Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Селекция и семеноводство полевых культур»




 

1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины   7-8
Аудиторные занятия   7-8
Лекции   7-8
Лабораторно-практические занятия   7-8
Самостоятельная работа   7-8
Вид итогового контроля экзамен  

 

2. Перечень тем для самостоятельной работы.

Раздел дисциплины № темы Название темы Кол-во часов Вид контроля
Раздел 1. Селекция. 1. Основоположники отечественной селекции и выдающиеся селекционеры.   Реферат, тесты
2. Селекция на важнейшие свойства растений (подготовка к контрольной работе).   Реферат, контрольная работа, тесты.
3. Методы создания исходной популяции для отбора.   Опрос, тест.
4. Методы отбора (подготовка к семинару).   Опрос, тест.
5. Организация техники селекционного процесса.   Опрос, тест.
6. Селекция гетерозисных гибридов первого поколения (подготовка к семинару).   Опрос.
7. Государственное испытание и охрана селекционных достижений.   Опрос, тест.
Раздел 2. Семеноводство 1. Этапы развития и организация семеноводства в стране.   Опрос, тест.
2. Сортовой и семенной контроль в семеноводстве полевых культур (подготовка к контрольной работе)   Опрос, тест.
  3. Хранение семян. 2. Реферат
    Всего:    

 

Примечание. Самостоятельная работа студентов по теме должна предшествовать соответствующему лабораторно-практическому, семинарскому или контрольному занятию.

 

3. Содержание тем для самостоятельной работы и вопросы для самоконтроля.

 

