КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие биоэтики в Украине
На современном этапе Украина, как и большинство постсоветских стран, находится в процессе формирования гражданского общества. В этих условиях возрастает роль биоэтики, как социального института, науки и дисциплины, способствующей формированию подлинно демократических отношений, основанных на уважении прав и свобод не только человека, но и других живых существ. Процесс рецепции и освоения биоэтических принципов и ценностей в Украине простым назвать нельзя. Трудности и особенности утверждения идей и принципов биоэтики в Украине, на наш взгляд, обусловлены культурными и историческими факторами, среди которых следует выделить биосоциальный подход как фундаментальный для обоснования отношений человека, общества и природы, а также традиции коллективистской этики. В советских вузах этика преподавалась как философская дисциплина, а точнее, как некоторое дополнение к общественным наукам, как их «рудимент», ибо на первом месте стояли такие киты, как «история КПСС», «диалектический и исторический материализм», «политическая экономия». Все общественные науки преподавались достаточно канонически: какие-либо отступления от утвержденных свыше учебников или программ не одобрялись, более того, моги быть расценены как проявление «буржуазной идеологии и морали». Как следствие, несмотря на приоритетность общественных наук среди академических дисциплин, «марксистско-ленинская этика» так и не смогла занять достойное место в учебных планах и программах того времени. Более того, количество часов на ее преподавание, было постепенно сведено к минимуму[543]. В СССР «биоэтическая проблематика» первоначально актуализируется в рамках этики науки[544],формирование которой связано с именем философа И.Т. Фролова. Он, одним из первых в советской философии, указывает на необходимость этического регулирования и оценки современной науки, без чего не решаются не только проблемы человека, но и создается угроза для его существования. Его единомышленниками становятся: в Ленинграде — К.М. Завадский и А.С. Мамзин, в Киеве — Н.П. Депенчук, в Минске — В.С. Степин, в Москве — Р.С. Карпинская и А.Я. Ильин. Каждый из этих ученых развивает собственные представления о философии биологии, аксиологической ценности биологического знания, логике и методологии познания жизни, их идеи способствуют преодолению идеологизации науки, ликвидации ее подчиненного положения по отношению к философии исторического и диалектического материализма.
Советские методологи науки еще в 70-х годах (первоначально в аспекте дисциплинарных онтологий) приходят к пониманию того, что сотрудничество представителей различных областей знания и формирование междисциплинарной области на границе гуманитарных и эмпирических наук крайне необходимо. Так В.С. Степин и А.Н. Елсуков указывают на стихийный и неплодотворный характер самостоятельных поисков естествоиспытателями философских оснований науки: «не всякий ученый способен проделать вначале философскую часть исследования, а затем перейти к решению специальных естественнонаучных задач»[545]. Во многом желание советских философов «помочь» естественникам диктовалось социальным заказом. Задача, которая в 70-80-е годы ставилась перед ними — показать, что марксистско-ленинская философия является основанием креативных подходов в естествознании и социальных науках. Сама философия рассматривалась как особая наука, подчиняющаяся тем же закономерностям, что и эмпирические науки. В целом, взаимоотношениям философии и естественных наук был присущ некий параллелизм: параллелизм социального и биологического. Психологическое, духовное, этическое и другие измерения человеческой личности рассматривались как производное от социального. Любопытно, что также как и В.Р. Поттер, советские философы искали пути соединения, построения «моста» между естественными и гуманитарными науками. Однако, традиция оказалась сильнее, и в качестве моста часто выступал все тот же диалектический материализм.
