Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Томск - 2005 2 страница




6. Основные черты государственной власти.

Государство и государственная власть - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. При помощи государства, государственной власти и посредством правового регулирования создается в условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе как едином организме, существующем на определенной территории. Государство олицетворяет материальную силу власти, которая не может осуществляться без соответствующего механизма. Поэтому органы государства - основные орудия власти, ее материальные выразители.

Воплощенная в государственно-правовые институты, социальная власть приобретает качество публичной, государственной власти, действующей от имени всего общества. Но в организационном отношении государственная власть не совпадает непосредственно с населением, поскольку она осуществляется профессиональным разрядом людей, опирающихся на государственный аппарат. Вместе с тем государственную власть нельзя отождествлять с ее органами, т.к. властвующий субъект (народ в демократическом обществе) не передает органам государства свою верховную власть, а лишь наделяет их властными полномочиями и, более того, - может осуществлять государственную власть непосредственно (на выборах, путем референдума и т.п.). Возникновение государства и государственной власти выражает обретение обществом качеств саморегулирующейся системы, должным образом структурированной и развивающейся на своей собственной основе.

Как стабильный и гибкий регулятор общественных отношений государственная власть противостоит режиму анархии (“войне всех против всех”), препятствует ее негативным разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Вместе с тем далеко не всякая власть является достаточно эффективной и представляет собой безусловную социальную ценность. Этими качествами не обладает власть в условиях тоталитарных режимов, власть нелегитимная, узурпаторская, не связанная нравственными императивами, правовыми законами, отвергающая здравый смысл в экономической и социальной сферах, попирающая права человека. Деспотическая власть с помощью диктаторских методов, опираясь на карательные органы, может обрести большую, иногда всемогущую, неподконтрольную обществу “аппаратную силу”. Однако, как свидетельствуют факты истории, коэффициент полезного действия такой власти крайне мал, она внутренне нестабильна и оказывается несостоятельной в решении сложных социальных проблем.

Сосредоточение власти в одном центре (“сверхвластие”) дорого обходится обществу, т.к. создает опасность тирании, подрывает самодеятельность населения, рождает всеобщее нежелание принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Очевидная опасность бесконтрольной власти вызывает необходимость ее разумного ограничения, установления системы социального контроля за ее функционированием, включая такие социальные регуляторы как государственные и общественные институты, право, мораль, обычаи, традиции, установки и т.п.

Там, где нет каналов социального контроля за осуществлением власти и где ее звенья не контролируют деятельность друг друга, как показывает исторический опыт, нарушаются фундаментальные интересы и потребности людей, подавляются права и свободы человека, утрачивается единство власти и личности. Решение этих проблем достигается на путях формирования свободного гражданского общества и становления демократического правового государства.

Гражданское общество - это складывающаяся в процессе становления человеческой цивилизации совокупность общественных отношений, - достаточно развитых и постоянно совершенствуемых на основе самоорганизации и самоуправления граждан, в частности, отношений в сфере экономики, культуры, духовной жизни, независимых от государства, но взаимодействующих с ним в целях разумного сочетания интересов как отдельной полноправной и свободной личности, так и общества в целом. Совместно с гражданским обществом, как правило, формируется и правовое государство.

Понятие демократического правового государства исходит из идеи подчинения государства праву, которое, в свою очередь, должно соответствовать принципам естественного права, демократии, социальной справедливости, гуманизма и другим общечеловеческим ценностям. Для правового государства необходимы не только верховенство права, но и надлежащая правовая организация государственной власти, ее самоограничение правом, продуманное распределение компетенции между государственными органами, выполняющими различные властные функции в специфических правовых формах и тесно взаимодействующих между собой.

7. Организация государственной власти.

Механизм взаимодействия государственных органов в решающей степени определяется соответствующей правовой организацией самой государственной власти, ее интеграцией и дифференциацией, сочетанием элементов единства власти и разделения властей.

