Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курсовой проект. Исходные данные к теме 30 Наименование показателя Номер задания Количество статей

Исходные данные к теме 30

Наименование показателя Номер задания
         
Количество статей, опубликованных после реализации проекта, ед.          
Количество статей, опубликованных до реализации проекта, ед.          
Количество патентов, полученных после реализации проекта, ед.          
Количество патентов, полученных до реализации проекта, ед.          
Прибыль от внедрения научно-технических инноваций, млн. руб.          
Объем инвестированных средств в научно-технические инновации, млн. руб.          
Прибыль после внедрения инновационного проекта, млн. руб.          
Прибыль до внедрения инновационного проекта, млн. руб.          
Стоимость ВВП, произведенного с помощью внедрения технологических инноваций, млн. руб.          
Значение ВВП, млн. руб.          

 

 

Дисциплина: «Инновационный менеджмент»

Наименование темы: «Организация и управление инновационными процессами на предприятии»

 

Руководитель к.э.н., доцент, Кремлева Наталия Анатольевна
Выполнил (а) студент Макаров Евгений Анатольевич
Группа, курс МЭТ - 41
Дата сдачи    
Дата защиты Оценка по защите     _______________________________________ (подпись преподавателя)

 

Вологда

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3

1 РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ВОПРОСА ПО СОВРЕМЕННЫМ МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ТЕМУ «ИННОВАЦИОННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»….……………………………………………………………5

1.1 Стратегии фирм, место и роль инновационного руководителя в стратегическом управлении……………………….……………………....5

1.2 Функции инновационного руководителя……..……………...……8

1.3 Сущность и содержание приемов, используемых инновационным руководителем…………………………...………………………………..12

2 ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

В ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС………………….………………………..…14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............…31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..…………………..…32

ГЛОССАРИЙ………..……………………………………….……………..……34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(обязательное) Презентация……………….……...….….…36

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время объективной необходимостью признаётся инновационный путь развития любого предприятия. В связи с этим встаёт вопрос, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать руководитель инновационного предприятия. Очевидно, что руководителю целесообразно пройти специальную подготовку перед тем, как начать процесс управления инновационным предприятием. В то же время инноватор должен обладать рядом качеств, отличающих его от обычного руководителя, а именно:

- способностью к генерированию новых инновационных идей;

- способностью разрабатывать стратегию развития фирмы в новых, не апробированных на практике условиях;

- способностью планировать и корректировать различные варианты развития событий;

- повышенной восприимчивостью и способностью адаптации к факторам внешней и внутренней среды.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что окончив университет, по меньшей мере часть выпускников станут инновационными руководителями и исходя из этого необходимо ознакомиться тем, какими качествами и навыками должен обладать такого рода руководитель.

Следует отметить немаловажное отличие инновационного руководителя – невозможность мыслить стандартами и пользоваться готовыми рекомендациями в делах управления инновационным предприятием.

В настоящее время рассматриваемая проблема раскрыта в недостаточной мере, имеется множество рекомендаций и требований для руководителя инновационного предприятия, но при этом нет единого подхода и системности к толкованию определения «инновационный руководитель».

Цель данной работы – раскрыть и обобщить понятие «инновационный руководитель», определить его функции и методологию.

Задачи курсовой работы:

- провести обзор имеющейся литературы по данной теме;

- определить задачи инновационного руководства;

- определить функции инновационного руководства;

- определить методы инновационного руководства.

При выполнении курсового проекта были использованы общенаучные методы, анализ, методы индукции и дедукции, синтез, методы, применяемые в статистике.

 

1 РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ВОПРОСА ИННОВАЦИОННОГО РУКОВОДСТВА

1.1 Стратегии фирм, место и роль инновационного руководителя в стратегическом управлении

Интеграция стратегического и инновационного управления позволит установить взаимосвязь между технологическими и нетехнологическими направлениями хозяйствования предприятий и послужит методологической основой эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот.

Комплексная система стратегий роста и развития крупной экономической организации, как правило, включает в себя три уровня принятия управленческих решений:

- Общий (корпоративный).