В период 80-х – начала 90-х годов этика как самостоятельная учебная дисциплина не преподается и не изучается. Она по-прежнему имеет статус «маргинальной» и «несамостоятельной» не только в технических и медицинских вузах, но и на философских факультетах университетов[546]. Конец ХХ ознаменовался крахом тоталитарных режимов, восстановлением частной собственности и глубокими коренными изменениями профессиональных и практических этосов в постсоветских странах — все это способствовало реабилитации практической философии и прикладной этики. В конце 90-х годов ХХ века ситуация в отношении этики и биоэтики в Украине меняется. Постепенно начинает формироваться общественное движение[547] по распространению идей биоэтики и воплощению ее принципов в практику. Его задачами становятся: подготовка рекомендаций для проведения биоэтической экспертизы; разработка предложений, касающихся законодательного регулирования в области биоэтики; обеспечение участия Украины в международном сотрудничестве по вопросам биоэтики; координация и мониторинг деятельности ведомственных комиссий и комитетов по биоэтике; информирование населения про существующие проблемы в области биоэтики. По инициативе ряда вузов и отдельных преподавателей-энтузиастов в учебных программах до- и последипломной подготовки медиков, биологов, философов, социальных работников, начинают освещаться вначале отдельные проблемы биоэтики, а затем — создаваться специальные учебные модули и программы по биоэтике. В 2004 году Министерство здравоохранения Украины утверждает первую Программу по биоэтике (81 ч) для студентов V курса высших медицинских учебных заведений в форме элективного курса[548].
Как академическая дисциплина биоэтика формируется в Украине не «сверху, а «снизу», в основном благодаря инициативе отдельных преподавателей-энтузиастов, освещающих вопросы биоэтики в курсе тех или иных дисциплин («Философия», «Этика и деонтология в медицине», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы трансплантологии» и др.)[549]. Сам по себе этот факт говорит о большом творческом потенциале преподавателей высшей школы, об их желании совершенствоваться, идти в ногу со временем, об актуальности для Украины поднимаемых биоэтикой проблем. В то же время, преподавание биоэтики, основанное только на личном энтузиазме, при отсутствии централизованных решений (например, о введении биоэтики как обязательного курса для всех медицинских специальностей или организации единых курсов повышения квалификации для преподавателей биоэтики), ведет к фрагментарному и несистематизированному изложению предмета. Подавляющее число преподавателей биоэтики, выпускники медицинских вузов, имеют недостаточную подготовку в области гуманитарных наук, и прежде всего, философии, что, несомненно, сказывается на особенностях философского освещения проблем биоэтики и уровне ее теоретизации. Ситуация осложняется также и тем, что профессиональное сообщество преподавателей-биоэтиков не имеет четкой идентификации, а теория и методология биоэтики недостаточно изучены. С преподаванием биоэтики в Украине может произойти то же, что и во многих западных странах: без философского осмысления ее истоков, оснований и ценностей, она может превратиться из проблемы в «некий алгоритм», формальный набор произвольно трактуемых этических принципов. Между тем, философы не очень-то спешат «протягивать руку» «естественникам». Предмет биоэтики входит в область философского дискурса достаточно медленно. Из положительных моментов развития биоэтики как науки и академической дисциплины в Украине можно отметить формирование пока еще немногочисленных, но четко выраженных связей биоэтики с валеологией, санологией, социальной работой, практикой этической экспертизы, педагогикой, христианской этикой.
По мнению некоторых украинских педагогов, этическое образование должно быть непрерывным, а формирование биоэтического мировоззрения следует начинать еще в школе. Так, в некоторых украинских школах уже разрабатываются и внедряются отдельные «биоэтические» фрагменты к различным учебным дисциплинам, а также факультативные курсы биоэтики, рассчитанные на учеников 5-9 классов[550]. Значимую роль в биоэтическом образовании и просвещении играют международные семинары, конференции, симпозиумы, конгрессы. За последние десять лет в Украине в общей сложности было организовано и проведено более десяти крупных международных научных форумов, а также многочисленные семинары и круглые столы по проблемам биоэтики. Отмечается стремительный рост количества научных статей, монографий, публикаций, а также научно-популярных материалов по проблемам общей этики, медицинской и экологической этики, биоэтики, среди которых следует отметить работы Борейко В.Е., Гардашук Т.В., Киселева Н.Н., Кулиниченко В.Л., Попова Н.В., Сидоренко Л.И., Терешкевич Д.-Г., Хамитова Н.В., Чешко В.Ф., Ярмоленко А.