Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности повседневной коммуникации




ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

 

Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении — беседа, разговор.

Разговор является средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей

Это — так называемая фатическая речь, основная цель которой — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание.

Фатическое речевое поведение (ассоциативный способ общения) – речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом

В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише

 

Подобные фразы используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации.

«Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно.

С уважением, Ваш мистер Пампкин.»

 

Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично

В подобном случае мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.

Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой.

Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»

Все эти фразы легко предсказуемы

Их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность.

В одном из рассказов американской писательницы Дороти Паркер есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных

Им слова практически не нужны.

«- Ладно! - сказал юноша. - Ладно! - сказала она.

- Ладно. Стало быть, так, - сказал он.

- Стало быть, так, - сказала она, - почему же нет?

- Я думаю, стало быть, так, сказал он, - то-то! Так, стало быть.

Ладно, - сказала она. Ладно, - сказал он, - ладно».

Детская речь до трех лет обычно имеет характер фатической

Дети часто не могут понять, что им говорят, не знают, что сказать, но стараются лепетать, чтобы поддерживать общение.

Эту функцию дети усваивают первой.

Обычно фатическая речь – это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом.

Поддержание разговора может служить самоцелью.

Пример:

Опять погода портится;

У нас всегда так, после жары — грозы, а потом холодно;

А что творилось в Москвеслышали? Какой страшный ураганище?

Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке... и т. д.

Фатическая речь

  максимально приближает слушающего к личности говорящего,
  одновременно несет на себе отпечаток сиюминутности, ситуативной связанности.

 

Фатическая речь частично варьируется в зависимости от оппозиции близкие – неблизкие отношения.

Можно представить следующую шкалу:

1 между незнакомыми людьми завязать знакомство, скоротать время в условиях вынужденного совместного пребывания (в транспорте, в очереди);
2 между малознакомыми – укрепить знакомство; укрепить знакомство;
3 при случайном знакомстве соблюсти правила вежливого поведения, когда молчать неловко;
4 между хорошо знакомыми людьми сохранить сложившийся тип отношений В то время как отказ от фатической речи является знаком желания их изменить;
5 между близкими друзьями или в семье отдать дань привычке к обмену мнениями, эмоциями

 

Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно считать следующие:

1 Персональность адресации Индивидуальное обращение собеседников друг к другу Учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения Пристальное внимание организации обратной связи с партнерами Адресат разговорной речи: * всегда присутствует налицо   * обладает той же степенью реальности, что и говорящий * активно влияет на характер речевого общения Позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают. Говорящий ждет активного ответного понимания, будь то сочувствие, возражение или согласие.
2 Спонтанность и непринужденность Условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор Собеседники вынуждены мыслить и говорить одновременно. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему Говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. Высказывания полны оговорок, повторений, исправлений и других языковых погрешностей
3 Ситуативность Непосредственный контакт говорящих Предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам Это позволяет использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. В то же время ситуативность предполагает учет * прошлых ситуаций общения с данным человеком (если они имели место), * его социальный статус как условие, которое необходимо соблюдать, чтобы быть понятым в данной ситуации.   По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых разнообразных чувств, начиная от простого любопытства и кончая невысказанными укорами, затаенной обидой. Многочисленные и разнообразные опущения, ссылки, условные обозначения, к которым прибегают люди во время разговора, — обычное средство нашего общения. Однако для общающихся между собой, как правило, это не является серьезным препятствием во взаимопонимании. Человеческое общение, беседа развиваются по пути максимальной экономии и концентрации языкового потока. Как только участники взаимодействия определяют для себя ситуацию, смысловое содержание беседы, их реплики становятся все более и более сжатыми и полновесными. Сама ситуация, мимика, физические перемещения в пространстве — все это восполняет и взаимодополняет разнящиеся лишь своим внешним ви­дом средства общения.    
4. Эмоциональность Ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении * усиливают ее эмоциональную окраску, * выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. Для понимания смысла разговора более важны не что говорится, а то, как говорится. Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений. При этом эмоциональная непосредственность облегчает понимание происходящего в целом и состояния нашего собеседника, в частности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.