Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник профессиональных предпочтений Джона Холланда




Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы Номера заданий Количество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42  
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42  
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42  
Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42  
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41  
Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40  
Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40  
Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32  
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») 4, 8, 17, 20, 22-24, 40  
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39  
Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38  
Реакция на фрустрацию 25, 33-38  
Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42  

 

 

Методика базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Джоном Холландом. Ее сущность можно свести к следующим положениям.

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому или практическому (Р-тип), исследовательскому или интеллектуальному (И-тип), артистическому (А-тип), социальному (С-тип), предпринимательскому (П-тип), конвенциональному или стандартному (К-тип).

Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Каждый тип имеет свои психологические особенности: способности, интересы, склад характера, предпочитаемое окружение. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических составляющих.

Типологические особенности являются результатом взаимодействия множества культурных и личностных факторов: влияния семьи, родителей и других значимых людей, квалификации и опыта предыдущей работы, социокультурных влияний, физического окружения и др. Под влиянием этих факторов личность изначально отвергает одни и предпочитает другие виды деятельности и социальной активности, которые затем становятся преобладающими интересами. Эти интересы затем ведут к развитию определенных способностей. В результате интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.

2. Существует 6 видов окружения, в которых человек реализует себя как личность. В каждом виде окружения доминирует соответствующий личностный тип.

Так в социальном окружении функционирует гораздо больший процент лиц С-типа, чем, например, Р-типа.

В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруентны их запросам.

3. Люди ищут такое окружение, которое позволило бы им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли.

Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип - социальное и т.д.

Аналогично и окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.

Одной из важнейших составных частей окружения человека является его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6 типов.

Другой важной составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Если известны типологические особенности человека и его окружения, можно прогнозировать степень его удовлетворенности, потенциальной изменчивости, достижений, мотивации, стремления к совершенствованию. Люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу, более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. Напротив, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.