КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности повседневной коммуникацииПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
Основная форма вербальной коммуникации в межличностном общении — беседа, разговор. Разговор является средством организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей Это — так называемая фатическая речь, основная цель которой — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Фатическое речевое поведение (ассоциативный способ общения) – речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише
Подобные фразы используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации. «Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно. С уважением, Ваш мистер Пампкин.»
Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично В подобном случае мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать. Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?» Все эти фразы легко предсказуемы Их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность. В одном из рассказов американской писательницы Дороти Паркер есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных Им слова практически не нужны. «- Ладно! - сказал юноша. - Ладно! - сказала она. - Ладно. Стало быть, так, - сказал он. - Стало быть, так, - сказала она, - почему же нет? - Я думаю, стало быть, так, сказал он, - то-то! Так, стало быть. Ладно, - сказала она. Ладно, - сказал он, - ладно». Детская речь до трех лет обычно имеет характер фатической Дети часто не могут понять, что им говорят, не знают, что сказать, но стараются лепетать, чтобы поддерживать общение. Эту функцию дети усваивают первой. Обычно фатическая речь – это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора может служить самоцелью. Пример: — Опять погода портится; — У нас всегда так, после жары — грозы, а потом холодно; — А что творилось в Москве — слышали? Какой страшный ураганище? — Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке... и т. д. Фатическая речь
Фатическая речь частично варьируется в зависимости от оппозиции близкие – неблизкие отношения. Можно представить следующую шкалу:
Таким образом, важнейшими характеристиками повседневной разговорной речи можно считать следующие:
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |