Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет). Декларативные знания — знания типа «что», т




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ

Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.



Процедурные знания — знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями.

Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре пред­метной деятельности человека.

«Прикидка по опыту» — способ решения задачи, основанный на срав­нении ее условий и требований с личным опытом решения аналогичных задач в прошлом.

Богатство опыта взаимодействия с объектами физического мира, зафик­сированное в системе социальных значений, не только вооружает человека декларативными и процедурными знаниями, но и, как это ни странно, по­зволяет ему лучше понимать других людей.

В связи этим взаимодействие человека с объектами физического мира определяется, с одной стороны, характерными для этого возраста морфо-функциональными изменениями, а с другой — накопившимся опытом и сформированными навыками.

Здесь следует вспомнить, что взаимодействие человека с физическим окружением не является реактивным, а имеет предметный характер. Сен-сомоторные навыки и операции в течение жизни развиваются именно в процессе предметной деятельности.

В связи с этим можно сделать вывод, что характер взаимодействия чело­века с объектами физического мира представляет собой результат приспо­собления накапливаемого опыта взаимодействия с данным классом объек­тов как к индивидуальным характеристикам человека, так и к его возрастным изменениям.

Человек в этом возрасте вынужден считаться с уменьшением физичес­кой силы, замедлением деятельности нервной системы, утратой гибкости и эластичности скелетно-мышечной системы, ослаблением зрения. С другой стороны, накопленный опыт позволяет ему точнее рассчитывать свои уси­лия, извлекать из памяти более разнообразные варианты решений при ме­няющихся обстоятельствах, точнее предугадывать развитие событий. На передний план выступает общая осведомленность человека и то, что назы­вают «прикидкой по опыту» (Крайг Г., 2000, с. 771).

Особенно это относится к профессиональной деятельности человека.

Опытный музыкант, стеклодув, стоматолог, водитель, пилот, охот­ник, токарь, машинист и т. д., про­игрывая молодым в скорости и силе, компенсирует этот проигрыш накопленными знаниями и умени­ями.

К периоду средней взрослости человек достигает профессионального мастерства благодаря накопленным знаниям и умениям.


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 533

Специфика возраста

Именно к периоду средней взрослости люди достигают мастерства во многих профессиях, связанных с взаимодействием с физическими объектами и системами. Например, для достиже­ния мастерства в профессии ткачихи необходим опыт работы до 10 лет и более (Борисова Е. М.). То же можно сказать и о многих других рабочих профессиях. Между прочим, именно рабочие профессии связаны с наиболее тесным взаимодействием с физическими объектами мира, а доля рабочих в общей массе работающих в нашей стране составляет около 60% (Российский статистический ежегодник).

К этому возрасту у человека накапливается большой опыт взаимодей­ствия и с теми объектами, которые не входят в круг его профессиональной деятельности. Понятно, что чем шире у человека круг интересов, интенсив­нее и разнообразнее контакты с объектами физического мира, тем разносто­роннее и богаче будут его «знания по знакомству». Здесь опыт определяется личными предпочтениями, предубеждениями и социальными установками.

Люди могут избегать контактов с некоторыми вещными объектами про­сто потому, что эти контакты, по их мнению, не соответствуют их полу, возрасту, этнической принадлежности, социальному статусу. Например, мужчина (чаще нарциссического типа) может за всю жизнь так и не на­учиться пользоваться утюгом, разделывать рыбу, шить иголкой потому, что он считает эти занятия недостойными его,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.