Организация государственной власти требует рационального разделения труда между всеми частями единой государственной системы, установления необходимого взаимного контроля между ее звеньями, их взаимного сдерживания, четкого определения юридического статуса каждого органа власти, его структуры, задач и функций, упорядочения властной деятельности, введения ее в строгие законодательные рамки, связанности правом. Надлежащая организация, развитие и совершенствование государственной власти предполагают как ее дифференциацию (т.е. должное разграничение задач, функций и полномочий по осуществлению власти различными органами), так и интеграцию (т.е. объединение в единое целое юридически самостоятельных частей, увеличение объема и интенсивности взаимосвязи и взаимодействия между соответствующими государственными органами). Разделение труда и функций внутри любой организации является необходимым условием ее системного единства, т.к. создает прямые и обратные связи между субъектами (органами власти), устанавливает их взаимозависимости, порождает обмен деятельностью для достижения полезного результата с наименьшей затратой времени и средств.

Дифференциация государственной власти связана с разделением ее как целого на составные части, звенья, элементы, т.е. органы, ее осуществляющие. Дифференциация государственной власти может быть функциональной, в ходе которой расширяется, сужается или каким-то образом модифицируется круг функций, выполняемых органами государственной власти. (Так, например, были конкретизированы функции Конституционного Суда РФ и повышена его роль в защите основных прав и свобод граждан по новому федеральному закону 1994 г.). Дифференциация может быть и структурной, когда в системе власти выделяются подсистемы, реализующие те или иные функции (например, переход от однопалатной структуры Конституционного Суда РФ к двухпалатной в целях повышения объема и эффективности его работы). С другой стороны, положительным результатом процесса интеграции государственной власти может стать достижение ее целостности, системного единства, интегрированности, т.е. состояния упорядоченного функционирования взаимодействующих между собой органов власти.

Как дифференциация, так и интеграция государственной власти обусловлены объективной тенденцией к усложнению жизни общества и соответственно государственной деятельности, функций власти. Однако необходимо учитывать, что на каждом этапе развития общества и государства процессы дифференциации и интеграции государственной власти могут быть обусловлены действием различных причин, факторов и механизмов.

8. Единство государственной власти.

Понимание объективности процессов интеграции и дифференциации в организации и осуществлении государственной власти позволяет лучше увидеть диалектическую связь системного единства власти и разделения властей в демократическом правовом государстве.

Системное единство государственной власти - это такой комплекс ее юридически самостоятельных органов и осуществляемых ими объективно необходимых и взаимообусловленных функций, который образует целостную (интегрированную) систему их взаимодействия, внутренне устойчивую в изменениях и активно развивающуюся в ходе осуществления совместной деятельности.

Ни один государственный орган, взятый обособленно, без необходимых связей и взаимодействий с другими звеньями (что не исключает, однако, и возможности отстаивания каждым из них собственной позиции), не в состоянии обеспечить функционирование власти как непрерывного процесса поддержания организованности и порядка в обществе, придания устойчивости и целостности общественным отношениям.

Системное единство государственной власти предполагает интеграцию (синтез, взаимосвязь) не каких-то аморфных, не имеющих четкого правового статуса, иногда - всего лишь декоративных элементов государственной организации, которыми могут манипулировать те или иные политические силы (например, советы, управляемые партийной номенклатурой), а наоборот, - проявивших всю полноту своего содержания, юридически полноправных, самостоятельных структурных образований, несущих реальную ответственность за выполнение своих определено очерченных функций и тем самым способствующих повышению эффективности государственной деятельности.

9. Принцип разделения властей: теория и практика.

В демократическом правовом государстве организация и осуществление власти на основе ее необходимой дифференциации, т.е. разделения на три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную означает использование в государственном механизме накопленного многовековой историей позитивного демократического опыта, имеющего общечеловеческое значение.

