).

Управление – процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления.

Управляющее воздействие – воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений (рис. 2.1).

 

 


Условные обозначения:

ИФ – информация о функционировании объекта управления;

УВ – управляющее воздействие;

ВВ – внешнее воздействие.

Рис. 2.1. Схема управления

Специфика корпоративного управления в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга предприятий, которые взаимодействуют между собой (рис. 2.2).

Каждое из предприятий имеет собственные функции в ТЦ:

управляющая компания – выполняет функции управления, т.е. планирование производства, мотивацию, контроль, в ее обязанности входит определение стратегии, сбор информации о функционировании остальных предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках технологической цепочки;

предприятия 1,..., N – выполняют функции производства в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования ТЦ.

 

 

 


Рис. 2.2. Схема связей в технологической цепочке

Условные обозначения:

ИФ – информация о функционировании предприятия;

ВВ – внешнее воздействие на технологическую цепочку.

Для осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями-участниками управляющей компании.

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Управление группой предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех предприятий, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех предприятий в конкретный момент времени.

В технологической цепочке руководитель конкретного предприятия не зависит от руководителя проекта в административном порядке, поэтому руководитель проекта должен иметь другие рычаги воздействия на руководителя предприятия.

Одним из таких рычагов может быть процедура распределения прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от предприятия к проекту, оговоренное в Уставе предприятия.

Такая технологическая цепочка по своей структуре близка к финансово-промышленной группе.

Технологические цепочки как объект управления

Как следует из вышесказанного, в рамках финансово-промышленной группы могут действовать одна или несколько технологических цепочек, производящих определенные виды продукции в рамках ФПГ.

Функционирование технологической цепочки – это сложный и многогранный процесс, которым необходимо управлять. Основным критерием для оценки качества управления является эффективность функционирования ТЦ. Для оценки эффективности необходимо определить систему показателей и описать алгоритмы для их расчета, поскольку, с одной стороны, необходимо рассчитать значение эффективности как комплексного понятия, которое зависит от многих факторов, с другой стороны, необходимо не только рассчитать значение эффективности, но и проанализировать ее составляющие.

Под эффективностью понимается результат, подводящий некий итог деятельности за определенный период. Естественно, что результату предшествует процесс функционирования, в ходе которого на предприятиях производится продукция, осуществляется ее реализация внешним потребителям. Поскольку технологическая цепочка представляет собой функционирующую систему, она подразумевает определенную специфику в осуществлении управления. Для осуществления управления функционированием ТЦ должна быть создана определенная система коммуникаций между руководящим органом ФПГ и технологическими цепочками, образованными в группе, которая бы учитывала эту специфику. Такая система коммуникаций называется системой управления.

Таким образом, управление финансово-промышленной группой – это процесс взаимодействия двух систем: функционирующей системы – финансово-промышленной группы и системы управления.

В связи с тем, что никаких рекомендаций по управлению ФПГ в настоящее время не опубликовано, мы предприняли попытку описать систему методов для управления финансово-промышленной группой. В то же время нужно иметь в виду, что использовать какие-либо методы необходимо только на основе изучения их применимости в конкретных условиях.

Для описания системы управления технологической цепочкой необходимо описать ту задачу, которую будет решать руководство ФПГ в ходе функционирования.

Пусть имеется некая технология производства продукции, состоящая из многих операций, начиная от сбора и переработки первичного сырья, и заканчивая выпуском продукции, пригодной для продажи конкретному потребителю (товаров народного потребления).

Естественно, что никакая технология не воплощается в реальность на пустом месте. Владелец технологии должен внедрить ее на производстве. Поэтому возникает задача формирования последовательности предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка).

Возникает вопрос: кто будет формировать такую цепочку? Ответ достаточно прост: управляющая компания финансово-промышленной группы.

Для формирования технологической цепочки необходимо реально представлять себе желаемый конечный результат и обладать совокупностью инструментов для его достижения. В этой связи возникает необходимость формулирования целей функционирования создаваемой технологической цепочки. Для этого в управляющей компании должен существовать алгоритм постановки задачи на создание технологической цепочки.

Алгоритм постановки задачи на создание технологической цепочки – это последовательность действий, которые необходимо выполнить руководству ФПГ для организации производственного процесса. Он заключается в следующем:

определение целей (формирование стратегии);

изучение технологии;

подбор предприятий-исполнителей;

построение схемы реализации проекта;

выбор источника финансирования;

создание команды специалистов для управления проектом;

контроль результатов;

регулирующие меры.

После того как ТЦ сформирована начинается процесс ее функционирования. Естественно, что процессом функционирования необходимо управлять. Более того, необходимо управлять эффективностью функционирования. И управлять так, чтобы затраты на управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления эффективностью необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию корпоративного управления.

Таким образом, система корпоративного управления представляет собой совокупность общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов корпоративного управления.

Общие правила корпоративного управления исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу управления как науки.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления корпоративной эффективностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение финансовых результатов объекта управления – финансово-промышленной группы, необходимо обосновать метод расчета эффективности функционирования либо для отдельного предприятия либо совокупности предприятий, то есть технологической цепочки или финансово-промышленной группы, к которой относится предприятие, определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики отрасли.

Для осуществления цикла управления корпоративной эффективностью руководство ФПГ должно изучать все процессы, происходящие внутри группы, а также внешние по отношению к группе явления в их взаимосвязи, в движении и изменении, выделяя их различные типы и формы. Также руководство должно определять то новое, прогрессивное, что зарождается в существующем и правильно определять стратегию развития. В процессе функционирования наряду с количественными изменениями внутри объекта управления происходят коренные качественные изменения. Поэтому необходимо располагать методами, позволяющими изучать количественные изменения внутри группы, оценивать существенность или несущественность последствий, улавливать переход количественных изменений в качественные и их влияние на эффективность.

При осуществлении цикла управления корпоративной эффективностью можно использовать различные общенаучные методы, которые помогают получить ответы на интересующие руководство вопросы, например аналогию (перенесение свойств одного предмета на другой) или гипотезу (научно обоснованное предположение о возможных причинных связях между явлениями).

Опираясь на теоретическую базу различных наук, процесс корпоративного управления включает специфические методы числовой оценки свойств объекта управления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) исследования:

1. Предварительное знакомство с потенциальными участниками технологической цепочки, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных предприятиях, которые могут участвовать в производственном процессе. такое предварительное изучение (учет большого числа или всех возможных потенциальных участников, входящих в состав изучаемой совокупности) представляет исходный материал для получения объективных выводов об их финансовом и экономическом состоянии, о возможности привлечения их к деятельности в рамках технологического цикла. Получение сведений о достаточно большом количестве предприятий дает возможность сформировать объективную оценку для каждого предприятия.

2. Группировка предприятий по модулям технологической цепочки, представляющая собой расчленение всей массы предприятий на модули, каждый из которых содержит предприятия, выполняющие определенные операции в рамках технологического цикла. Группировки дают возможность выделить из состава всех предприятий такие, которые наилучшим образом удовлетворяют корпоративным интересам на конкретном этапе цикла и функционирование которых делает работу всей ТЦ более эффективной. После проведения группировки рекомендуется приступить к ранжированию потенциальных участников по определенным показателям и в целом, т. е. к поиску оптимального значения корпоративной эффективности.

3. Обработка показателей, полученных в процессе функционирования, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии объекта управления.

При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающие особенности функционирования финансово-промышленной группы. Они определяются в форме средних, относительных величин, расчетных коэффициентов, индексных показателей. Для всех этапов цикла корпоративного управления характерно применение целого арсенала экономических методов. Применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфический метод корпоративного управления основан на соединении анализа и синтеза управляющего воздействия на всех стадиях функционирования. Сначала в составе объекта управления выделяются и раздельно анализируются модули технологического цикла, оценивается прибыльность или убыточность деятельности, выявляется эффективность автономной деятельности каждого предприятия, после этого принимается решение о привлечении определенных предприятий к участию в технологической цепочке, и в заключение определяется значение корпоративной эффективности во всей совокупности предприятий, стратегия проникновения на рынок. Все этапы цикла корпоративного управления тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одном из них, сказываются на всем цикле в целом. Поэтому строгое выполнение управляющих воздействий обязательно на всех этапах цикла корпоративного управления.

С вопросом о методе корпоративного управления связан вопрос о его связи с экономическими науками. Эта связь объясняется тем, что для осуществления цикла корпоративного управления и формирования управляющих воздействий необходимо знание объективных законов рынка, теории стоимости и маркетинга.

Методология корпоративного управления – это сложная система, основанная на положениях общеэкономических и специальных наук, имеющая своей целью максимизировать экономический эффект с помощью определенного набора методов.

Из всего вышесказанного вытекает, что технологическая цепочка – это объект управления, функционирующий в рамках ФПГ и являющийся неотъемлемой частью системы корпоративного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.