Н. и др. Биоэтические нормы и принципы начинают находить свое воплощение в нормативно-правовых актах Украины. В настоящее время можно выделить три основних вектора совершенствования етико-правового регулирования социальных отношений в соответствии с международными требованиями и нормами в области биоэтики: 1) медицинская практика; 2) проведение биомедицинских исследований (экспериментальных и клинических); 3)охрана окружающей среды. Из важнейших международных документов, касающихся этико-правового регулирования в сфере охраны здоровья, биомедицинских исследований и охраны окружающей среды, под которыми Украина поставила свою подпись, можно указать Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (Конвенция про права человека и биомедицину)[551]. Это основной международно-правовой документ в области биоэтики, принятый Советом Европы в 1997 году. Сюда также можно отнести Протокол конвенции ООН о биоразнообразии (Картахенский протокол, 2003), Конвенцию Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция, 1998), Декларацию ООН о всеобщем запрете клонирования человека[552] (2005) и др. В соответствии с процедурой ратификации этих и других международных нормативно-правовых актов Украина пересматривает свою законодательную базу в области охраны здоровья и окружающей среды с целью ее гармонизации с современными международными этико-правовыми стандартами. Важнейшими законами Украины, воплощающими идеи и принципы биоэтики, являются Конституция Украины (1996), Основы законодательства Украины про охрану здоровья (1992), Закон «Про трансплантацию органов и других анатомических материалов человека» (1999), Гражданский кодекс Украины (2005), Приказ МОЗ Украины «Постановление по клиническим исследованиям. Лекарственные средства. Надлежащая клиническая практика» (2005),Приказ МОЗ Украины «Про утверждение порядка проведения клинических испытаний лекарственных средств и экспертизы материалов клинических испытаний и типового положения про комиссию по вопросам этики» (2006), «О закрытии весенней охоты на птиц» (2004), «Про защиту животных от жестокого обращения» (2006), «О системе биобезопасности» (2007) и др. Не все из перечисленных законодательных актов получили однозначное одобрение общественности. Например, Закон «Про трансплантацию органов и других анатомических материалов человека», наложивший запрет на существовавшую до этого практику забора органов и тканей у умерших людей исходя из презумпции их «молчаливого», предполагаемого согласия. Однако новое требование — получение на это согласия родственников, стало своеобразным «камнем преткновения». Оказалось, что украинское общество не готово жить в соответствии с этой нормой. Отсутствие широкой просветительской работы и пропаганды добровольного донорства, а также эффективных юридических моделей закрепления волеизъявления живых и умирающих людей привело к сокращению количества трансплантаций и свертыванию трансплантологии. Кроме того, вне сферы регулирования данного закона оказались такие важные медицинские вмешательства как трансплантация половых желез, репродуктивных клеток и живых эмбрионов, донорство крови и ее компонентов, пересадка биоимплантантов[553]. Большие нарекания и критику со стороны экологов вызвал Закон «О системе биобезопасности», принятый Верховным Советом Украины в 2007 году практически без какого-либо серьезного рассмотрения и обсуждения. Закон предназначен для создания условий для безопасной транспортировки, обработки и использования живых генетически модифицированных организмов (ГМО). Его целью также является предотвращение негативного влияния ГМО на здоровье человека и окружающую среду. Однако, по мнению экспертов, в нем не нашли своего отражения главные требования «Картахенского протокола о биобезопасности»: обязательный мониторинг, маркирование товаров и продуктов, содержащих ГМО; определение уровней риска для людей и окружающей среды при их использовании[554]. К сожалению, модельные законопроекты по биоэтике, (например, «О правовых основах биоэтики и гарантии ее обеспечения»), разработанные Межпарламентской Ассамблеей СНГ, хотя и прошли стадию общественных слушаний, но так и не были приняты в качестве законов Верховным Советом Украины. К недостаткам правового регулирования в области биоэтики следует отнести не только его недостаточность, фрагментарность и часто противоречивость одного постановления другому, недостаток преемственности в законотворчестве, но и неэффективность функционирования института прав человека и гражданина, невозможность украинскими гражданами реализовывать свои права, гарантированные им Конституцией. Так, ситуация, сложившаяся в Украине в сфере здравоохранения, является одной из наиактуальнейших и наиострейших. На сегодняшний день большая часть украинцев не имеет возможности получать бесплатную медицинскую помощь, которую им гарантирует Конституция Украины. Официально низкая оплата труда медицинских работников государственных медицинских учреждений, неразвитость системы страховой медицины и частного сектора медицинских услуг, отсутствие механизмов гармонизации работы государственных и частных клиник, наряду с массой других экономических и социальных проблем, доставшихся Украине в наследство после распада СССР, создали благоприятные условия для «двойной морали», расцвета «теневого бизнеса» в медицине. Главный урон при этом потерпели складывавшиеся годами отношения между врачом, пациентом и обществом, образ врача-гуманиста, наделенного высокой миссией и полномочиями. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать скорейшие меры по коренному реформированию всей системы здравоохранения в Украине, важнейшим элементом которой выступают механизмы, принципы и нормы биоэтики. Хотелось бы указать на те сферы, где процесс законотворчества в области биоэтики и биоправа идет стремительными темпами, — на клинические испытания лекарственных средств. Система клинических испытаний лекарственных средств составляет важную часть механизма, обеспечивающего их качество для потребителей. В последние годы многие авторитетные международные организации прилагают значительные усилия по разработке и внедрению единых стандартов этической экспертизы, изучения и лицензирования лекарственных средств. Результатом этой работы стало принятие в 1995 году на Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для человека (ICH) так называемого Руководства по надлежащей клинической практике (GCP). Принятие новых стандартов проведения клинических исследований стимулировало процесс законотворчества и гармонизации украинского законодательства в соответствии с новыми требованиями. При составлении рекомендаций, определяющих права человека-субъекта исследования и этические обязательства, которые принимают на себя врач-исследователь, учитывались также положения Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации (последняя версия 2008 г.). В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины от 01.11.2000 №281 «Об утверждении Инструкции о проведении клинических испытаний лекарственных средств и экспертизы материалов клинических испытаний и Типового положения о комиссии по вопросам этики» в Украине на базе учреждений здравоохранения было начато формирование сети этических комитетов. Данным законодательным актом впервые вводились новые этические требования к проведению клинических исследований на людях (пациентах и добровольцах), а именно, необходимость этической экспертизы этих исследований специальными комиссиями (комитетами) по вопросам этики. Основными функциями комитетов, проводящих этическую экспертизу клинических и других биомедицинских исследований, становятся: обеспечение безопасности, благополучия и гарантии соблюдения прав испытуемых; контроль процесса получения их информированного согласия на участие в исследовании; оценка соотношения риска и ожидаемой пользы, связанных с проведением данного исследования; обеспечение гуманного отношения к экспериментальным животным. Этические комитеты представляют собой независимую организацию экспертов, стоящую вне религии или каких-либо научных корпоративных, партийных, экономических интересов, а также административного контроля за деятельностью. Они формируются на принципах независимости, плюрализма, демократии, толерантности, гендерного и возрастного равновесия, имеют междисциплинарный характер, обеспечивают быстрый практический результат. В работе этических комиссий и комитетов биоэтика находит свое практическое воплощение, становится эффективным способом регуляции социальных отношений в области медицинской практики и биомедицинских исследований[555], проводимых не только на людях, но и на животных. Для Украины этические комитеты являются принципиально новою, инновационною формою оценки и регулирования социальных отношений в таких сферах как оказание медицинских услуг, научно-исследовательская деятельность, охрана природы. Сегодня в большинстве цивилизованных стран этической экспертизе подвергаются не только биомедицинские исследования, но и медико-социальные, социологические, эпидемиологические, экологические. Этические комитеты в этих странах создаются с целью общественного контроля за распространением разнообразных новых технологий и их продукции (генно-модифицированных продуктов, пищевых добавок, пестицидов и т.д.). В2003 годув Украинебыли разработаны рекомендации по проведению этической экспертизы тем и методик научно-исследовательских работ, которые осуществляются на территориях природных и биосферных заповедников, национальных природных и ландшафтных парков[556]. Однако пока еще практика этической экспертизы всего того, что предпринимается с научными и другими целями в заповедниках и национальных парках, не получила широкого распространения и поддержки в обществе. На наш взгляд, в системе здравоохранения и высшего образования, в сфере экологии и сохранения природных ресурсов, биоэтика может и должна стать главной альтернативой парадигмам биологизма, социологизма и антропоцентризма. В то же время необходимо творческое переосмысление ее форм и методов исходя из существующей политической, экономической и социальной ситуации в Украине. Безусловно, дальнейшая судьба биоэтических идей, их воплощение в практику будут определяться характером, качеством и темпами демократических преобразований всех сфер украинского общества. Десятилетний опыт развития биоэтики в Украине все же позволяет надеяться на необратимость перемен в области гуманизации и «биоэтизации» не только сознания, но и практики. Он вселяет надежду на то, что мы постепенно будем двигаться к все более убедительным гарантиям обеспечения прав на жизнь, здоровье и развитие, чистую окружающую среду, не только украинским гражданам, но и животным, населяющим Украину, лесам, рекам, островам, горам и другим природным объектам, делающим нашу жизнь полноценной и достойной.
