Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Эзотерического Христианства

Эволюция биосферы в кайнозое.

Последствия мелового экологического кризиса. Развитие и смена фаунистических и флористических комплексов на суше и в континентальных водоемах палеогена. Похолодание и аридизация неогена и их влияние на развитие биосферы. Плейстоценовый этап биосферной эволюции. Оледенение и его воздействие на экосистемы суши.

Возникновение человека и его влияние на биосферу. Преобразование природной среды человеком на современном этапе. Угрозы существованию биосферы со стороны современной цивилизации. Ноосфера, ее предполагаемые черты в работах В.И. Вернадского и его последователей. Возможные пути дальнейшей эволюции биосферы и человечества.

 

Список обязательной литературы

 

Ерёмченко О.З. Учение о биосфере. М., Академия, 2006.

Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней. М., Мирос, 2000.

 

Список дополнительной литературы

 

Брода Э. Эволюция биоэнергетических процессов. М., Мир, 1978.

Жерихин В. В. Развитие и смена меловых и кайнозойских фаунистических комплексов. М.: Наука, 1978.

Заварзин Г. А. Бактерии и состав атмосферы Земли. М.: Наука, 1984.

Красилов В. А. Нерешенные вопросы теории эволюции. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986.

Красилов В. А. Происхождение и ранняя эволюция цветковых Растений. М.: Наука, 1994.

Красилов В. А. Эволюция и биостратиграфия. М.: Наука, 1977.

Крылов И. Н. На заре жизни. М.: Наука, 1972.

Мейен С. В. Из истории растительных династий. М.: Мысль, 1971.

Мейен С. В. Основы палеоботаники. М.: Недра, 1986.

Мейен С. В. Следы трав индейских. М.: Мысль, 1981.

Монин А. С., Шишков Ю. А. История климата. Л.: Гидрометеоиздат, 1979.

Рич П.В., Рич Т.Х., Фентон М.А. Каменная книга. Летопись доисторической жизни. М., Наука, 1997.

Розанов А. Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. М.:Наука, 1986.

 

Автор программы:

доц. Иванов Владимир Дмитриевич

 

(Краткий комментарий к «ГНОЗИСУ» Б.Муравьёва)

 

Судьба и труды Бориса Муравьева (1890-1966), одного из ближайших сподвижников Гурджиева и Успенского, - неизвестная страница в новейшей истории русской религиозно-философской мысли.

Его трёхтомное исследование «ГНОЗИС» можно рассматривать как выдающееся событие в современной философии.

" Подлинно великие эзотерические книги выше полемики с читателем... Они распознаются по явственным изменениям в его бытии по тому невыразимому и глубочайшему впечатлению, которое им сопутствует: встретившись с ними однажды, уже никогда не увидеть мир прежними глазами. К числу таких редких, поистине драгоценных книг я без колебаний отношу “ГНОЗИС”…” (Ричард Смелей, ведущий эксперт-обозреватель журнала " Gnosis ", Нью-Йорк, 1993)

«Гнозис» впервые был переведён на русский язык в 1998 издательством «София» Киев и больше не переиздавался.

«Благодаря поразительной глубине и исчерпывающей ясности изложения метафизических, психологических и практических основ "тайного Предания" - эзотерического христианства" - трехтомное исследование Б.Муравьёва "Гнозис" не имеет равных в современной научной околоцерковной литературе как подлинно эзотерический, универсальный ключ к познанию "Бога, человека и вселенной"».

(от издательства «София», Киев, 1998г)

Б.Муравьёв пишет в первом томе:

«Ценители эзотерической литературы, вероятно, знакомы с книгой П. Д. Успенского " В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения ", опубликованной после смерти автора его поверенными и представляющей собою опыт изложения определенных мировоззренческих идей, воспринятых автором в передаче некоего "Г."(Гурджиева Г.И.). Относительно самого источника учения, положенного в основу книги Успенского, в главе VI сказано следующее: "ради тех, кто уже знает [...] это, если угодно, эзотерическое христианство ".
В самом деле, христианское Предание, как оно сохранилось во многих монастырях Греции,, России и Ближнего Востока, всегда было живой "эзотерической традицией" - традицией, конечно, сокровенной, оберегаемой от профанов, однако само ее существование не было тайной, и доступ к ней остается открытым для каждого, кто испытывает настоятельную потребность в ближайшем с нею знакомстве.
Хотя, следуя замыслу Успенского, излагаемое им производит впечатление достаточно органичного синтеза краеугольных идей различных вероучений, лично для меня вполне очевидно, что основанная на Откровении система знаний, частично отраженная в этих "фрагментах", в целом является достоянием " Великого Эзотерического Братства ", на существование которого намекает апостол Павел в "Послании к Римлянам" (8: 28-30). В этом смысле подлинность зафиксированного в книге сомнению не подлежит, однако (как не без оснований отмечено в ее заглавии) это именно лишь фрагменты того Предания, которое, во-первых, всегда (во всяком случае до сих пор) было исключительно устным, а во-вторых, предполагает только целостное его изучение, без которого получить естественный доступ к Откровению невозможно.
Материал, положенный в основу предпринятого мною исследования, почерпнут непосредственно из православного Предания, как оно запечатлено в соответствующей церковной и монашеской литературе, в частности, в книге под наименованием "Добротолюбие" - собрании творений отцов Восточной Церкви, в которой ее учение и многовековой опыт излагается признанными авторитетами. На первый взгляд, между моей книгой и "Фрагментами" Успенского немало общего - что и неудивительно, поскольку в каком-то смысле оба мы пользовались одним и тем же источником. Однако сколько-нибудь беспристрастный сравнительный анализ, надеюсь, покажет читателю, что работа Успенского именно фрагментарна и во многом сводится к его собственным домыслам.
Во всем, что соприкасается с областью Откровения, но не исходит из нее непосредственно, несовершенный человеческий ум особенно подвержен слабости смешивать с нею собственные домыслы, от чего не спасут даже самые благие намерения, пламенная вера или мощный интеллект. Ошибки и искажения, допущенные в книге Успенского, свидетельствуют о том. что ее написание не было санкционировано и не контролировалось Великим Эзотерическим Братством, а используемый при ее написании материал был доступен автору лишь в весьма урезанном виде, что и послужило причиной его недопонимания и вульгаризации.

И только то, что в Предании именуется словом Плерома - т. е. именно Полнота, в которой содержится все целое Гнозиса, может служить в познании опорой и защитой от любого заблуждения.»

В трёхтомном труде под названием «Гнозис», появившемся впервые во Франции в 1961–63 гг., Б.Муравьев представил то, что, по его мнению, было полным учением, а не фрагментами, представленными в книге Успенского «В поисках чудесного». Кроме того, он заявил, что его труд «Гнозис» был санкционирован «Великим эзотерическим братством».
Эзотерические исследования помогают осмыслить процесс развития человека и всего человеческого общества. Здесь можно увидеть несколько парадоксальную ситуацию: очень многие европейцы, склонные к подобным исследованиям, в силу ряда причин обращаются к не-христианским Традициям— индуизму, буддизму, суфизму и т. п. Сравнение эзотерических идей, запечатленных в этих различных системах, даёт возможность понять, что все Традиции суть одна, и человек, углубившийся в такое сравнение, не сможет не заметить их принципиального единства.

Единая и единственная Традиция существовала и до сих пор существует

во множестве форм; каждая такая форма точно соответствует уровню понимания и духу той человеческой группы, к которой обращено ее слово, и миссии, которая на эту группу возложена.

Для христианского мира наиболее естественный путь к своей цели — следовать тому учению, которое лежит в основе христианской Традиции.

Восточное Православие знало, как соблюдать эту Традицию в действии, применяя универсальные правила герметизма в каждом отдельно взятом случае. Из поколения в поколение, начиная с апостольских времен, оно вело своих учеников к мистическому опыту. Таким образом, на протяжении двадцати столетий герметизм обеспечивал надежную защиту Учения.

Для Б.Муравьёва было очевидно, что для появления «Системы» в Москве или Петрограде, ей необходимо было пройти очень длинный исторический путь – через религиозные центры и светское общество Египта, Древнюю Грецию и Центральную Азию, найдя, наконец, прибежище в сердце православной России.

Вот как выразил в 1957 г. Борис Муравьев свои идеи об этом источнике:

 

“Ключи к пониманию попали ко мне благодаря обширным исследованиям Андрея Муравьева (родственник Б.Муравьёва), который провел большую часть своей жизни, путешествуя по Ближнему Востоку во второй и третьей четвертях ХІХ в. Он много путешествовал, в том числе, по Египту, по святым местам Палестины, Малой Азии, Армении и Курдистану в поисках древних рукописей и древних традиций. Будучи членом Святейшего Синода, а также камергером царского двора, он основал на горе Афон монастырь святого Андрея и построил в Константинополе приют для паломников. Андрей Муравьев умер в 1874 г. в Киеве, завещав наиболее преданным ученикам продолжить исследования в области, простирающейся от Карса и озер Урмия и Ван вплоть до Азербайджана и Персии.

Я предпринял свои собственные изыскания, исходя из связи исконной русской культуры с традицией восточного православного христианства. Благодаря этим исследованиям, я смог, наконец, обнаружить исторический контекст послания, переданного Гурджиевым. В процессе этого исследования я был вынужден обратиться к исследованию древних славянских, дохристианских верований, чтобы установить их связь с верованиями скифов, древних индийцев и египтян.