- Конкурентный (производственно-хозяйственный).

- Операционный (функциональный).

Общая или корпоративная стратегия определяет направление развития предприятия в целом. Производственно-хозяйственные стратегии описывают способ достижения конкурентных преимуществ по каждому основному направлению хозяйственной деятельности на уровне подразделений. Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб (производство, маркетинг, финансы, НИОКР, персонал) по достижению общей и конкурентных стратегий в оперативном режиме времени.

Разновидности общего корпоративного развития в системе стратегий сводятся к трём основным типам: рост, стабильность и сокращение. Стратегия роста направлена на развитие наиболее перспективных с долгосрочной точки зрения сфер хозяйствования предприятия. Стратегия стабильности предполагает сосредоточение и поддержку существующих направлений бизнеса. Стратегия сокращения применяется в силу сложившихся внешних конъюнктурных или внутренних структурных причин, приведших предприятие к критической ситуации. Выбор стратегии во многом определяется позицией руководителя, в зависимости от факторов внешней, внутренней среды, конкретных целей хозяйствования. В то же время нельзя не учитывать фактор личного отношения руководителя и его взглядов на стратегию организации. Безусловно, эти индивидуальные качества формируются при подготовке руководителя к практической деятельности.

Выведение управления по освоению новых технологий с производственно-хозяйственного и функционального уровней на корпоративный приведёт к повышению роли инновационной деятельности в общей системе управления предприятием. Включение стратегии инноваций в число корпоративных будет способствовать тому, что технологическое развитие станет общей стратегической целью всего хозяйствующего субъекта и уже не будет частной функциональной задачей отдельного производственно-хозяйственного подразделения или бизнес-единицы, входящих в состав данного предприятия.

Таково, по мнению А.А. Трифиловой, современное место инновационного управления в системе общекорпоративного менеджмента предприятиями. Оно позволяет, во-первых, повысить иерархический статус и стратегическое значение инновационного развития по отношению к другим направлениям роста. Во-вторых, установить динамическое соответствие между инновационной и другой перспективной деятельностью предприятий. В-третьих, стать содержательной основой современной концепции инновационного развития хозяйствующих субъектов.

В ходе реализации инновационных проектов руководитель должен осуществлять деятельность по:

- анализу (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей);

- планированию (стратегии, постановка задач);

- реализации (разработка планов, проведение структурных изменений);

- контролю (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль).

Рассмотрение механизма стратегического управления показывает, что на каждом из трёх его уровней инновационная составляющая выступает приоритетной.

На начальном уровне, в товарно-рыночной стратегии, на первый взгляд, инновационная составляющая проявляется только при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, поскольку они предполагают разработку и освоение продукт инноваций. Вместе с тем уже известные, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий.

На втором уровне при осуществлении конкурентных стратегий реализуются конкретные инновационные стратегические решения. Как правило, они имеют точечный характер или направлены на выравнивание технического уровня производства. В первом случае инновационные решения принимаются в отношении отдельных стадий основного производства с целью повышения производительности труда, снижения затрат. Недостаток такого подхода заключается в неравномерности технологического развития отдельных подразделений предприятия. Во втором случае инновационные решения направлены на ликвидацию «узких мест» и призваны «подтянуть» технический уровень вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств до уровня основного производства.

На третьем уровне вырабатывается стратегия деятельности функциональных подразделений, в том числе научно-технических. Это касается определения направлений работы научно-технических подразделений и зависит от инновационного потенциала предприятия. Основными стратегическими решениями могут быть следующие:

- самостоятельная разработка инновационных проектов;

- приобретение патентов, лицензий;

- заключение договоров с научно-техническими организациями по разработке инновационных проектов.

Таким образом, на всех уровнях стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая, успешная реализация которой зависит прежде всего от инновационного руководителя. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

1.2 Функции инновационного руководителя

Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. Оно включает не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом новых знаний. В настоящее время в программах инновации российских предприятий приоритетными являются: освоение новых видов продуктов, новых сегментов рынка, повышение рентабельности деятельности фирмы и каждого подразделения в отдельности, оптимальное использование имеющихся материальных и научных ресурсов. Инновационный руководитель должен уметь разрешать уникальные проблемы.

