Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности макроэкономического анализа




Макроэкономический анализ деятельности национального производства

Различают два уровня макроэкономического анализа:

- анализ, основанный на эндогенных переменных, т.е. переменных, определяемых в ходе расчетов при моделировании;

- анализ, основанный на экзогенных переменных, т.е. переменных, вводящихся извне. [1]

В процессе оценки деятельности национальной экономики в течение определенного периода выводятся основные показатели, характеризующие развитие экономики и отдельных ее отраслей. Эти показатели рассчитываются ежегодно. Их количественное содержание меняется в зависимости от экономических результатов, складывающихся в текущем году. Такие меняющиеся показатели получили название эндогенных переменных, а анализ, осуществляемый с их помощью – анализ, основанный на эндогенных переменных. На основании системы национальных счетов осуществляется анализ на первом уровне, который используется для получения информации о результатах функционирования национальной экономики. С его помощью определяются значения макроэкономических параметров прошедшего периода. Эта информация способствует выработке экономической политики, сравнительного анализа экономических потенциалов различных стран. На ее основе корректируются макроэкономические концепции.

Для осуществления или проведения макроэкономического анализа на втором уровне экономической стратегии, необходимо ввести перспективные показатели, т.е. показатели на будущий период с учетом достигнутого уровня и факторов, способных повлиять на дальнейшее развитие определенного показателя. Например, достижение роста ВНП на несколько процентов в будущем периоде предполагает учет возможностей рационального использования материальных ресурсов, денежных ресурсов, уровня занятости и роста, квалификации работников и т. п., так как все это может повлиять на возможности роста ВНП.

Таким образом, анализ национальной экономики на втором уровне, или анализ, построенный с учетом экзогенных переменных, представляет собой прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных экономических концепций. Цель анализа на основе экзогенных переменных заключается в определении того, какие факторы и каким образом влияют на будущее значение экономических параметров национальной экономики.

Особенности макроэкономического анализа заключаются в том, что в макроэкономике используются агрегированные (суммарные) показатели, характеризующие движение экономики как единого целого. Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования экономической системы в условиях абстрагирования от различий между отдельными рынками, т. е. анализируется механизм установления и поддержания на основе государственной политики общего экономического равновесия.

Макроэкономический анализ включает несколько основных экономических субъектов. Так, в учебнике «Макроэкономика» под редакцией В.М. Гальперина выделены четыре экономических субъекта:

1) сектор домашних хозяйств;

2) сектор предпринимательства;

3) сектор государства;

4) заграница. [1]

Очевидно, выделение именно этих четырех субъектов экономики правомочно с определенной долей абстракции, а также с учетом того, что макроэкономика оперирует агрегированными величинами. Целесообразно выделение следующих субъектов макроэкономики:

1) домохозяйства;

2) фирмы или предпринимательский сектор;

3) государственный сектор или правительство;

4) банковский сектор. [1]

Названные субъекты присущи экономике закрытого типа. У государств с открытой экономикой, включенных в мировое хозяйство, правомочно выделение пятого субъекта – заграницы, как субъекта внешнеэкономических отношений. Данный сектор имеет важное значение для национальной экономики. С одной стороны, он необходим для сравнения достижений собственных отраслей и соответствующих отраслей за границей, с другой – выполняет стимулирующую функцию, требуя повышать качество отечественного продукта с целью сохранения сектора рынка за отечественным производителем.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которые:

1) самостоятельно принимают решения по поводу собственной хозяйственной деятельности;

2) являются собственниками какого-либо фактора производства;

3) стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей. [1]

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, их деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домохозяйства являются собственниками всех факторов производства, и на основе их реализации получают доход, подразделяющийся на потребление и сбережение. Т.е. домашние хозяйства проявляют три вида деловой активности:

– предлагают факторы производства;

– потребляют часть дохода;

– сберегают другую его часть.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под фирмой понимается хозяйственно-экономическая единица, которая:

1) самостоятельно принимает решения;

2) стремится к максимальной прибыли;

3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Деятельность фирмы сводится к производительному потреблению факторов производства, нахождению оптимального сочетания этих факторов и переработке их в конечный продукт на основе применения эффективных на данный момент технологий.

Виды экономической активности этого сектора сводятся, к:

– спросу на факторы производства;

– предложению благ;

– инвестированию. [3]

Государственный сектор включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления, в случае необходимости, контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общегосударственных целей по регулированию макроэкономического равновесия. Результаты деятельности государства, как производителя общественных благ, проявляются в повышении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. В отличие от предпринимательского сектора, государство не преследует цель максимизации прибыли. Главной целью государственного сектора является макроэкономическое регулирование на основе:

– государственных социальных программ;

– поддержания высокой занятости;

– вмешательства в рыночный механизм.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе.

Затраты на закупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих называются государственными расходами, источником покрытия которых служат налоги.

К государственным расходам относятся:

– пенсии гражданам, занятым в государственном секторе, социальные пенсии для граждан, являющихся подданными данного государства;

– пособия по безработице, выплаты малоимущим слоям населения (например, выплата детских пособий) и т.д.;

– дотации или безвозмездное финансирование государством отдельных сфер деятельности, имеющих общегосударственное значение;

– субвенции – целевые дотации на что-либо, например, на выплату заработной платы учителям. [3]

Эти выплаты принято учитывать в качестве отрицательных налогов. Основным фискальным агентом государства является Центральный банк. Одной из важнейших функций государства в лице Центрального банка, помимо установления учетной ставки, резервной нормы и операций на открытом рынке, является создание или предложение денег, необходимых для удовлетворения потребностей в них домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства. Эти меры необходимы для контроля над денежной массой и направлены на достижение макроэкономической стабильности.

Исходя из изложенного, можно заключить, что экономическая активность государства как экономического субъекта реализуется:

- в закупке благ, или товаров, необходимых, для всего общества в целом;

- во взимании налогов для регулирования уровня доходов в обществе;

- в предложении денег с целью повышения экономической активности субъектов рынка в периоды намечающегося спада и понижения ее в периоды «перегрева» экономики.

Банковский сектор включает в себя Центральный банк и систему коммерческих банков, влияющих на создание и движение наличных и безналичных денег, а также инвестиций. К видам экономической активности данного сектора можно отнести:

– предложение бумажных денег;

– контроль за количеством бумажных денег;

– обмен иностранными валютами;

– кредитование и заимствование. [1]

Коммерческие банки относительно самостоятельны в своей деятельности, поэтому разрешительные и ограничительные меры Центрального банка по предложению денег могут быть частично преодолены. Способы преодоления ограничительных мер Центрального банка будут рассмотрены далее.

Как было уже сказано, государственная экономика не может достаточно эффективно развиваться в условиях изоляции или самоизоляции. Более того, экономическое эмбарго является, как правило, экономической мерой воздействия на отдельную страну со стороны международного сообщества, связанной с антиобщественным курсом этой страны. Поэтому правомочно включение в систему анализа национальной экономики еще одного субъекта – заграницы.

Сектор заграница включает в себя всех отечественных экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные институты, учреждения, находящиеся на территории данной страны. К видам экономической активности данного сектора относят:

– взаимообмен товарами, услугами;

– капиталом и иностранными валютами;

– кредитование и заимствование. [1]

При рассмотрении национальной экономики выделение незначительного числа субъектов макроэкономического анализа предполагает абстрагирование от отдельных конкретных субъектов названных секторов экономики. Оно достаточно условно, осуществляется на основе макроэкономического агрегирования и необходимо для анализа экономики как единого целого.

Макроэкономическое агрегирование распространяется не только на макроэкономические показатели, но и на рынки, поэтому рынки различных благ, например, рынок ресурсов рассматриваются как единый рынок одного абстрактного блага. Большими издержками макроэкономического анализа на основе агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции. Однако упрощение экономической деятельности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого и осуществляется макроэкономический анализ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.