Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы и методы 3 страница




3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.

4. Наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) мало применимо для последующей психотерапии. Необходимо качественное и количественное описание признаков.

5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.

Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта - сделать пациента активным участником процесса, установление партнерских отношений между пациентом и психотерапевтом. Это сотрудничество происходит в форме терапевтического договора, в котором психотерапевт и пациент соглашаются вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего.

Так как когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема "психотерапевтического обучения" - определение мотивации пациента. Для усиления мотивации к лечению руководствуются следующими принципами:

- совместное определение целей и задач психотерапии, важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через "Я хочу, а не хотел бы";

- составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого пациента, тщательное планирование этапов;

- проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;

- усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует "повестка дня" занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии.

При подписании психотерапевтического контракта рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и выздоровлению.

В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует "повестка дня", благодаря которой удается последовательно прорабатывать психотерапевтические "мишени". "Повестка дня" обычно начинается с короткого обзора опыта пациента с последнего занятия. Она включает "обратную связь" психотерапевта по поводу домашних заданий. Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в "повестку дня".

По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии. Домашняя работа вытекает из материала последнего.

Поведенческая психотерапия

Главной задачей поведенческой психотерапии является научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений, навыков. В настоящее время выделяют 3 модели научения:

- Классическое обусловливание (научение типа S)

- Оперрантное обусловливание (научение типа R)

- Социальное научение

Классическое обусловливание (научение типа S)

Основоположник классического обусловливания – академик И.П.Павлов (1849-1936, Россия) который развил теорию условных рефлексов, ставшей базой для формирования поведенческой психотерапии. В дальнейшем Уотсон Д.Б. (1878-1958, США), основал бихевиоральное направление в психологии (от англ. behavior – поведение).

Реакции могут быть открытыми (словесная реакция, двигательная) и закрытыми (мысли, эмоции, физиологический ответ).

Оперантное обусловливание (инструментальное, Скиннера, научение типа R)

Теория оперантного обусловливания связана с именем Б.Ф.Скиннера (р.1953, США), который доказал, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое явлется желательным. Оперантное поведение – это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением.

С помощью положительного или отрицательного подкрепления возможно модифицировать поведение человека в нужном направлении. На таком понимании основаны методы регулирования поведения не только в психотерапевтической практике, но и в воспитательных целях. При этом важными являются не только реакция организма на стимул, но и последствия этой реакции.

Таким образом, поведение контролируется его результатом и последствиями. В соответствии со схемой, психотерапевт, наблюдая за поведением, фиксирует положительные моменты реакции и сразу же подкрепляет поощрением. Таким образом, подкрепляется не стимул, а реакция организма.

Позитивное поведение усиливает поведение, негативное – ослабляет. Позитивное подкрепление основано на предъявлении наград, которые усиливают поведенческую реакцию. Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет уменьшения негативных стимулов.

Пример позитивного подкрепления:

Если маленький ребенок испытывает боль, он начинает плакать. При этом родители оказывают ему внимание или другое позитивное подкрепление, ребенок успокаивается. Но в дальнейшем реакция плача становится естественно обусловленной и генерализуется на другие ситуации. В результате ребенок начинает плакать, как только нуждается во внимании. Однако если сколько-то раз (7-10) уклониться от оказания внимания, не подкреплять позитивно реакции ребенка, плач прекращается самопроизвольно (процесс угасания реакции).

Пример негативного подкрепления:

Взрослый мужчина вынужден был выступать публично, однако выступление было неудачным, его подвергли сильной критике (негативное подкрепление). В дальнейшем этот мужчина боялся выступать публично и избегал посещения подобных мероприятий. Сформировалась реакция избегания.

Социальное научение

Основоположником теории социального научения является психолог Альберт Бандура (р.1925, США). Согласно этой теории человек обучается новому поведению не только на основании собственного опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и за счет опыта других людей, наблюдения за другими. Поэтому данный тип научения предполагает наблюдение и имитацию социальных моделей поведения. По мнению Бандуры, человеку не обязательно действовать самому, достаточно наблюдать за поведением других людей.