Раздел дисциплины № темы Вопросы темы и самоконтроля
Раздел 1. Селекция. 1. 1.1. Селекция – наука о методах создания сортов и гетерозисных гибридов (теория). 1.2. Селекция – отрасль по созданию сортов и гетерозисных гибридов (практика). 1.3. Вклад в теорию и практику селекции конкретных культур выдающихся отечественных селекционеров: И.В.Мичурина, Д.Л.Рудзинского, С.И.Жигалова, А.П.Шехурдина, П.Н.Константинова, П.И.Лисицина, А.Г.Лорха, В.С.Пустовойта, П.П.Лукьяненко, М.И.Хаджинова, А.В.Алпатьева, Т.И.Симиренко, М.А.Лисавенко.   Самоконтроль. 1. Указать предмет науки селекции. 2. Селекция является теоретической или прикладной наукой? 3. Что является продуктом отрасли селекции? 4. Какие приемы преодоления нескрещиваемости при отдаленной гибридизации разработал И.В.Мичурин? 5. Авторы выдающихся сортов: Саратовская 29, Безостая 1, Лорх.
  2. 2.1. Отрицательные генетические корреляции между хозяйственно-важными признаками и свойствами, их учет в селекции. 2.2. Селекция на урожайность и качество продукции. 2.3. Селекция на пластичность, зимостойкость, жаро- и засухоустойчивость. 2.4. Селекция на оптимальный вегетационный период и скороспелость. 2.5. Селекция на устойчивость к болезням и вредителям. 2.6. Селекция на высокую технологичность. 2.7. Селекция на лежкость плодов и овощей, транспортабельность, длительный потребительский период 2.8. Направления селекции, связанные с использованием с.х. продукции. Самоконтроль. 1. Указать свойства отрицательно коррелирующие с урожайностью. 2. Как выявить наличие отрицательных корреляций между свойствами у селекционного материала? 3. Назвать основные методы оценки адаптивности. 4. Какое свойство оценивается методом фенологических наблюдений? 5. Указать показатели технологичности у зерновых культур.  
  3. 3.1. Принципы подбора пар для скрещивания. 3.2. Отдаленная гибридизация в работах И.В. Мичурина, Л. Бербанка, Н.В. Цицина. 3.3. Методы генной и хромосомной инженерии, биотехнологии в отдаленной гибридизации. 3.4. Краткая история мутационной селекции. 3.5. Мутационная химерность и ее использование в плодоводстве. 3.6. Самоклональные варианты в культуре клеток и тканей. 3.7. Выделение полиплоидов по косвенным признакам в Со. Цитологический контроль. 3.8. Методы получения гаплоидов. 3.9. Значение гаплоидии при отдаленной гибридизации, инбридинге, выведение сортов у самоопылителей. Самоконтроль. 1. Перечислить основные принцип подбора пар для гибридизации в селекции растений. 2. С какой группой культур проводили скрещивания Л. Бербанк, Н.В. Цицин? 3. Указать методы биотехнологии, используемые в селекции растений. 4. Причина пониженной семенной продуктивности автополиплоидов и способы повышения. 5. Значение гаплоидии при создании сортов и гетерозисных гибридов.  
    4. 4.1. Методы отбора в зависимости от способа опыления и размножения культур. 4.2. Суть методов педигри и пересева. 4.3. Схема клонового отбора у вегетативно размножающихся культур. 4.4. Выделение элитных сеянцев в селекции многолетних плодовых культур. 4.5. Отборы из популяции клеток и на селективных средах. Самоконтроль. 1. От чего зависит вид отбора, используемый в селекции определенной культуры? 2. Предполагает ли использование метода педигри анализ родословной отобранных растений? 3. Указать существенное отличие метода пересева от педигри. 4. Как называется индивидуальный отбор у вегетативно размножающихся растений? 5. Как производятся отборы из популяции клеток и на селекционных средах?  
  5.   5.1. Особенности селекционного процесса у плодовых культур. 5.2. Назначение звеньев селекционного процесса у плодовых культур; коллекционный сад, селекционный питомник, селекционный сад, первичное сортоиспытание. 5.3. Требования к полевому опыту в селекционном процессе. 5.4. Техника полевых работ в селекционном опыте: посев, уход за посевами, наблюдения, уборка и учет урожая. 5.5. Пути ускорения селекционного процесса. 5.6. Методы повышения коэффициента размножения семян селекционного материала. Самоконтроль. 1. Указать особенности селекционного процесса у плодовых культур. 2. Схема селекционного процесса у плодовых культур. 3. Указать назначение звеньев данной схемы. 4. Перечислить важнейшие требования, предъявляемые к полевому опыту (селекционному) 5. Особенности техники полевых работ в селекционном опыте.  
  6. 6.1. Краткая история селекции на гетерозис. 6.2. Создание самоопыленных линий и испытание их на ОКС и СКС. 6.3. Методы кастрации: ручная кастрация, использование самонесовместимости, маркерных признаков, ЦМС и ГМС, гаметоцидов. 6.4. Способы получения гибридных семян. 6.5. Достижения и проблемы гетерозисной селекции. Самоконтроль. 1. В чем отличие сорта от гетерозисного гибрида? 2. Кто автор термина «гетерозис»? 3. Указать основные способы получения гибридных семян у кукурузы. 4. Какой метод кастрации наиболее широко используется у кукурузы при получении гибридных семян? 5. Назвать культуры, возделываемые в производстве только гетерозисными гибридами.
  7. 7.1. Техника испытания сортов на ГСУ на хозяйственную годность. 7.2. Испытание селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. 7.3. Организация и порядок обеспечения ГСУ семенами испытываемых сортов. 7.4. Создание фондов семян на ГСУ. 7.5. Государственное и производственное сортоиспытание плодовых и ягодных культур. 7.6. Выделение зон садоводства в областях, краях и республиках. 7.7. Установление оптимального соотношения сортов плодовых и ягодных культур для Северо-Западного региона. Самоконтроль. 1. Указать показатели оценки сортов на хозяйственную гордость при испытании на ГСУ. 2. Перечислить показатели, характеризующие отличимость, однородность и стабильность селекционного достижения. 3. Кто обеспечивает ГСУ семенами новых испытываемых культур. 4. Название ГСУ по испытанию сортов плодовых и ягодных культур. 5. Каково оптимальное соотношение сортов плодовых и ягодных культур для Ярославской области?
Раздел 2. 1. 1.1. Основные этапы развития семеноводства в стране. 1.2. Системы семеноводства в каждом этапе. 1.3. Структура и содержание законов РФ «О селекционных достижениях» (1993 г.), «О семеноводстве» (1997 г.) 1.4. Индустриальная база семеноводства (обработка, хранение, подготовка семян к посеву). 1.5. Организация промышленного семеноводства в различных регионах страны. 1.6. Опыт организации промышленного семеноводства в Великобритании, Канаде, Франции, Германии. 1.7. Назначение международных организаций по семеноводству (UPOV; OCED; JSTA; JSF и др.) Самоконтроль. 1. Что следует понимать под системой семеноводства? 2. Указать звенья единой системы селекции и семеноводства. 3. Почему закон «О семеноводстве» является правовой основой отрасли? 4. Перечислить основные принципы организации промышленного семеноводства. 5. Указать цели и задачи международных организаций по семеноводству.  
  2. 2.1. Сортовой контроль и его задачи 2.2. Методы сортового контроля. Национальный стандарт РФ на сортовые и посевные качества семян. 2.3. Функции и биологические свойства семян. 2.4. Методики определения всхожести, чистоты, влажности, жизнеспособности, подлинности, зараженности болезнями, заселенности вредителями, массы 1000 семян. 2.5. Документация на сортовые посевы, семена и посадочный материал.
Раздел 2 Семеноводство 2. Самоконтроль. 1. Цель и задачи сортового, семенного контроля. 2. Существенная разница между сортовыми и посевными качествами семян. 3. Кто осуществляет государственный сортовой и семенной контроль? 4. указать показатели физических и биологических свойств семян. 5. Какой документ выписывают на партию семян при реализации?  
  3. 3.1. Требования к хранилищам семян, маточников, корнеплодов. 3.2. Подготовка семян и посадочного материала к хранению. 3.3. Размещение в хранилищах семян и посадочного материала. 3.4. Размещение в хранилищах семян и посадочного материала при хранении. 3.5. Требования к семенам и посадочному материалу. 3.6. Контроль за качеством семян во время хранения. 3.7. Вредители и болезни семян, борьба с ними при хранении семян. 3.8. Потери при хранении и меры по их сокращению. Самоконтроль. 1. Указать приемы подготовки семян и посадочного материала к хранению. 2. Порядок размещения семян в хранилище. 3. Указать приемы подготовки семян и посадочного материала к хранению. 4. Перечислить вредителей и болезни семян, которые могут быть обнаружены во время хранения. 5. Какие показатели посевных качеств необходимо определять во время хранения семян?

