Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неценовые факторы совокупного спроса




Помимо ценовых факторов, на совокупный спрос влияют и неценовые факторы.

Если исходить из того, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос, то действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается):

Обращаем внимание на то, что ц еновые и неценовые факторы по-разному влияют на совокупный спрос:

- действие ценовых факторов (изменение уро­вня цен в экономике) приводит к изменению величины (объе­ма) совокупного спроса. При этом положение графика AD на плоскости не меняется, меняется лишь положение точки на кри­вой AD, т.е. комбинация «уровень цен - объем реального ВВП»,

- неценовые факторы будут сдви­гать график совокупного спроса вправо или влево, меняя сам со­вокупный спрос.

 

Поскольку величина AD складывается из 4 основ­ных компонентов, то выделяют 4 группы основных неценовых факторов, влияющих соответственно на:

- потребительские рас­ходы домохозяйств,

- инвестиционные расходы бизнеса,

- объемы государственных закупок товаров и услуг,

- величину чистого экспорта.

Действительный перечень неценовых факторов спроса более широк.

Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:

1) изменением благосостояния населения.

Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финан­совых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов.

2) ожиданиями населения.

Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.

3) задолженностью населения.

Чем больше задолженность населения, тем меньше потребительские расходы, поскольку до­мохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, ис­пользовать для погашения имеющейся задолженности. Следова­тельно, совокупный спрос будет сокращаться.

4) уровнем налогов с домохозяйств.

Чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т.е. источника роста потребительских расходов, и, значит, со­вокупного спроса.

Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть свя­зано с:

1) динамикой ставки процента.

Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов, например, из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте.

2) ожиданиями бизнеса.

Оптимистические прогнозы относи­тельно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвести­ционные товары и сдвигают кривую AD вправо.

3) уровнем налогов на бизнес.

Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса.

4) уровнем избыточных мощностей.

Чем больше на предприятии неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществляться инвестиционные расходы.

5) существующим уровнем технологии и быстротой мораль­ного старения оборудования.

Чем быстрее развивается науч­но-технический прогресс, тем чаще предприниматели испыты­вают необходимость в обновлении оборудования, тем выше ин­вестиционные расходы и совокупный спрос.

Изменение государственных расходов определяется целя­ми макроэкономической политики, проводимой правительством.

При проведении стимулирующей политики правительство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса.

Проведение сдерживаю­щей экономической политики будет иметь следствием обратный результат — совокупный спрос будет сокращаться.

Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут быть вызваны:

1) изменением уровня ВВП в странах - торговых партнерах.

Чем выше ВВП в этих странах, тем выше уровень их благосостоя­ния. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличива­ется спрос, в т.ч. на импортную продукцию, которую экс­портирует страна, AD которой мы изучаем. В этом случае будет расти её показатель чистого экспорта, т.к. спрос со стороны ино­странных покупателей расширяет национальный экспорт. Увели­чение Хn будет означать возрастание совокупного спроса.

2) динамикой валютных курсов.

Обесценивание нацио­нальной валюты по отношению к валютам других стран увели­чивает экспорт и затрудняет импорт, т.е. будет расти и Х„, и совокупный спрос.

Удорожание национальной валюты даст обратный результат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.