Идеи разграничения государственных органов и их функций высказываются еще античными философами (Платоном, Аристотелем, Полибием и др.), хотя было бы преувеличением полагать, что они уже в деталях разрабатывали само учение о разделении властей. Мыслители древности, исходя из современной им действительности, рассуждали о необходимости разделения труда между отдельными сословиями общества, говорили о существовании различных государственных органов, о их составе, задачах и функциях, отмечали важность разграничения их полномочий.

Однако утверждение теории разделения властей как составной части учения о правовом государстве связано с демократическими преобразованиями в обществе XVII-XVIII веков, когда сначала английский философ Джон Локк, а затем французский мыслитель Шарль Луи Монтескье сформулировали эту концепцию как важное средство урегулирования возможных социальных конфликтов, ограничения абсолютизма, становления и политического оформления гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека.

Разделение властей, возникнув как идея, как теоретическая концепция, став со временем авторитетной, влиятельной и целостной научной доктриной, превратилось постепенно в политический, а во многих демократических странах и в конституционный принцип, который и поныне является ориентиром в развитии и совершенствовании всей системы государственной власти.

В организационно-правовом аспекте разделение властей - это рациональное разделение труда в рамках государственного механизма как единой системы органов, находящихся в определенном соотношении и организационно обособленных, четкое разграничение функций между ними и закрепление пределов законных прерогатив. Отсюда вытекает необходимость обеспечения юридической самостоятельности и известной независимости государственных органов, делового взаимодействия и взаимного сдерживания, эффективного контроля и нейтрализации неконституционных действий друг друга, сбалансирования полномочий и определенного соперничества, равноправного партнерства и предотвращения непомерного возвышения одного органа за счет статуса другого.

Социально-политический смысл разделения властей состоит в понимании этого принципа как непременного условия предотвращения деспотизма и произвола, недопущения злоупотребления властью и ее узурпации, как необходимой предпосылки эффективного правления, обеспечения общественного порядка и правовой (конституционной) законности. Не менее важное значение имеет принцип разделения властей в качестве действенной гарантии неукоснительного соблюдения основных прав и свобод человека, плюралистической демократии, свободной деятельности политических сил, как средство уравновешивания различных классовых, групповых и личных интересов, разрешения объективно существующих социальных противоречий.

При фактической реализации принципа разделения властей наиболее сложной задачей является достижение единства государственной деятельности, т.е. создание внутренне упорядоченного, целостного и динамичного конституционного механизма взаимодействия и сотрудничества всех ветвей государственной власти, обеспечения согласованного воздействия различных органов на общие процессы, на решение единых задач.

То или иное распределение функций и полномочий между различными государственными органами не означает разделения (“раздробления”) верховной (учредительной) власти в государстве, которая в соответствии с идеей народного суверенитета принадлежит народу как ее источнику. Первичность права народа на верховную власть в государстве позволяет ему устанавливать основы конституционного строя, учреждать систему институтов власти, в случае необходимости корректировать или пересматривать ее (в соответствии с правовыми принципами и конституционными нормами), определять общие цели и основные направления деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов как составных звеньев, ветвей, вырастающих из мощного ствола верховной, учредительной власти народа и подконтрольных ей. Народ, как отмечал Джон Локк, не только предоставляет лицам и учреждениям власть, но и отнимает ее у них. Происхождение верховной государственной власти и всех ее ветвей от единого корня - народовластия - связывает их в единую систему, не позволяет им ради каких-то собственных интересов вести борьбу на взаимное уничтожение.

Очевидно, что принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную не противоречит принципу единства верховной государственной власти (ее функциональной и структурной упорядоченности, целостности) и связанному с этим единству системы государственных органов (юридически самостоятельных, несущих реальную ответственность за выполнение своих функций, но тесно взаимодействующих и сотрудничествующих между собой). Более того, принципы единства власти и разделения властей в демократическом правовом государстве являются взаимодополняющими и не могут быть реализованы друг без друга. Ни одна “отделенная” ветвь государственной власти, ни один ее орган, действующий обособленно, без необходимых связей и взаимодействий с другими звеньями, не в состоянии обеспечить функционирование власти как непрерывного процесса поддержания организованности и порядка в обществе.