Я исследовал такие древние рукописи как «Добротолюбие», а потом, с помощью полученных ключей, заново изучил тексты Евангелий и, наконец, еще раз проанализировал 118-й Псалом царя Давида, где в компактной форме содержится та же самая Система...»

Еще один ключ к пониманию истоков учения Гурджиева даётся в труде Б.Муравьева «Гнозис», что: «многие из афоризмов Гурджиева происходят из тайного трактата, известного под названием «Золотая книга», о котором утверждается, что это текст, основанный на Евангелиях и восходящий еще к временам апостолов. Об этой книге, также, говорится, что ученикам никогда не давали ее копии. Отдельные фразы из нее читались ученику только один раз, причем в подходящий момент»

Вот почему учение, излагаемое Б.Муравьёвым является христианским по сути.

Разделение Б.Муравьёвым труда «Гнозис» на три тома естественно вытекает из внутренней логической структуры излагаемого им учения, которое является исчерпывающим мировоззренческим синтезом самих первооснов различнейших религий, вероучений, культур, поскольку найден и точно указан их источник.

Такое гностическое мировоззрение, т. е. учение Премудрости, наиболее доступно анализу в трёх аспектах, которым и соответствуют три части первых двух томов: «Человек», «Вселенная», «Путь».

Написание первого тома было продиктовано целью дать тому, кто стремится к Знанию, соответствующий рабочий метод, — такой, который позволил бы ему начать поиски Пути, ведущего к Истине, а в ней и через нее — к Жизни. Другими словами, изложенные в первом томе исходные первоначала эзотерических знаний есть не что иное, как формируемый в процессе самопознания инструмент для работы над собой; овладение им и составляет ее необходимую предпосылку.

Изложение материала во втором томе следует той же схеме. Но если первый том был посвящен рассмотрению человеческого существа как отдельного организма, теперь его рассмотрение осуществлено в более широком контексте всей органической жизни на Земле, эволюция которой есть необходимое условие развития нашего Луча Творения.

Выразительной характеристикой третьего, заключительного тома является уже то, что, в отличие от первого и второго томов, его части носят название «Путь», «Истина», «Жизнь». Читатель здесь обнаружит исчерпывающий свод тех знаний, которые являются эзотерическими в строгом смысле слова – Премудростью, непосредственное созерцание которой естественно предполагает кардинальные изменения в самой жизни каждого, кто к ней приблизится и кто окажется её достоин, пройдя испытания «экзотерического» и «мезотерического» циклов.

« Гнозис»Б. Муравьева воскрешает для «широкой публики» ту духовную традицию, что зиждется на особом знании и требует как соответствующего опыта, так и соответствующих усилий, традицию, которая ведет к коренным переменам в сознании человека и, следовательно, его образе жизни и мышления. И всё же за более чем пятнадцать веков она не то что не нашла отклика у обычного христианина, но, более того, осталась для него совершенно неизвестной.

По словам Муравьева, традиция эта была утаена от сектантских раздоров и гонителей около III века нашей эры, в результате чего хотя она и сохранилась в устной форме в некоторых монастырях восточных Церквей и, в какой-то мере, в ряде малоизвестных на Западе текстов, на сегодняшний день христианский Запад практически забыл о ее существовании.

Муравьёвым подробно представлены все стадии восхождения в процессе эзотерической работы и отмечено, что уже достижение того, что называется собственно Путь, требует упорного и длительного труда, который может быть подразделён на четыре этапа. Это составляет Лестницу о четырёх ступенях, последняя из которых и есть Любовь – уровень которого должен достичь душевный человек, чтобы, представ перед вторым Порогом, этот Порог преодолеть (второе Рождение – рождение Индивидуальности). Четыре традиционные добродетели, соответствующие этим четырём ступеням – Вера, Надежда, Знание (Гнозис) и, наконец, Любовь. Успех осуществления такой последовательной программы зависит от непрерывности сознательных усилий, которые должны быть приложены в контексте и в пределах одного из четырёх Путей, выбранного в оптимальном соответствии психическому типу неофита.

Кроме того, в первом и втором томе достаточно подробно представлен пятый Путь, предоставляющий возможность ускоренного достижения и успешного преодоления второго Порога, - путь, который доступен лишь при объединённых сознательных усилиях пары полярных существ. Это путь Рыцаря и его Дамы, представленный как пятый Путь.

В первом томе Борис Муравьев говорит о своих полномочиях на опубликование материала, прежде доступного лишь в устной форме. Вместе с тем материал этот подается нейтрально, так, что читателю предоставляется, следуя традиции, право самостоятельно делать выводы относительно истинности тех или иных утверждений, сообразуясь с неким внутренним чувством. Но углубившись во второй том, читатель совершенно в ней уверяется, не будучи, однако, способным доказать эту истинность другим.

