Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка данных




 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ

1. Переводим балльные ответы по подпункту № 1. 2, пунктам №№ 18 и 22, выбранные по обычной шкале, в баллы шкалы обратной:

1 переводим в 5, 2 в 4, 3 в 3, 4 в 2, 5 в 1.

Например, первоначальный ответ "2" по подпункту № 1.2 нужно перевести в балл "4" обратной шкалы и далее в расчетах учитывать только этот последний.

 

2. Подсчитываем далее средние арифметические по составным вопросам, в которых имеются подпункты - это вопросы №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 15, 20, 21 и 25. Суммируются ответы, данные по каждому подпункту вопроса, и полученная сумма делится на число подпунктов в вопросе.

Полученные средние баллы по составным вопросам уже учитываются при дальнейших расчетах средних по основным изучаемым факторам (показателям "Личностной биографии").

 

ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ

3. Отдельно по каждому изучаемому фактору суммируем баллы испытуемого по вопросам, входящим в данный фактор (см. Ключ), и затем вычисляем среднее арифметическое. Если, например, по фактору 4 " Гармоничность личности и ее жизни " ГЛ в Ключе указано 12 вопросов, то сумма баллов по этим вопросам делится на 12. И так далее по всем факторам методики.

4. Генеральный фактор "Общая конструктивность личности и жизни " ОКЛ близок по смыслу показателю "Гармоничность личности и ее жизни", но шире него, так как охватывает еще и показатели продуктивности самореализации, осознанности и ясности жизненного самоопределения, позитивности личностной трансформации в жизненном процессе. Т.е. он объединяет в себе все изучаемые особенности опрашиваемого. Чем выше уровень их проявления, тем выше и общая личностная конструктивность человека и конструктивность всей его жизни.

Подсчитывается средний балл по всем вопросам методики: сумма баллов по ним делится на 25.

5. Определяем уровни гармоничности (оптимальности) выраженности факторов и генерального фактора, соотнося полученные средние баллы по ним с интервалами уровней, представленных в Табл.1. (Определение уровней не заменяет таблицы средних числовых данных! – последние являются главными данными испытуемых)

Дополнительно по фактору "Трансформация личности" можно подсчитать степень позитивности сдвигов в личности с возрастом. По вопросам №№ 2, 5, 6, 21 и 25 сначала вычисляем среднее арифметическое по все первым подпунктам ("В прошлом", "В школьный период"): 2.1, 5.1, 6.1, 21.1 и 25.1. Затем то же самое делаем в отношении вторых подпунктов этих вопросов ("В ближайший год"): 2.2, 5.2, 6.2, 21.2 и 25.2. Если средний балл по ближнему году жизни выше среднего балла по прошлому ее периоду на 0,5 балла и более, то констатируем, что у испытуемого произошла значительная позитивная трансформация личности. Особое подтверждение этому находим при рассмотрении средней по вопросу № 9. Если она больше 3,5 балла, то имеет место реальная гармонизация личности и ее жизни, так как субъективная оценка по таким вопросам является не менее весомым фактом, чем внешняя оценка поведения человека.

 

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности выраженности факторов методики «Личностная биография» (при средних в группе по фактору «гармоничность личности» в районе 3,25 баллов: 3,125 < Хср < 3,375)

 

Уровень Интервал в баллах В процентах %
Высокий 3,61 - 4,50 65,1 - 87,5
Псевдовысокий 4,51 - 5,00 87,51 - 100,0
Средний 2,91 - 3,60 47,6 - 65,0
Низкий 1,00 - 2,90 0,00 - 47, 5

 