Серьезной теоретической и практической проблемой является реальное обеспечение единства принципиальных целей и направлений деятельности органов государственной власти. Факты истории свидетельствуют, что длительная и непримиримая политическая конфронтация ветвей государственной власти, их отдельных звеньев неизбежно ведет в резкому ослаблению власти, безвластию, дезорганизации социальной жизни, расколу общества, вооруженному противостоянию, подавлению личности, к экономическому краху. Поэтому необходимы четкие юридические механизмы обеспечения единства действий всех ветвей и органов государственной власти: различные согласительные комиссии, судебные и другие правовые процедуры, активные поиски компромиссов, достижение консенсуса между правительством и оппозицией и др.

В целях придания устойчивости и целостности общественным отношениям, достижения реального единства системы органов государственной власти важно, чтобы совокупная компетенция этих органов охватывала все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, для гарантирования прав и свобод человека.


Темы курсовых и дипломных работ по спецкурсу «Государственная власть в Российской Федерации».

1. Природа социальной власти.

2. Власть и социальные нормы.

3. Органы социальной власти.

4. Методы социальной власти.

5. Основные черты общественной власти.

6. Основные черты государственной власти.

7. Легализация и легитимация государственной власти.

8. Становление, сущность и основные этапы развития теории разделения властей.

9. Принцип разделения властей и механизм современного государства.

10. Конституционная система государственной власти в РФ.

11. Президент РФ в системе органов государственной власти.

12. Законодательная власть в Российской Федерации.

13. Исполнительная власть в Российской Федерации.

14. Судебная власть в Российской Федерации.

15. Принцип разделения властей и его реализация в Конституции 1993 г.

16. Судебный контроль в системе разделения властей.

17. Единство государственной власти и разделения властей на весах конституционного правосудия.

18. Конституционный Суд РФ как гарант разделения властей.

19. Конституционные функции Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в системе разделения властей «по вертикали».

20. Муниципальная власть в системе публичной власти.

 


Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме (все народном голосовании) 12 декабря 1993 г. Официальный текст.-М., 1993.
  2. Абросимова Е.В. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. – М., 2002.
  3. Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России. – М., 2002. с.69-75.
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т.- Том 1.- М., Юристъ; 2005.- С. 331-342, 349-357.
  5. Авакьян С.А. Федеральное собрание РФ. Москва. 1999.
  6. Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002.
  7. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде.- СПб., 2003.- С. 141-165.
  8. Арутюнян Г.Г. Конституционный Суд в системе государственной власти (сравнительный анализ). Ереван, 1999.
  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Изд.5. - М., 2006.- с.124-137,336-722.
  10. Байтин М.И. Государство и политическая власть.- Саратов. 1972.
  11. Баренбойм П.Д. 300 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера.- М., 1996.
  12. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение.-Томск: Изд.ТГУ, 1988.- 100 с.
  13. Барнашов А.М. Государственная власть как форма организации общества// Вестник Томского государственного университета. № 283. Сентябрь 2004. Серия «Юридические науки. Экономические науки».- С. 10-15.
  14. Барнашов А.М. Некоторые особенности российской модели разделения властей по Конституции РФ 1993г. //Актуальные проблемы правоведения в современный период.-(Сборник докладов на научной конференции).- Томск, 1996.- с.38-41.
  15. Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. – М., 2002. – 456с.
  16. Болл Т. Власть// журнал «Полис». 1993. № 5.
  17. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России// Государство и право. 2002, № 5.
  18. Вебер М. Харизматическое господство// журнал «Социс», 1998. № 5.
  19. Власть и право: Из истории русской правовой мысли: Сборник / Сост. А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л., 1990. – 317с.
  20. Власть: Очерки современной политической философии Запада / В.В. Мшвениерадзе и др. М., 1989. – 328с.
  21. Воскобитова Л.А. Судебная власть: возникновение, развитие, типология: учебное пособие- Ставрополь 2001.- 128 с.
  22. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М., 2002. – 832с.
  23. Государственная власть: Правовые проблемы учреждения и функционирования. Материалы научно-практической конференции - Ростов-на – Дону. 1998.
  24. Гражданин, закон и публичная власть.- М.: Норма. 2005.- 368 с.
  25. Гранкин И.В. Парламент России. Изд. 2-ое, доп. М., 2001. – 368с.
  26. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения// Полис: Политические исследования. 1996. № 3.
  27. Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений// Государство и право.- 1995, № 3.
  28. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества// государство и право.- 1994. № 7.
  29. Ефимов В.И. Власть в России. М., 1996.
  30. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. Пер. с фран. – М., 2002. – 364с.
  31. Законодательный процесс: понятие, институты, стадии. Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. – М., 2000. – 318с.
  32. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть// журнал «Полис».1997. № 6.
  33. Исаев И.А. Метафизика Власти и Закона: У истоков политико-правового сознания.- М.: Юристъ,1998.- 256 с.
  34. Исполнительная власть в РФ: Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998.
  35. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Уч.пособие. - М., 1999. - с. 81-99, 268-374.
  36. Керимов А.Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. – М., 2001. – 52с.
  37. Ким А.И. Государственная власть и народное представительство в СССР: (Государственно-правовое исследование).- Томск, 1975.- С. 5-65.
  38. Ким А.И., Барнашов А.М. Государственная власть в СССР. Пособие по спецкурсу.-Томск: Изд.ТГУ, 1980.- с.3-47.
  39. Киров Васил. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе.- М., 1992.
  40. Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М. 2005.- 192 с.
  41. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд.4.- М., 2006.- с.324-329, 371-553.
  42. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М., 2000. – 192 с.
  43. Комментарий к Конституции РФ /Общ.ред. Ю.В.Кудрявцева.-М., 1996.-552с.
  44. Комментарий к Конституции РФ. Коллектив авторов. Ответственный редактор Л.А.Окуньков. Изд. 2-ое.-М.:Изд."БЕК", 1996.- 664 с.
  45. Конституционное законодательство России/ Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 1999.- 382 с.
  46. Конституционное право России. Под ред. Г.Н. Комковой.- М.: 2005.- с.108-135.
  47. Конституционный строй России. Выпуск 1. М.:ИГПРАН. 1992. 170 с.; Выпуск 2.-М., 1995.- 130 с.
  48. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. Под редакцией Б.Н.Топорнина.- М.:Изд."Юристъ", 1996.-716с.
  49. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004.- 529 с.
  50. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики. – М., 2001. – 360с.
  51. Кравец И.А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления.- СПб. 2004.- С.199-318.
  52. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. 1994. № 3-6.
  53. Краснов Б.Н. Власть как явление общественной жизни// Социально-политический журнал. 1991. № 11.
  54. Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов// Журнал российского права. 1998. № 6.