Наблюдение через научение – это формирование человеком когнитивного образа определенной поведенческой реакции с помощью наблюдения поведения других людей. Такая форма поведения избавляет людей от ненужной траты времени проверять адекватность своих поведенческих реакций с помощью проб и ошибок.

Примеры социального научения:

- Врач-интерн наблюдает за манерой общения с пациентами опытного, пользующегося уважением у врачей и больных, врача (стимул), запоминает и пытается повторить (поведенческая реакция), в результате получает либо благодарность (положительное подкрепление), либо раздражение пациентов (негативное подкрепление).

- Ребенок часто смотрит по телевизоры программы, демонстрирующие агрессию, насилие, жестокость (стимул), у него формируется определенный образец поведения в обществе (реакция организма), в дальнейшем высока вероятность развития агрессивных тенденций по отношению к другим детям (поведение).

В рамках поведенческой психотерапии здоровье и болезнь – это результат того, чему человек научился или не научился, а личность – это опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни. В центре внимания оказывается симптом, который рассматривается как нарушение поведения. Симптом заболевания – это патологическое или неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения. Все нарушения поведения являются приобретенными.

Поведенческая психотерапия предполагает глубокое содружество между врачом и пациентом, основанное на взаимном доверии и активности врача. При этом врач разрабатывает определенные стратегии научения, а пациенту необходимо активно работать со своими симптомами не только во время сеансов психотерапии, но и в период между ними (домашние задания). Отношения между врачом и пациентом ассоциируются с отношениями учителя и ученика. Пациент должен предоставлять врачу ежедневные письменные самоотчеты с регистрацией всех своих действий по рекомендации врача, чувств, мыслей. Также важно наблюдать за поведением пациента в реальных условиях – в ситуациях, которые вызывали появление болезненных симптомов.

Техники поведенческой психотерапии

1. Техника систематической десенситизации. Главное внимание при использовании этой техники уделяется тревоге, которая обязательно присутствует в ситуации, при которой появляется невротический симптом. В основе техники лежит теория реципрокного торможения: тревога уменьшается при вызывании физиологических реакций, антагонистических тревоге. Например, такими антагонистическими реакциями являются: процесс приема пищи, реакция гнева, реакция смеха, сексуальные чувства, процесс регулирования дыхания, мышечная релаксация. Наибольшее применение получило обучение больных технике мышечной релаксации и дыхательным техникам. Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону представляет собой обучение больных управлению различными мышцами своего тела, главной целью является научить расслаблять скелетную мускулатуру. Техники дыхания подразумевают обучение равномерному дыханию, акцент делается на выдохе. Например, вдох через нос в течение 3 секунд, задержка дыхания в течение 3 секунд, затем выдох через рот в течение 6 секунд, задержка дыхания в течение 3 секунд.

Первоначально больных обучают технике прогрессивной мышечной релаксации или дыхательным техникам. После овладения техникой вместе с пациентом составляют иерархию ситуаций, которые вызывают страх. Степень интенсивности страха выражается в баллах. Затем начинают работу по десенситизации: пациент в течение нескольких секунд пытается представить себе ситуацию, вызывающую страх, оцениваемую в наименьший балл. При появлении первых вегетативных реакций тревоги (повышение частоты дыхания, напряжение мышц, тахикардия) применяют технику мышечной релаксации или дыхательную, повторяют несколько раз. В дальнейшем повторяют занятие, но уже работают с более сложными, трудными ситуациями. В дальнейшем с появлением у пациента умения справляться с тревогой дистанцированно от источника страха, постепенно стимулируют воображение, используя фильмы, фотографии, рисунки с объектом, вызывающим страх. В последующем стараются максимально приблизиться к реальной психотравмирующей ситуации. В конце проводят работу по уменьшению тревоги уже в реальной ситуации.

4. Техника парадоксальной интенции. В основе нарушений поведения лежит страх опасения повторения симптома, в связи с чем возникает страх ожидания. Задачей этой техники является требование от пациента осуществления именно тех действий, последствий которых он боится. Пациенту предлагается прекратить борьбу с симптомом, умышленно вызывать или даже усиливать его. Таким образом, меняется установка больного к своей болезни и симптому. Например, при невротических нарушениях сна и страхе бессонницы требуют от пациента стараться не заснуть в течение всей ночи. Вследствие этого пациент прекращает бояться нарушений сна и, в конце концов, засыпает.

5. Тренинг социальных умений. При этой технике используются реакции, противоположные тревоге и страху – активное самоутверждающее поведение. Ситуации, психотравмирующие для пациента, воспроизводятся в группе. Получая одобрение со стороны членов группы и психотерапевта, пациент побуждается к проявлению этой формы поведения в реальной жизни.

6. Методы позитивного подкрепления: здесь используется принцип оперантного обусловливания. Используется механизм объективного и субъективного контроля. Например, жетонная система. Желаемое поведение награждается своеобразными жетонами (пуговицы, листки бумаги и др.), которые затем обмениваются на похвалу, сладости, прогулки, просмотр телевизора и т.п.
Эта техника эффективна для детей, для больных с расстройствами личности, с нарушениями поведения при умственной отсталости, для больных шизофренией и др.

7. Методы негативного подкрепления: Путем формирования устойчивого рвотного рефлекса на вкус, запах и вид спиртных напитков проводят терапию алкоголизма. Для выработки условного рефлекса применяют сочетание небольших доз спиртного и веществ, вызывающих рвоту.

Области применения поведенческой психотерапии

1. Тревожно-фобические расстройства

2. Психогенные сексуальные расстройства

3. Межличностные проблемы

4. Детская психопатология: нарушения поведения, делинквентные расстройства, энурез, детский аутизм

Когнитивная психотерапия

Представители когнитивного подхода (от лат. сognitio – мысль, убеждение) считают, что в основе формирования нарушений поведения лежат неправильные (иррациональные) убеждения, установки, образ мыслей. Между стимулом и реакцией существует промежуточное звено – мысль (когниция), направленная на восприятие и оценку стимула.

При эмоциональных расстройствах причиной являются автоматические мысли в виде когнитивного (мыслительного) потока, основанного на субъективной оценке. У многих формируются неправильные представления о действительности – иррациональные когниции. Эти когниции больше искажают реальность, чем обычное мышление, как правило, плохо осознаются пациентом и являются причиной эмоциональных и поведенческих нарушений. С позиций когнитивной психотерапии у больных неврозом искаженные представления ведут к искаженному мышлению в различных сферах жизни. Они делают глобальные выводы вместо тонкого различения, необходимого для того, чтобы жить в соответствии с реальностью.

Некоторые примеры иррациональных когниций:

- Отвечающие нереалистичному принципу долженствования («я должен все знать, понимать, предвидеть», «я никогда не должен уставать и болеть», «я должен быть всегда великодушным, внимательным, достойным»)

- Мысли катастрофичного содержания («это ужасно», «я, наверно, умру»)

- Оценочного характера, исходящего из социальных норм («врач должен внимательно и хорошо меня лечить»)

- Выражающие внутренние потребности («если у меня не будет ученой степени, моя жизнь не удалась», «для того, чтобы быть счастливым, я во всех делах должен добиваться успеха», «замечательно быть популярным, богатым, ужасно быть посредственностью»)

Техники когнитивной психотерапии

1. Техника декатастрофизации. Используется прием «А что, если…?» Исследуются возможность событий и их последствий для больного в плане психологического и физического ущерба. Таким образом, пациент понимает, что все не настолько катастрофично, как он представляет и его отношение к событиям изменяется.