О полноте, упомянутой во втором томе. При более пристальном рассмотрении создается впечатление, что автор имел в виду то, что его книга содержит полный метод — подробное наставление, или, скорее, совокупность наставлений, при помощи которых совсем разные люди могут продвинуться по пути самопознания и самосовершенствования.

Изложение учения обращено не к забытому прошлому, но к еще неизвестному будущему. При внимательном прочтении в ней обнаруживаются места, из которых становится совершенно ясно, что Муравьёв апеллирует к прошлому лишь затем, чтобы вызвать к жизни «другое будущее», что, обращаясь к древнему знанию, он предлагает находить совершенно новые решения, приличествующие новым временам, — Переходному Периоду, как он его называет, — двигаясь к Эре Святого Духа.

В то же время, в третьем томе он извлекает на свет веками скрытые ключи, среди которых те, что дают возможность трудолюбивому ученику понимать древний язык математических символов, раскрывающий столь многое из особого знания эзотерической традиции.

Решение проблемы Человечества вплотную связано с успехом в решении проблемы отдельного Человека. Соответственно этому и построено изучение эзотерического цикла «Гнозиса»,направленного на практическое применение эзотерического Знания, как ради нового Человека, так и ради нового Человечества в целом.

Будучи преподавателем Женевского Университета с 1955 года, Б.Муравьёв вёл курс по Эзотерической философии, основанной на эзотерической Традиции Православия. Им публикуются статьи в журнале «Синтез» (Syntheses) как на тему «Проблема нового человека», так и на другие темы.

Первый том был опубликован в 1961 году изданием «La Colombe» в Париже. За мастерство и чёткость изложения книга удостоена награды в жанре эзотерической литературы.

В 1961 году Б. Муравьёв создал Центр исследования эзотерического христианства (С.Е.С.Е.), базирующийся в Женеве.

Он возглавлял и воодушевлял его работу вплоть до своего ухода из жизни.

Основной целью Центра было внести свой вклад в формирование нового человека в критический период истории – наш – который он называл «переходным периодом» между циклом, который заканчивается, и новым.

После публикации первого тома «Гнозиса» Б.Муравьёв поддерживал формирование учебных групп, которые зародились в Женеве, Париже, Лилле, Брюсселе, Каире, в Конго и т.д.

Эти группы, сформированные в соответствии с С.Е.С.Е., были направлены на углубление совместной Доктрины, изложенной в «Гнозисе».

Для координации и информирования работы групп Центром периодически публиковались Информационные бюллетени.

С целью углубления и применения на практике знаний, опубликованных в «Гнозисе»Б. Муравьёвым писались дополнения к этому учению практическими элементами. Они назывались Строматы, сгруппированных под общим названием «Искусство преодоления».

До настоящего времени Строматы не были переведены на русский язык.

Строматы написаны для читателей «Гнозиса», чтобы служить им практическим руководством. В то время как «Гнозис» включает в себя изложение Доктрины происходящей из эзотерической Традиции восточного Православия, Строматы же посвящены тому как применять эту Доктрину. Кроме того, в Строматах даны новые вспомогательные откровения, дополняющие Доктрину. В Строматах предлагаются некоторые ключи для Рыцарей и Дам, вовлечённых в пятый Путь, путь куртуазной Любви. Эти ключи позволят им лучше познать себя в качестве существа полярного и научиться избегать ловушек на Пути как следствие общего закона.

В Строматах даны некоторые дополнительные указания, относящиеся к фильмам Доктрины, которая сложна сама по себе.

Более углублённое изложение дано по проблеме сублимации секса.

Среди этих рекомендаций даны серьёзные предостережения против некоторых методов, несовместимых с Христианской Традицией, которые зачастую бывают опасными, т.к. они не адаптированы для всех типов людей и, в частности, для тех, кто относится к нашей средиземноморской цивилизации.

Вскоре после смерти своего основателя (28 сентября 1966 года) С.Е.С.Е. прекращает свою деятельность. Вдова (Лариса Муравьёва) издала в 1968 и 1970 годах 2-ую и 3-ую брошюры Строматов. В 1988 году она помещает архивы Центра в Публичную библиотеку Женевского Университета, где был создан Фонд Бориса Муравьёва для помощи и консультации исследователей.

 

Третьяков В.А.

Подробнее можно ознакомиться по материалам;

Б.Муравьёв «Гнозис», т.1,2,3:

Робин Эмис «Гурджиев, Муравьёв и загадка первоистока»;

Толстой Валерий «Офицер крейсера Аврора».

Готовится к печати перевод книги «Строматы» Б. Муравьёва.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мезозойский этап эволюции биосферы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.