В деятельности инновационных руководителей упор следует делать не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным.

Инновационным руководителям приходится решать комплекс задач:

- определение целей стратегического управления и развития фирмы;

- выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;

- управление изменениями на фирме;

- разработка стратегии развития фирмы ­– систем хозяйственных задач и путей их решения;

- подготовка системы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамках жизненных циклов продукции);

- оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;

- обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;

- прогнозирование как предвидение результатов развития фирмы, происходящего под воздействием существующих факторов;

- обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;

- достижение максимальной прибыли в конкретных условиях хозяйствования;

- постоянное совершенствование всей работы фирмы на основе применения наиболее современных методов управления;

- заблаговременная подготовка необходимых нововведений;

- улучшение в соответствии с изменяющимися требованиями организационной структуры предприятия;

- обеспечение эффективной работы каждого работника в отдельности и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;

- систематическая разработка и введение в практику предприятия более совершенных форм бизнеса, проникновение в новые сферы предпринимательства;

- определение и достижение на практике целей, соответствующих интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;

- умение в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным минимизировать воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.

А также в функции инновационного руководителя входит:

- постоянная корректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

- ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности фирмы;

- использование современной информационной базы для многовариантных расчётов при принятии управленческих решений;

- изменение функций стратегического управления и планирования – от текущего к перспективному;

- упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности фирмы;

- оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

- привлечение всего научно-технического и производственного потенциала фирмы к ее управлению;

- осуществление управления на основе предвидения изменений и развития гибких решения;

- обеспечение инноваций в каждом сегменте работы фирмы, принятие нестандартных решений;

- проведение глубокого экономического анализа каждого экономического решения.

Достижение любой цели требует выполнения ряда основных управленческих функций. Особо следует отметить, что речь идёт о функциях, а не о структуре системы управления, так как управленец любого уровня обязан лично реализовывать все перечисленные функции.

Важная роль в управлении персоналом отводится оцениванию, обучению и управлению карьерой. Кроме того, ни одна организация, а тем более инновационная, не может заранее знать, как работникам следует вести себя в каждой конкретной ситуации. Поэтому в большинстве организаций развиваются общие правила поведения, которые могли бы быть применимы и помочь во многих ситуациях и которые становятся частью присущей организации культуры.

Важнейшим элементом системы управления персоналом инновационной организации являются стимулы. Наряду с ними множество других управленческих факторов воздействуют на заинтересованность работников в инновационной деятельности. Цели, положительные примеры развития персонала, системы оценивания – все это может воздействовать на желание работников разных уровней рискнуть и попытаться сделать что-то новое. К тому же инновационные организации таким образом создают свои системы найма, чтобы привлекать работников, склонных к инновационной деятельности.

Системы управления персоналом могут также воздействовать на способности работников вести инновационную деятельность. Управление развитием персонала может иметь особенно большое влияние на способности работников генерировать новые идеи и развивать их. Но и другие элементы системы управления персоналом, в частности те, которые воздействуют на текучесть кадров, также оказывают свое влияние.

Две черты политики найма работников сразу бросаются в глаза в наиболее инновационных, творческих компаниях. Первая – акцент на поиск и найм творческих работников. Такие действия ни для кого не являются большой неожиданностью, но наиболее инновационные организации рассматривают это как приоритет при найме работников, что обычно не относится к менее инновационным компаниям. Вторая – предпочтение работников разнообразной квалификации, подготовки. Одни инновационные организации уделяют больше внимания этому критерию, другие меньше, но тем не менее обычно все они нанимают работников широкого профиля.

Следует отметить, что большинство инновационных организаций, независимо от того, какой стратегии найма они придерживаются, предпочитают выделять работников с творческим потенциалом и широкого профиля подготовки путём рассмотрения его предыдущего опыта работы.

1.3 Сущность и содержание приемов, используемых инновационным руководителем

Прием инновационного менеджмента – это способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), охватывающую инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

Движение инновации от ее возникновения до диффузии звязано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Вследствие этого общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между продуцентом, или продавцом, инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации – с другой.

Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи инновации. Эти направления определяются структурой инновационного процесса.

Приемы, которые может использовать инновационный руководитель, можно разделить на следующие группы:

- приемы, воздействующие только на производство инновации;

- приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации;

- приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

Приемы первой группы имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

Вторая группа приемов охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации,реинжиниринг инновации, бренд-стратегию инновации.

В состав третьей группы приемов входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер, франчайзинг. Главная цель всех приемов данной группы – ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущем периоде.

 

2 ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС

Задача 1.

Дано: предприятием производственной сферы деятельности осваивается продуктовая инновация, при этом рыночная реальная безрисковая ставка процента – 1,5 % в месяц; ожидаемый годовой темп инфляции - 13 %; рыночная премия за риск - 16 % годовых; рентабельность продукта – заменителя отклоняется за год от своего среднего значения в 1,2 раз больше, чем рентабельность продукции в отросли в целом; премия за страновой риск уже учтена в сложившейся повышенной рыночной премий за риск; стартовые инвестиции - 115 у.е., ожидаемые на конец последующих лет денежные потоки, соответственно: 10, 50, 150, 500 у.е.?

Найти: чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта по освоению продуктовой инновации на предприятии производственной сферы деятельности.

Решение: чистый дисконтированный доход определяется по следующей формуле:

(1)

где - стартовые инвестиции в проект, которые следует сделать еще в течение текущего (нулевого периода), у.е.;

- планируемые по инвестиционному проекту денежные потоки в период времени t, у.е.;

t – индекс текущего периода (года, шага), лет;

i –ставка расчетного процента (ставка дисконта), используемая для дисконтирования денежных потоков и понимаемая как ставка дохода, достижимая при вложении средств в некоторый сопоставимый по уровню риска общедоступный инвестиционный актив.

Для того, чтобы найти ставку дисконта (i), используем модель оценки капитальных активов (CAPM), т.к. при осуществлении инвестиционного проекта используются только собственные средства предприятия:

(2)

где R - номинальная безрисковая ставка доходности, %;

Rm - среднерыночная доходность акций на фондовом рынке, %;

(Rm – R) – «рыночная премия за риск», %;

- коэффициент «бета», указывающий на меру относительного систематического риска инвестирования в оцениваемый бизнес по сравнению с капиталовложениями в любой среднерискованный бизнес.

Номинальная безрисковая ставка доходности может быть определена по формуле Фишера:

(3)

где r – реальная безрисковая ставка процента;

s – инфляционные ожидания (или темп инфляции);

s + r*s – инфляционная премия – дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) инвестору с целью возмещения финансовых потерь в связи с инфляцией.

Определим годовую реальную безрисковую ставку процента, для этого месячную реальную безрисковую ставку процента умножим на 12, таким образом:

.

Согласно формуле (3):

, или 35%.

Согласно формуле (2):

или 54,2%.

Согласно формуле (1):

Вывод: чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта по освоению продуктовой инновации на предприятии производственной сферы деятельности составил 42,55,что больше 0, а это значит, что проект выгодный и мы принимаем его к освоению.

Задача 2:

Дано: предприятие, создаваемое для операций с рассматриваемым ранее проектом, при этом рыночная реальная безрисковая ставка процента – 1.5 % в месяц; ожидаемый годовой темп инфляции - 13 %; рыночная премия за риск - 16 % годовых; рентабельность продукта – заменителя отклоняется за год от своего среднего значения в 1,2 раз больше, чем рентабельность продукции в отросли в целом; премия за страновой риск уже учтена в сложившейся повышенной рыночной премий за риск; стартовые инвестиции - 115 у.е., ожидаемые на конец последующих лет денежные потоки, соответственно: 10, 50, 150, 500 у.е.?

Найти: прогнозируемую на момент после окончания второго года (с начала освоения проекта) инвестиционную стоимость предприятия, создаваемого для операций с рассматриваемым проектом.

Решение: для понимания сути задачи построим график, представленный на рисунке 2.


- I0 A1 A3 A4

 

Рисунок 2 – Приведение будущих доходов к настоящему моменту времени

 

Таким образом, инвестиционная стоимость предприятия, создаваемого для операций с рассматриваемым проектом равна сумме будущих доходов от этой деятельности.

(4)

где - планируемые по инвестиционному проекту денежные потоки в период времени t, у.е.;

t – период освоения инвестиционного проекта, лет;

tпр индекс текущего периода (года, шага);

i –ставка расчетного процента (ставка дисконта), используемая для дисконтирования денежных потоков и понимаемая как ставка дохода, достижимая при вложении средств в некоторый сопоставимый по уровню риска общедоступный инвестиционный актив.

Согласно формуле (4):

Вывод: прогнозируемая на момент после окончания второго года инвестиционная стоимость предприятия, создаваемого для операций с рассматриваемым проектом составит 358,37 у.е.

Задача 3.

Дано: см. задачу 1.

Найти: сумму дохода сверх той, что могла бы быть при вложении тех же средств и на тот же срок в государственные облигации, в состоянии получить инвестор указанного в задаче 1 предприятия, купив 100% акций данного предприятия в момент начала освоения продуктовой инновации и продав их по завершении второго года жизни предприятия, если риски продукта равны рискам акций данного предприятия, требуемые за риски инвестором и предприятием премии одинаковы, а до своей перепродажи предприятие не будет выплачивать дивиденды.

Решение: на рисунке 3 будущие денежные потоки приводятся к настоящему времени.

 
 

 


0 1 2

В0 В1 В2

Рисунок 3 – Денежные потоки от проекта

 

Рассчитаем денежные потоки:

В0 – цена предприятия - стартовые инвестиции = - чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта по освоению продуктовой инновации на предприятии. Из задачи 1:

,

т.е. В0 = - 42.55 у.е.

Т.к. до своей перепродажи предприятие не выплачивает дивиденды, то В1 = 0. Т.к. В2 будет равно прогнозируемой на момент после окончания второго года (с начала освоения проекта) инвестиционной стоимости предприятия, создаваемого для операций с рассматриваемым проектом, то, согласно задаче 2:

Рассчитав денежные потоки, можно найти сумму дохода:

Вывод: инвестор может получить сумму дохода равную 108.56 у. е. сверх той, что могла бы быть при вложении тех же средств и на тот же срок в государственные облигации.

Задача 4.

Дано: предприятие, создаваемое для операций с рассматриваемым ранее проектом. В обосновании инвестиционного проекта по освоению продуктовых инноваций не содержится плана по обеспечению инвестиций, следующих за стартовыми, финансируемых из собственных и заемных источников. Денежные потоки отражены в задаче 1, если известно что:

- денежные потоки по анализируемой продуктовой линии, больше тех, что приводились в задаче 1, на 40 %, значит денежные потоки составят: 14;70;210;700 у. е., риски проекта те же, что и для продукта, рассматриваемого ранее в задаче 1, доля заемных средств в капитале предприятия составляет 60 %, годовая ставка процента по кредитам, взятым предприятием, равна 18 %, рыночная стоимость предприятия, создаваемого для освоения продуктовой инновации, чьи денежные потоки отражены в задаче 1.

Найти: какова рыночная стоимость предприятия, создаваемого для освоения продуктовой инновации?

Решение: рыночная стоимость предприятия, равна чистой текущей стоимости. Т.к. проект осуществляется с долей заемных средств, то в этой задаче мы имеем дело с бездолговым денежным потоком.

В данном случае ставка дисконтирования будет определяться по методу средневзвешанной стоимости капитала данного предприятия по формуле:

(5)

где WACC – средневзвешенная стоимость капитала предприятия, %;

iск, iзк, - цена j -го источника средств, соответственно собственного и заемного капитала, %;

d - удельный вес j -го долгосрочного источника средств в их общей сумме.

Российское законодательство позволяет уменьшать налогооблагаемую базу налога на прибыль на процентные платежи по долгосрочным кредитам при условии, что ставка процента по ним не превышает ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза. По условиям задачи:1,8*8,25 =14,85 , тогда:

(6)

где iссуды – цена единицы заемного капитала (кредита банка), %;

iкр - ставка процента по заключенным или намечаемым в течение периода t проекта кредитным соглашениям, %;

iЦБ - ставка рефинансирования Центрального банка РФ, %;

h - ставка налога на прибыль.

Согласно формуле (6):

.

Согласно формуле (5):

.

Согласно формуле (1):

Вывод: таким образом, рыночная стоимость предприятия составила 204,87 у.е.

Задача 5.

Дано: венчурный инвестор анализирует перспективы перепродать свою долю во вновь образуемом предприятии, которое создается для конструкторско-технологической доработки и освоения производства нового продукта. Доля венчурного инвестора в предприятии составляет

50 %. В бизнес- плане предприятия содержится следующее:

- стартовые инвестиции по рассматриваемому проекту составляют 300 (у. е.);

- ожидаемые денежные потоки в годы после стартовых инвестиций планируются на уровне: -20;100;700;1500 у. е.;

- проект нуждается в кредитной линии, по которой, однако, еще отсутствует определенность;

- стартовые инвестиции на 45 % обеспечиваются за счет собственного капитала предприятия (образуемого из средств учредителей предприятия) и на 55 % - за счет долгосрочного кредита (с погашением на 3 год после предоставления кредита) в объеме 140 у.е., выданного из расчета годовой ставки ссудного процента в 19 %.

Доходность ликвидных государственных облигаций (средневзвешенная по различным их выпускам) в момент анализа равняется 84 % годовых.

В предыдущие два года относительный размах колебаний реальной доходности акций у предприятий в отрасли осваиваемого продукта превышал в 1,3 раз относительный размах колебаний средней реальной доходности ликвидных акций в целом на фондовом рынке страны.

Средняя номинальная, при годовой инфляции в 13 %, доходность акций на фондовом рынке составляет на момент анализа 90 % годовых.

Найти: какова будет максимальная цена, которую венчурный инвестор может сейчас надеяться выручить за свою долю в данном предприятии, предлагая ее к продаже, спустя 3 года после приобретения ее за соответствующий учредительный взнос?

Решение: максимальная цена будет равна NPV.

В данной задаче мы имеем дело с бездолговым денежным потоком, т.к. проект осуществляется с долей заемных средств.

В данном случае ставка дисконтирования будет определяться по методу средневзвешенной стоимости капитала данного предприятия. Средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается по формуле (5).

Цену собственногокапитала можно найти согласно модели оценки капитальных активов (САРМ) Индивидуальная ставка дисконта i согласно модели САРМ рассчитывается формуле (2).

В свою очередь, номинальная безрисковая ставка процента R (ставка доходности) может быть определена по формуле (3):

R= 0,60+0,13+0,60*0,13= 0,81, или 81%.

Согласно формуле (2):

icк = 0,81+1,4*(0,85-0,82)=0,86, или 86%.

По условиям задачи:1,8*8,25 =14,85 ,тогда согласно формуле (6):

.

Согласно формуле (5):

,или 50%.

Инвестиционная стоимость предприятия, создаваемого для операций с рассматриваемым проектом равна сумме будущих доходов от этой деятельности.

,

т.к. проект осваивается с участием заемных средств, то PVост = 1278,89 - -150 = 1128,89у.е.

Доля венчурного инвестора: PVост = 1128,89*0,55= 620,89у.е.

Вывод: максимальная цена, которую венчурный инвестор может сейчас надеяться выручить за свою долю в данном предприятии, предлагая ее к продаже, спустя 2 года после приобретения ее за соответствующий учредительный взнос будет равна 620,89у.е.

Задача 6.

Дано: денежные потоки, ожидаемые предприятием в связи с разработкой и освоением нового технологического процесса, таковы, что:

- начиная с года стартовых инвестиций, денежные потоки намечаются в следующих объемах: -120;120;250;300;450 у.е.;

- вероятность уложиться в стартовые инвестиции в размере 120 у.е. равна 0,9; с вероятностью 0,1 эти стартовые затраты на разработку и подготовку освоения нового технологического процесса достигнут 160 у.е.;

- вероятность обеспечить объем производства и реализации продукции, дающий возможность получить в первом после стартовых инвестиций году денежный поток в 120 у.е. равна 0,45; с вероятностью 0,35 объем производства и реализации продукции предприятия в этом году будет таким, что, с учетом затрат на производство и реализацию, остаток средств на счете предприятия по платежам и поступлениям данного года составит 80 у.е.; с вероятностью 0,2 эта величина ожидается на уровне 70 у.е.;

- вероятность выполнения основного плана по производству и реализации продукции в последующие годы оценивается в 0,75; с вероятностью 0,25 объем производства и реализации продукции предприятия окажутся меньшими, чем по основному плану, на 35%.

Доходность государственных облигаций на момент вложения средств в предприятие составляет 62 %. Средняя доходность акций на фондовом рынке равняется 72 %. Среднеквадратическое отклонение курса акций в отрасли рассматриваемого предприятия от среднего их курса за предшествующий период превышает аналогичную величину колеблемости курса акций на фондовом рынке на 140 %.

Найти: какова обоснованная рыночная стоимость данного предприятия на момент его учреждения?

Решение: для того, чтобы найти обоснованную рыночную стоимость будем использовать метод сценариев.

Вероятность уложиться в стартовые инвестиции в размере 120 у.е. равна 0,9; с вероятностью 0,1 эти стартовые затраты на разработку и подготовку освоения нового технологического процесса достигнут 160 у.е. Все эти вероятности представлены на рисунке 4.

 
 


I0

 

Рисунок 4 – Вероятные стартовые инвестиции

Вероятность обеспечить объем производства и реализации продукции, дающий возможность получить в первом после стартовых инвестиций году денежный поток в 120 у.е. равна 0,45; с вероятностью 0,35 объем производства и реализации продукции предприятия в этом году будет таким, что, с учетом затрат на производство и реализацию, остаток средств на счете предприятия по платежам и поступлениям данного года составит 80 у.е.; с вероятностью 0,2 эта величина ожидается на уровне 70 у.е. Все эти вероятности представлены на рисунке 5.

0,35
А1

 
 


Рисунок 5 – Вероятные денежные потоки

Вероятность выполнения основного плана по производству и реализации продукции в последующие годы оценивается в 0,75; с вероятностью 0,25 объем производства и реализации продукции предприятия окажутся меньшими, чем по основному плану, на 35%. Все эти вероятности представлены на рисунке 6.

А2-0,35

 

Рисунок 6 – Вероятности выполнения основного плана производства

I0 = 0,9*120+0,1*160= 124у.е.

А1 = 0,45*120+0,35*40+0,2*50 =78у.е.

А2= 0,25*(250-250*0,35)+0,75*250=228,13у.е.

А3= 0,25*(300-300*0,35)+0,75*300=420,25у.е.

А4= 0,25*(450-450*0,35)+0,75*450=410,63у.е.

Т. к. при решении задачи мы использовали метод сценариев, то все риски уже включены в денежные потоки, а значит ставку дисконта нужно очистить рисков. Т.е. мы за ставку дисконта будем брать наиболее безрисковую ставку, т.е. доходность государственных облигаций 62 %.