2. Техника переформулирования. Если пациент считает, что не может контролировать проблему, ему предлагают переформулировать ее для возможности контроля над ситуацией. Например, убеждение: «Я никогда не сдам экзамен» можно постепенно, шаг за шагом, переформулировать в новое убеждение: «Я сделаю все, чтобы сдать этот экзамен».

3. Техника децентрализации и отстраненности применяется, если человек чрезмерно включен в проблему, придает излишнее личное значение событиям, происходящим вокруг и не имеющим к нему никакого отношения. Нужно показывать необоснованность таких убеждений.

Прежде всего, психотерапевт выявляет и структурирует блоки иррациональных когниций. Домашние задания пациентов касаются распознавания связей между эмоцией и поведением. Больных просят записывать свои автоматические мысли во время психотравмирующих ситуаций. Затем концентрируются на ключевых убеждениях пациентов, происходит изменение когнитивной схемы путем логического анализа. Успех лечения определяется и оценивается при помощи самонаблюдения, контроля над эмоциями и постепенного изменения поведения в отношении к миру и к самому себе.

Показания к когнитивной психотерапии

1. Депрессивные состояния легкой степени

2. Тревожные расстройства

3. Межличностные конфликты

Рационально-эмотивная психотерапия

Основоположником рационально-эмотивной психотерапии был психолог Альберт Эллис (1913-2007, США). Согласно теории рационально-эмотивной психотерапии выделяются два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции несут информацию, которую получают из реального мира, оценочные когниции несут отношение человека к этой информации. Более важными являются оценочные когниции. Таким образом, с этой точки зрения, не сама объективная реальность вызывает у человека различные эмоции, а их внутреннее восприятие. Человек переживает по поводу каких-либо психотравмирующих событий в связи с наличием иррациональных когниций (иррациональных установок). Следствием переживаний являются эмоциональные и поведенческие нарушения.

Существует 4 группы таких иррациональных когниций:

1. Установки долженствования. «Все люди должны быть честными», «Все люди должны быть ответственными», «Все люди должны быть порядочными».

2. Катастрофические установки. «Ужасно быть одиноким», «Ужасно быть не замужем», «Ужасно, когда с соседями плохие отношения».

3. Установки обязательной реализации своих потребностей. «Я ничего из себя не буду представлять, если не добьюсь какой-либо значимости в своей профессии».

4. Оценочная установка. Оценка касается человека в целом, а не отдельных его черт – характера, интеллекта, работы: «Этот человек нехороший», «Этот человек неприятный».

Иррациональные установки являются жесткими, абсолютными, они не соответствуют реальности. Человек с правильно сформированной системой установок способен гибко интерпретировать ситуации, эмоции не захватывают надолго и не блокируют его деятельность.

При рационально-эмотивной терапии не изучаются вопросы возникновения иррациональных установок. Не ставится вопрос «Почему возникла та или иная установка?». Основной задачей является показать пациенту, что его эмоциональные проблемы связаны с иррациональными установками, а не с прошлыми или настоящими событиями, и сейчас он все время их негативно подкрепляет. Иррациональные идеи являются следствием социального научения, например,в связи с особенностями воспитания в семье. Люди обычно избегают глубоких размышлений, судят поверхностно обо всем и часто не используют возможности личностного роста. Поэтому они постоянно используют иррациональные идеи. Рационально-эмотивная психотерапии направлена на обсуждение и критику системы неправильных, не соответствующих реальности установок пациента, на введение в его жизнь принципов терпимости и принятия происходящих событий.

Тактика рационально-эмотивной психотерапии

Прежде всего необходимо выяснить иррациональные установки больного. Объектом будущей коррекции являются слова, выражающие эти установки, такие как «должен», «надо», «обязан», «ужасно» и т.п. В дальнейшем больного путем дискуссии («сократовский диалог») постепенно подводят к признанию абсурдности этих убеждений. Психотерапевт довольно директивен, эмоционально насыщен, заставляет пациента думать и переоценивать свои позиции. При этом важно, чтобы пациент чувствовал к себе положительное отношение, ощущал себя принятым.