  55. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. – М., 2001. – 384 с.
  56. Лузин В.В. Принцип разделения властей как основа конституционализма.- Н. Новгород. 1997.- 178 с.
  57. Махлаева Т.И. Судебная власть в системе разделения властей. М. 2003. 144 с.
  58. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. – М., 2002. – 512с.
  59. Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов.- М. 2005.- 574 с.
  60. Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). - Томск. 1999, с.8-26.
  61. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США.- М., 1984.
  62. Окуньков Л.А., Рощин А.А. Вето Президента. – М., 1999. – 348с.
  63. Окуньков Л.А. Президент РФ. - М. 1996.- 234с.
  64. Парламентское право России: Учебное пособие /Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. - М. Юристъ, 1999.-392 с.
  65. Правительство Российской Федерации/ Под ред. Т.Я. Хабриевой.- М., 2005.- 608 с.
  66. Право и власть. М., 1990. – 528с.
  67. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000. – 184с.
  68. Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) / Под ред. Б.С. Эбзеева. – Саратов, 2003. – 318с.
  69. Разделение властей и парламентаризм.-М.:ИГПРАН, 1992.- 127 с.
  70. Разделение властей. Уч. пособие 2ое перераб. и доп. изд. Отв. ред. М.Н. Марченко. М, 2004. 428 с.
  71. Разделение властей: история и современность. Спецкурс / Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Изд-во “Юрид.колледж МГУ”.- 1996.- 425с.
  72. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. – М., 1998. – 216с.
  73. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России.- М., 1994.- 288 с.
  74. Савицкий В.М. Организация судебной власти в РФ. Учебное пособие.- М.: Изд-во “БЕК”.- 1996.- 258с.
  75. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. №1. С.5-11.
  76. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире.- М., 1994.- 176 с.
  77. Селезнев Г.Н. Вся власть – закону (законодательство и традиции указного права в России). – М., 1997. – 144с.
  78. Соловьев В.Г. Муниципально - властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации.- СПб. 2003.- 330 с.
  79. Сравнительное конституционное право. Авторский коллектив: Б.Н.Топорнин, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. Отв.ред. В.Е.Чиркин.- М., 1996.- с.418-671.
  80. Становление новой российской государственности (реальность и перспективы).-М., 1996.- с.35-64.
  81. Степанов И.М. Уроки и парадоксы Российского Конституционализма. Очерк - эссе. М., 1996.- 108с.
  82. Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. – 720с.
  83. Теоретические проблемы российского конституционализма/ Под ред. Т.Я. Хабриевой.- М., 2000.- 210 с.
  84. Тиунова Л.Б. Разделение властей: конституционная модель// Правоведение. 1996. № 4.
  85. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. – М., 2001.- 355с.
  86. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение// Сов. Государство и право.- 1990, № 2.
  87. Умнова И.А. Современная российская модель разделения власти между Федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). М. 1996.
  88. Федерализм власти и власть федерализма / Отв. ред. М.И. Губогло. М., 1997. – 878с.
  89. Философия власти.// Под редакцией В.В.Ильина.- М., 1993.- с.6-14, 171-195.
  90. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология: Учебное пособие. – М., 2002. – 448с.
  91. Харипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.- 1056 с.
  92. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. – Тюмень, 1997. – 218с.
  93. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. Уч.пособие. - М., 1996. - 112 с.
  94. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть// Сов. Государство и право. 1988. № 1.
  95. Чиркин В.Е. Публичная власть.- М.: Юристъ. 2005.- 175 с.
  96. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционною реформу (1989-1995 гг.).- М., 1997.- 248 с.
  97. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). – Пер. с венгерского. – М., 2001. – 294с.

98. Шевцов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. Часть 1. Разделение властей «по горизонтали».- М. 2004.- 398 с. Часть 2. Разделение властей «по вертикали».- М., 2004.- 455 с.

99. Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе.- М., 1997.- 192 с.

100. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. Учебное пособие.- М.: Изд-во “Закон и право”.- 1997.- 349с.

101. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации.- М., 2005.

102. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств.-М.,1995.- 176с.


В О П Р О С Ы

по спецкурсу "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

1. Природа социальной власти.

2. Власть и социальные нормы.

3. Органы социальной власти.

4. Методы социальной власти.

5. Основные черты общественной власти.

6. Основные черты государственной власти.

7. Легализация и легитимация государственной власти.

8. Становление, сущность и основные этапы развития теории разделения властей.

9. Принцип разделения властей и механизм современного государства.

10. Конституционная система государственной власти в РФ.

11. Президент РФ в системе органов государственной власти.

12. Законодательная власть в Российской Федерации.

13. Исполнительная власть в Российской Федерации.

14. Судебная власть в Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.