Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О взаимодействии индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития человека




 

Если иметь в виду взрослого человека и достижение или недостижение им на этой ступени своего развития акме, то в жизни реально существуют самые разнообразные соотношения названных «ипостасей» и их конкретных проявлений. Огрубляя это разнообразие, с большой определенностью можно выделить такие варианты этих соотношений и их проявлений:

1.Индивидное развитие человека идет более интенсивно, чем его личностное и субъектно-деятельностное развитие.

2.Личностное развитие идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие.

3.Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими «ипостасями» человека.

4.Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и себъектно-деятельностного развития.

При первом соотношении человек и все системы его организма к началу периода взрослости достигают параметров, соответствующих этому времени его жизни, а усвоение им основных ценностей жизни, которые проявлялись бы у него в бережливом отношении ко всему, что создано трудом людей, в человечности, в требовательном отношении к самому себе, в глубоком понимании своих обязанностей по отношению к Отечству и др., у него оказываются еще не сформированными. То же отмечается у него и в отношении развития его как субъекта труда. Устойчивого, ярко выраженного интереса к какой-либо специальности у него не обнаруживается. Подготовленность в смысле хотя бы первичной ориентированности в ее специфике у него отсутствует. Не проявляются у него ни желание, ни умение трудиться.

Совершеннолетние «недоросли», которым неумные как воспитатели родители всячески продлевали детство и которые фактически оказываются в социальном отношении паразитами, хорошо иллюстрируют этот тип людей.

При втором соотношении, усвоение основных ценностей жизни – бережливое отношение к планете Земля, человечность во взаимоотношениях с людьми, бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, привязанность к семье и др. – опережает темпы физического созревания человека, и он как субъект труда может еще выработать у себя привычки к будничному трудовому усилию, не определиться в своем призвании и еще не совершить никаких значимых шагов, которые свидетельствовали бы, что выбор профессии осуществляется им с учетом его склонностей и способностей. В старших классах школы и на первых курсах вузов встречаются еще такие учащиеся, индивидные, личностные и субъектно-деятельностные качества которых соответствуют данной выше обобщенной характеристике их развития. Правда, следует отметить, что среди них есть и такие, у которых оказываются продвинутыми вперед не только развитие личностных, но и физических данных.

При третьем соотношении, человек может в некоторых случаях почти фанатически любить трудиться, конечно, на уровне своих еще относительно небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств. Макаренко А.С. правильно заметил, что труд сам по себе процесс нейтральный. Он одинаково может сформировать и индивидуалиста, и коллективиста, и все дело в том, какие взаимоотношения между людьми созданы в процессе труда.

Наконец, если рассмотреть четвертое соотношение, то оно, представляется, наиболее способствующим оптимальному развитию человека на всем протяжении длинника его жизни, включая взрослость. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие являются одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой, как правило, стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности. Хотя, конечно, для полноценного развития человека как субъекта деятельности, будь этой деятельностью познание, труд или какая-то другая деятельность, необходимо и формирование социальной мотивации, побуждающей к увлеченному занятию какой-то определенной, конкретной деятельностью, и, разумеется, воспитание отвечающих специфике этой деятельности склонностей и способностей.

Своеобразие развития организма человека, изменения в его личности даже на ступени взрослости, формирование его в это время как профессионала характеризуются неповторимостью и в своем роде единственностью. Однако научные исследования, как правило, имеют своим результатом обобщения.

Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

И хотя временные границы взрослости не совпадают в разных научных школах, важно шаг за шагом проследить механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «онтогенез»?

2. Перечислите основные возрастные этапы развития человека и дайте им краткую характеристику.

3. Какой вид деятельности называют «ведущий тип деятельности»?

4. Что следует понимать под возрастными новообразованиями?

5. Чем отличаются стабильный возрастной период от периода возрастного кризиса?

6. Что такое «зона актуального развития»?

7. Перечислите возрастные кризисы и дайте им краткую характеристику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.