Показания для применения рационально-эмотивной психотерапии

1. Межличностные конфликты

2. Психогенные сексуальные расстройства

3. Неврозы

4. Расстройства личности

5. Психосоматические расстройства

6. Расстройства поведения у подростков

Рациональная психотерапия

Основоположником рациональной психотерапии является невролог Поль Дюбуа (1848-1918, Швейцария). Согласно его теории невроз возникает вследствие недостаточного понимания, ошибочных представлений, неправильных умозаключений. Мышление у здорового человека является логичным, последовательным, доказательным. Мышление же больных неврозами не отвечает законам формальной логики, характеризуется непоследовательностью, бездоказательностью, неопределенностью, неточностью.

Рациональная психотерапия по Дюбуа – это процесс обучения больного правильному логическому мышлению.

Приемы и методы рациональной психотерапии

В качестве основных лечебных факторов в рациональной психотерапии применяется убеждение, переубеждение, разъяснение, одобрение, отвлечение, приемы дидактики и риторики.

Основной задачей психотерапевтического воздействия является создание в сознании больного правильного представления о болезни. Психотерапевту необходимо логически скорректировать внутреннюю картину болезни. Психотерапевтическое воздействие достигается за счет грамотного, логического анализа и интерпретации субъективных проявлений, объективных клинических, лабораторных и инструментальных данных.

Наряду с этим большое значение для психотерапии имеет авторитет врача в глазах больного, безусловное доверие пациента к врачу.

Рациональная психотерапия может проводиться в индивидуальном и групповом варианте.

Каждый врач, независимо от специальности, должен владеть методом рациональной психотерапии.

Показания для рациональной психотерапии

1. Неврозы

2. Расстройства личности

3. Синдромы зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

4. Психозы в период ремиссии болезни

5. Соматические заболевания в различных областях медицины

Интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман.

Этот метод представляет собой краткосрочный вариант психотерапии (10-12 занятий 1-2 раза в неделю), был разработан Клерманом и Вейссман в конце 60-х годов для лечения больных депрессией и с самого начала ориентирован на решение проблем, возникающих именно у этой категории пациентов. Целью авторов было не создание той или иной теоретической концепции лечения, а разработка максимально эффективного практического метода психотерапии депрессивных больных.

Отправной точкой создания и совершенствования интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман явилась констатация того факта, что депрессии чаще всего возникают вследствие неблагоприятных изменений в межличностной сфере и ближайшем окружении пациентов, например при утрате близкого родственника или в результате конфликта с окружающими. Психотерапия направлена главным образом на изменение межличностного контекста депрессивной симптоматики. Авторы признают важную роль личности больного в возникновении депрессии, однако считают улучшение социального статуса пациента и опосредованное влияние на клинику заболевания более перспективным, чем изменение достаточно устойчивых и малоподдающихся трансформации личностных характеристик больного.

В интерперсональной психотерапии исследуется не прошлое пациента, а его актуальные межличностные контакты, связи и их характер. Прошлое также изучается и учитывается, но лишь постольку, поскольку оно помогает понять актуальные образцы взаимоотношений больного с другими людьми.

Психотерапия направлена не на осознание своих ошибок в прошлом, а на их преодоление в настоящем, не на исследование интрапсихических явлений (природа конфликтов, защитные механизмы), а на анализ конкретного межличностного настоящего больного, характер протекания межличностных отношений в период проявления депрессивной симптоматики. Взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом не фокусируются на переносе. Психотерапевт выступает не в роли нейтрального наблюдателя, а в роли защитника и адвоката больного. Он активно ведет пациента, руководит им, ободряет и поддерживает его. Отношения "психотерапевт-пациент" учитывают реальную ситуацию и служат решению конкретных проблем. При этом больной не должен слишком зависеть от психотерапевта или заметно уступать ему в интеллектуальном и волевом аспектах.

Психотерапия с помощью данного метода ограничена известным периодом времени и четко структурирована по своему содержанию. На начальной стадии проводится точная диагностика и выясняется природа депрессивной симптоматики в связи с нарушением межличностных отношений пациента. На этом этапе больной получает подробные сведения о симптоматике, клиническом течении и прогнозе депрессий. Психотерапевт разъясняет ему смысл понятий, относящихся к обсуждаемой проблематике, формулирует цели и определяет сроки лечения, частоту курсов и при необходимости применяет сопутствующую медикаментозную терапию. Эта стадия носит ярко выраженный обучающий характер.

Основная, вторая, стадия концентрируется на одном или нескольких направлениях, относящихся к 4 наиболее важным проблемам, стоящим перед больным:

1) "реакция утраты" (пациенты с реакциями на потерю близких, родных, любимых людей);

2) "межличностные конфликты" (разногласия между супругами, с любимым человеком, детьми, родителями, членами семьи близкого человека, друзьями, сотрудниками и т. д.);

3) "смена социальной роли" (новая работа, развод, уход из семьи, смена школы, поступление в институт, переезд в новый дом, экономические или другие перемены в семье и другие варианты смены социальной роли);

4) "межличностный дефицит" - проблемная зона одиноких и социально изолированных людей ("социальное одиночество").

Эти проблемные зоны могут существовать и часто существуют одновременно. На этой стадии, за счет длительного изучения психологических особенностей каждой проблемной зоны, разрабатывается структурированный план психотерапевтических мероприятий.

В третьей, заключительной фазе лечения обсуждается завершение терапевтических отношений с признанием того, что завершение - это "время огорчения", ценности и убеждения генерализуются на поведенческий опыт пациента, на уровень его взаимодействия с внешним окружением.

Психотерапия направлена на гармонизацию межличностных отношений пациента с окружающими его людьми, для чего психотерапевт пользуется всеми подходящими для этого способами. К ним относятся: построение (вместе с больным) лучшей, скорректированной с учетом требований окружающих модели коммуникативного поведения; разработка новых стратегий решения проблем, возникающих у больного, и выработка умений более успешно преодолевать стрессовые ситуации в межличностном общении; преодоление устаревших схем и стереотипов во взаимоотношениях, не соответствующих изменившимся требованиям окружающих и возможностям пациента; активный отказ от этих устаревших схем в пользу новых и усвоение более адаптивных способов взаимоотношений с окружающими и т. п.

Прагматическая направленность интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман проявляется также в непривычном для психотерапевтов непредвзятом отношении к медикаментозной терапии. При ее проведении стало скорее правилом, чем исключением, применение антидепрессантов наряду и параллельно с психотерапией. Эта комбинированная терапия базируется на результатах исследований, определивших условия, при которых показано и даже необходимо проводить параллельное медикаментозное лечение.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии

  • Психологические консультирование Р. Мэя
  • Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера
  • Логотерапия В. Франкла
  • Телесно-ориентированная терапия
  • Арт-терапия
  • Нарративная терапия
  • Клиент-центрированная терапия
  • Гештальт-терапия
  • Эмпирическая терапия Витакера

Это направление очень неоднородно, включает в себя разнообразные психотерапевтические школы, объединенные общим подходом к рассмотрению целей психотерапии и путей их достижения. Гуманистическое направление основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Его можно рассматривать как альтернативу психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную, целостную систему, понять которую посредством отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами личностного развития являются стремление к развитию и осуществлению своих возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации через достижение жизненных целей и раскрытие смысла собственного существования.

В основе экзистенциальной психотерапии лежит феноменологическая и экзистенциальная философия и психология (Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр), центральное понятие учения - экзистенция (от позднелатинского existentia - существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, вина, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на "свободную волю", свободное развитие личности, её уникальность, осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциального анализа являются Бинсвангер, Босс, Франкл, в США выделилось экзистенциально-гуманистическое направление, известными представителями которого являются Мэй, Бьюдженталь, Ялом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.