 


Рекомендуемая литература.

Основная.

1. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур (В.В.Пыльнев, Ю.Б.Коновалов, А.Н.Березкин и др.) под ред. Пыльнева. – М.: Колос С, 2008. – 551с.

2. Гужов Ю.Л., Фукс А., Валичек П. Селекция и семеноводство культивируемых растений, под редакцией Ю.Л. Гужова. – М.: Мир, 2003 – 536 с.

3. Частная селекция полевых культур (В.В.Пыльнев, Ю.Б.Коновалов, Т.И.Хупоцария и др.), под ред. В.В.Пыльнева. – М.: Колос С, 2005. – 552 с.

4. Семеноведение полевых культур (В.В.Гриценко, З.М.Калошина. – М.: Колос, 1984. – 272 с.

Дополнительная.

1. Березкин А.Н., Малько А.М., Смирнова Л.А и др. Факторы и условия развития семеноводства сельскохозяйственных растений в Российской Федерации. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006. – 303 с.

2. Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (официальное издание). Т. 1 – М., 2010. – 182 с.

3. Долгодворова Л.И. Селекция полевых культур на качество. – М.: Изд-во МСХА, 1995. – 180 с.

4. Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6.08.1993 № 5605 – 1.

5. Закон РФ «О семеноводстве» от 17.12.1997 № 149-фз.

6. Инструкция по апробации сортовых посевов. Часть 1 и 2. – М., 1996 – 58, 83 с.

7. Кель Т.И., Воронина Л.В. Методические указания к ЛПЗ и САРС по теме: «Расчет семеноводческих площадей зерновых культур с применением ЭВМ». – Ярославль, 1995 – 25 с.

8. Коновалов Ю.Б. Проведение практических занятий по планированию селекционного процесса. – М.: изд-во МСХА, 1990. – 27 с.

9. Культурная флора СССР: т.4. Зерновые бобовые культуры. Часть 1. Горох. / Р.Х.Мокашева. – М.: Колос, 1979 – 324 с.

10. Культурная флора СССР: т.2. Овес/ Н.А.Родионова, В.Н.Солусетов, В.Е.Мережко и др.; под ред. В.Д.Кобылянского и В.Н.Солдатова. – М.: Колос 1994 – 367 с.

11. Культурная флора СССР: т.1. Пшеница/ В.Ф.Дорофеев, А.А.Филотенко, Э.Ф.Мичушева и др. – М.: Колос, 1979 – 347 с.