Согласно формуле (1):

Вывод: обоснованная рыночная стоимость данного предприятия на момент его учреждения равна 169,54 у.е.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведя анализ литературы на тему инновационный руководитель. Достигнута поставленная ранее цель: раскрыть и обобщить понятие «инновационный руководитель». Помимо довольно широкого спектра функций руководителя, инновационный руководитель решает так же следующий ряд задач:

- постоянная корректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

- ориентация на достижение запланированного конечного результата инновационной деятельности фирмы;

- изменение функций стратегического управления и планирования – от текущего к перспективному;

- упор на все основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельности фирмы;

- привлечение всего научно-технического и производственного потенциала фирмы к ее управлению;

- обеспечение инноваций в каждом сегменте работы фирмы, принятие нестандартных решений.

По результатам решения задач практической части курсового проекта получены навыки применения методов оценки эффективности инвестирования в инновационный бизнес. При расчетах эффективности инвестирования следует в первую очередь определить вид денежного потока и метод учета рисков, что определит метод расчета ставки дисконта. Решение задач подтвердили принципы оценки недвижимости: вклада, ожидания, что говорит о целесообразности инвестиционной и инновационной деятельности.

Таким образом, при выполнении поставленных задач курсового проекта обосновано принятие решений в области финансирования деятельности предприятия для оптимизации структуры капитала и увеличения чистого дохода.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1472 с.

2. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. – М.: Дело, 2008. – 520 с.

3. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 293 с.

4. Вертакова, Ю.В. Управление инновациями: теория и практика / Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко. – М.: Эксмо, 2008. –428 с.

5. Инновационный менеджмент / В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель, Л.Я. Аврашков [и др.]; под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. – М.: ВЗФЭИ, 2008. –381 с.

6. Трифилова, А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 173 с.

7. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 367 с.

8. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2006. –435 с.

9. Задумкин, К.А. Стратегическое управление жизнью: советы менеджера. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. – 81 с.

10. Кондратьев, В.В. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. – М.: Эксмо, 2008. – 967 с.

11. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 374 с.

12. Кох, Р. Жизнь по принципу 80/20 / Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – Мн.: Попурри, 2006. –224 с.

13. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.

14. Щедровицкий, Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 288 с.

15. Википедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.


ГЛОССАРИЙ

Прогноз [гр. prognosis] – научно обоснованная гипотеза о возможных будущих состояниях объекта управления, об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогнозирование – деятельность по составлению прогнозов накопленного опыта и текущих предположений относительно будущего объекта управления. [15]

План [от лат. Planus – плоский, ровный] – намеченный на определенный период времени перечень работ с четкими указаниями: а) их целей, содержания и ожидаемых результатов; б) объемов, методов, последовательности и сроков выполнения; в) необходимых ресурсов. Планирование – деятельность по разработке планов, определяющих будущее состояние объекта управления. [1]

Организация [фр. organization] – назначение ответственных за выполнение задач, определенных в процессе планирования. Наделение их необходимыми властными полномочиями, в первую очередь в вопросах распоряжения ресурсами. Подбор конкретных исполнителей и распределение задач между ними. Создание организационной структуры, призванной воплотить в действие то, что было запланировано. [15]

Координация [лат. сo(n) – с, вместе + ordination – расположение в порядке] – согласование, приведение в порядок, в соответствие действий и отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. [2]

Контроль [фр. controle] – система наблюдений и проверки соответствия процессов функционирования и развития управляемого объекта принятым решениям, выявление отклонений фактического состояния объекта управления от планового и выяснение причин возникших отклонений. [2]

Регулирование [лат. regulare – приводить в порядок] – обеспечение функционирования и развития управляемых объектов в рамках заданных параметров. [15]

Анализ [от гр. analisis – разложение, расчленение] – разбор, разложение на составные части полученных результатов функционирования и развития объекта управления, выявление и исследование причин допущенных ошибок.

Оценка – процедура определения уровня и значения полученных результатов функционирования и развития ОУ, фиксация и формализация положительного и отрицательного опыта, полученного в ходе реализации управленческого цикла. [15]

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. [15]


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(обязательное)

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исходные данные к теме 29 | Введение. Курсовая работа 43 с., 4 рис., 13 табл., 52 источника, 0 прил
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.246 сек.