Сравнительные данные разных групп по методике "Личностная биография"
1997-2001: взрослые, студенты, школьники 9 и 10 классов. Москва, В. Новгород, Подмосковье
Группа, чел ЖСО ЖСР ТЛ ГЛ ОКЛ Примечания  
Случ.взр, 20 3,52 3,3 3,48 3,23 3,36      
Слч.взр, 45 3,32 2,99 3,38 3,09 3,22 ж=32ч.., м=13ч.  
Случайная взрос. 65 чел (17-79 лет) 3,38 3,09 3,41 3,13 3,26 Москва    
10кл-опыт21 3,91 3,69 3,64 3,60 3,71 Опытные в туризме  
10кл-безТ 25 3,66 3,77 3,74 3,42 3,59 Нет опыта в туризме  
10кл-начин 7 3,77 3,3 3,77 3,38 3,54 Начинающие в туризме  
Все 10кл- 53 чел 3,77 3,68 3,70 3,49 3,64 классы Москва  
Вестра-75 ч туристы 3,53 3,44 3,66 3,28 3,48 Турклуб Вестра М-ва и Подмосковье
193 чел 3,55 3,39 3,59 3,26 3,45      
банк,ж,12 ч. 3,48 3,33 3,49 3,26 3,36 Взрослые М-ва  
9кл-Солн 24ч 3,38 3,11 3,33 3,27 3,25 9 класс Подм-вье  
Студ-заоч. 18 чел 3,88 3,26 3,77 3,3 3,49 Студ. заоч. В. Нов-д РГГУ  
Студенты 30 чел 3,53 3,4 3,63 3,14 3,46 Студ д\о М-ва МИИТ  
РестПом 20 3,56 3,18 3,59 3,24 3,35 Взрослые М-ва и Подмосковье
297 чел. 3,55 3,34 3,58 3,25 3,43      
                 
Коррел ЖСО ЖСР ТЛ ГЛ ОКЛ Корреляции факторов методики со степенью жизненной удовлетворенности по методике ИЖУ
р с ИЖУ 0,32 0,24 0,05 0,42 0,418  
гр. 45 чел 5% не знач. не знач. 1% 1%      
                 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980 ( с. 216 – На долгом жизненном пути каждый человек должен найти радость как часть собственного жизненного стиля. С. 225 – Некоторые… наделяют эмоцией радости весь процесс жизни… кажутся движущимися по жизни более медленно и спокойно, чем остальные).

Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим/»Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92-110 (Психология самосовершенствования, На пути к конструктивной психологии)

Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения/ Сибирский психол. журнал. № 11, Томск, 1999, с. 29-41

Кондратьев Ф.В. Психогигиенический аспект исследования личности спортсмена/ «Проблемы психологии спорта». Вып. 1. Ред. Л.Д. Гиссен. М.: ВНИИФК, 1971, с. 55-65

( С.57 – Мы рассматриваем личность в ее психосоматическом единстве, т.е. как общий индивидуальный склад человека (включая темперамент и характер). …темперамент и является той генотипической основой, на кот. в процессе последующего индивидуального развития формируется совокупность всех признаков и свойств индивидуальности. (его) следует рассматривать как консервативный «аспект личности». С. 61 – Специальными исследованиями было установлено, что спортсмены с более высокими показателями страдают повышенной невротичностью… С. 62 – Желание показать … наилучший рез-т… и реальная невозможность победить своего ближайшего соперника являются конфликтом между высокими социальными побуждениями личности и неуверенностью…) (ОМ – Причина невроза здесь – мотивация на максимал. достижение и, в то же время, невозможность добиться этого, или неуверенность в осуществлении макс. успеха. След., ориентация на макс. успех со стороны участника похода или руководителя-педагога дисгармонична, может вести к невротич. реакциям).

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека//»Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 156-176)

ЛЕОНТЬЕВ Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992; 16 с. (Факторы: 1- Цели в жизни. 2 - Процесс жизни – интерес и насыщенность жизни. 3 - Результативность жизни или удовл-сть самореализацией. 4 – Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). 5 – Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. Общий пок-ль ОЖ – Осмысленности жизни. 20 п. – ответы по 7-балльной шкале)

Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и амер-их традиций. М.: Смысл, 2000, 549 с. (С. 231 - …личность можно рассматривать скорее как центральную подсистему (тогда как в качестве «периферических» индивидуальных подсистем выступают сенсорно-перцептивные процессы), как главный регулятор взаимодействия субъективного мира психической реальности с объективной социальной и предметной средой. С. 188 - …наиболее существ. признаками индивидуально-средового взаимодействия (внутр. структуры стиля) оказываются адаптивность А - соотв-ие требованиям среды, компенсаторность К -сбаланстрованность стр-ры инд-сти, и оптимальность О - адекватная стоимость затрат (физиол-их, психол-их и т.д.) на достижение цели… хаотичность (неупорядоченность) - стоимость затрат не упорядочена и не соответствует значимости достигнутой цели. Три биполярных конструкта – адаптивность\дезадаптивность, сбалансированность\дисбаланс, оптимальность\ неупорядоченность описывают внутреннюю структуру стиля… С. 189 – (Тип стилевого поведения № 8 – «плывущий вольным стилем», самоактуализирующийся) - …отличается гармоничной структурой стиля (К+, О+, А+), сочетающейся с адекватной самооценкой и постоянным стремлением к изменениям, поиску новых, более оптимальных способов достижения намеченных целей. С. 246 – Существенными для описания специфики функционирования индивидуальности являются функциональные хар-ки компенсаторности, оптимальности, адаптивности и результативности, определяющие меру конструктивных и деструктивных тенденций в развитии индивидуальности.)

 

МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"/ Газ. «Школ. психолог», 1998, № 38, с. 8-9; см. также в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle7.htm

МОТКОВ О.И. Экспертная оценка гармоничности личности, 2000 (Оценка по 8 признакам фактора «Гармоничность личности» методики «Личностная биография»; не опубл., файл в папке «+Мотков/Методики – студентам», каф. психологии личности ИП РГГУ)

МОТКОВ О.И. "Психологическая культура личности "/ Газ. «Школ. психолог», 1999, - № 15, с. 8-9 (теорет. введение, методика). См. в Интернете: http://psyhology.rsuh.ru/motarticle9.htm

МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников / Ж. «Дополнит. образование», 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики «Психол. культура личности», «Личностная биография», «Экспертная оценка гармоничности личности», «Психол. портрет учащихся», ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)

Мотков О.И. Психологическая гармония (статья) / сайт www.rsuh.ru/Институты и факультеты/Институт психологии им. Л.С. Выготского/Каф. психологии личности/ Мотков О.И.

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности /В кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути». Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114 (Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» ИЖУ, его связи с САН и др. тестами)

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психол. службы Руководство практического психолога:. Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995, 170 с. (С.113 – «Жизненная стойкость и психическое здоровье», с. 146 - «Временная перспектива и психическое здоровье». С. 115 – …конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. С. 148 – Проблема… определения жизненных целей… становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности). С. 152 - …сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, в развитии воли как воления, как умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика. С. 10 – Здоровье отдел. человека хар-ся полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности).

РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 (С. 13-14 - идеал СА человека, «полноценно функционирующий человек», «хорошая жизнь»; Гл. 8 - «Быть тем, кто ты действительно есть».Точка зрения на цели человека. Гл. 9 - Взгляд психотераписта на хорошую жизнь. Полноценно функционирующий человек.)

 

Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М.: Ин-т психотерапии, 2001, 240 с.(Стресс достижения, Стресс общения, …потери, …однообразия, Строительство себя и своей жизни, Лечение радостью, и др.)

Статирова Н.М. Коррекция и развитие некоторых характеристик базовой личности старшеклассниц. Дипломная работа. Лесосибирск, Лесосиб. пед. ин-т, 2001 (8 чел., 15 – 17 лет, худож. школа № 1. Использовала преобразующий эксперимент с диагностикой гармоничности личности уч-ся до и после трехмесячного тренинга личностного роста – по методикам О.И. Моткова «Образ жизни», «Базовые стремления», «Жизненное предназначение», «Психол. культура личности», «Личностная биография». По ряду показателей получены позитивные сдвиги – особенно по гармоничности образа жизни, жизненным ориентациям на творчество, руководство и поддержку себя, гармоничности выраженности внутренних факторов психол. гармонии (оптимал. функционирования), действенности ориентаций, уровню психической саморегуляции и самопознания).

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997 (Гл. 10 – А. Маслоу, и гл. 11 – К. Роджерс, с. 460-501, 502-573. // С. 512-513 – Краткая форма «Опросника личностной ориентации» Джоунса и Крендалла - 15?. С. 534 - … Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. С. 549-551 - (5 хар-к «полноценно функционирующих людей»)… открытость переживаниюэкзистенциальный образ жизни. (…тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования…) … организмическое доверие (внутренним ощущениям)… эмпирическая свобода. (…чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.)… креативност ь. С.551 - …погрузиться в … переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.