12. Культурная флора СССР: т.2. Ячмень/М.В.Лукьянова, А.Ф.Трофимовская, Т.Н.Чудкова и др.: - М.: ВО Агропромиздат, Ленингр. от-ие 1990 – 421 с.

13. Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур. Вып. 1-ый. Обшая часть (под общ. Ред. А.М.Федина. – М., 1985 – 269 с.)

14. Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур вып. 2-ой. Зерновые, крупяные, зернобобовые, кукуруза и кормовые травы. М., 1989 – 194 с.

15. Национальный стандарт РФ, ГОСТ Р 52325 – 2005. Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и полевые качества. – М.: Стандартинформ, 2005 – 18 с.

16. Основы сертификации семян сельскохозяйственных растений и ее структурные элементы/ под общ ред. А.Н.Березкина, А.М.Малько. – М.: Полиграфист, 2004 – 180 с.

17. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур (Ю.Б.Коновалов, А.Н.Березкин, Л.И.Долгодворова и др.: под ред. Ю.Б.Коновалова. – М.: Агропромиздат, 1987 – 367 с.

18. Сорта сельскохозяйственных культур, рекомендуемые к использованию в производстве Ярославской области/ Г.С.Гусев, Т.И.Кель. – Ярославль, 2009 – 66 с.

19. Уколов А.Н., Хупацария Т.И. Определитель зерновых, зернобобовых культур и трав. – М.: Изд-во МСХА, 1992 – 34 с.

20. Характеристики сортов растений, впервые включенных в 2001-2005 гг. в государственный реестр селекционных растений, допущенных к использованию (официальное издание). – М.: ООО «Экспресс-спринт ИК», - 2001-2005.

 

 

Содержание.

 

    Стр.
Раздел 1 Селекция.  
Тема 1. Планирование селекционного процесса.  
Тема 2. Гибридизация.  
Тема 3. Индивидуальный отбор у пшеницы.  
Тема 4. Массовый отбор у ржи.  
Раздел 2. Сортоведение.  
Тема 1. Сортоведение пшеницы.  
Тема 2. Сортоведение ржи и тритикале.  
Тема 3. Сортоведение ячменя.  
Тема 4. Сортоведение овса.  
Тема 5. Сортоведение гороха.  
Тема 6. Сортоведение картофеля.  
Тема 7. Сортоведение клевера лугового.  
Тема 8. Испытание на отличимость, однородность и стабильность (ООС).  
Раздел 3. Семеноводство.  
Тема 1. Апробация сортовых посевов зерновых культур.  
Тема 2. Апробация сортовых посевов гороха.  
Тема 3. Апробация сортовых посевов многолетних трав.  
Тема 4. Апробация сортовых посадок картофеля.  
Тема 5. Планирование сортосмены полевых культур.  
Тема 6. Расчет площадей семенных посевов и объемов производства семян на разных этапах движения семян в хозяйстве (района, области).  
Тема 7. Планирование производства семян элиты зерновых культур на разных этапах ее получения.  
Тема 8. Планирование производства семян зерновых культур в рядовых хозяйства различного типа.  
Раздел 4. Организация самостоятельной работы по дисциплине «Селекция и семеноводство полевых культур».  
Рекомендуемая литература    

 


Составитель: доцент кафедры растениеводства Т.И. Кель

 

 

Методические разработки предназначены для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по селекции, сортоведению, зерновых культур, гороха, картофеля и клевера лугового, сортовому контролю зерновых и зернобобовых культур, картофеля и многолетних трав, планированию семеноводства.

 

Работа составлена в соответствии с принятой программой по курсу «Селекция и семеноводство полевых культур» и включает задания, тесты и контрольные вопросы по темам селекции, сортоведения и семеноводству.

Рецензенты: доцент кафедры защиты растений Т.В.Таран

Доцент кафедры растениеводства Т.Н.Жданова

 

Техника безопасности при проведении лабораторно-практических занятий по селекции, сортоведению и семеноводству:

1. При работе с зерном (определение цвета, консистенции и т.п.) не разрешается пробовать зерно на вкус, т.к. на поверхности хранящегося зерна развивается вредная микрофлора, которая может быть причиной целого ряда инфекционных заболеваний.

2. При работе с колосовым материалом следует избегать попадания частей на слизистую оболочку рта и глаз, т.к. это может вызвать тяжкие травмы.

3. Необходимо соблюдать осторожность при использовании на занятиях ножниц, пинцетов, препаровальных игл, скальпелей и др. инструментов


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.