Заключение
Формирование биоэтического взгляда на вещи и явления знаменует собой своеобразную революцию в науке и мировоззрении человека. Представление о том, что всякое знание и возникающие на его основании технологии должны определенным образом сопоставляться и соизмеряться с чем-то, и что им необходимо полагать «безопасные границы» в виде вненаучных идеалов и ценностей, является завоеванием биоэтики. Ее вклад в сокровищницу человеческой мысли, на наш взгляд, также состоит в конкретизации этих «границ», уточнении того, что они собой представляют и как они «работают». Биоэтика возникает из осознания человеком непосредственной внутренней, онтологической связи биологических фактов, имеющих отношение к существованию человечества и сохранению жизни на земле, с этическими принципами и общечеловеческими ценностями. С точки зрения биоэтики, мерой всех вещей, в том числе и технологий, является выживание человечества и всего живого на земле, возможность дальнейшей коэволюции человека и других живых существ, природных систем. Линии демаркации, границы понимания природы и человека, видимых структур жизни и соответствующего сознания, благодаря биоэтике, начинают строиться исходя из нового онтологического императива: человечество и природный мир должны быть сохранены «хотя бы» на том уровне целостности, который имеется на сегодняшний день. Основатель биоэтики В.Р. Поттер считал, что наука и мудрость выживания человечества и всего живого на планете не могут и далее ограничиваться традиционной этикой межчеловеческих отношений. На смену ей должна прийти биоэтика, имеющая глобальное измерение. Глобальная биоэтика предлагает ряд универсальных этических принципов, некую схему для решения проблем, возникающих на границах социального и природного, всеобщего и партикулярного, теоретического и практического. Она выступает в качестве метаэтики, выполняя функции интеграции многочисленных партикулярных и профессиональных этосов. Глобальная биоэтика подвергает анализу и оценке как биомедицинские науки, так и любые другие знания и технологии, возникающие в различных областях теории и практики; все то, что имеет отношение к проблеме выживания человечества и сохранения жизни на планете. Таким образом, осуществляется переход от истории и культуры как одного большого нарратива о природе к мультивитализму, когда понятие жизни начинает выступать как родовое для множества разнообразных локусов взаимодействия природы и социума, для объединения представлений о них в единую концепцию. Многочисленные концепты и принципы биоэтики выполняют роль универсальных механизмов «вписывания» современного человека и его жизненного мира в тотальность жизни, что позволяет говорить о биоэтике как универсальной этике. Характерной особенностью глобальной биоэтики становится разработка оснований и механизмов не только для объединения медицинской и экологической этик, но и для их дальнейшей трансформации как составных частей нового глобального взгляда на мир и его единство. Биоэтика как кентавровое знание находится как бы посередине между партикулярным и универсальным. Можно сказать, что она представляет собой «партикуляризм» с большой буквы и «универсализм» — с маленькой. С одной стороны, она стремится понять партикулярные этосы и факты их структурирующие, выступает как этика практическая и профессиональная. С другой — восходит к онтологическому и аксиологическому универсализму, стремясь найти последние основания, принципы и ценности. Биоэтические принципы выступают в качестве инвариантов,находящихся как бы в промежутке, «между» научными и обыденными понятиями, выполняя одновременно когнитивные, эвристические и онтологические задачи. Они открыты для интерпретации и сосуществования с разнообразными ценностями, а их главная задача — обеспечение условий для сохранения и развития жизни, «достойной духовных устремлений человека». Все другие ценности и идеалы должны подчиняться этой основной задаче. Биоэтический императив основан на представлении о жизни как неметафизической сущности, жизни как единстве человеческого и природного, идеального и конкретно-реального, фактического и ценностного. В глобальной биоэтике представления о жизни неразрывно связаны с такими понятиями морали как благо и добро, что позволяет избегать отождествления жизни исключительно с ее биологическими носителями. Взгляды на жизнь как неметафизическую сущность фундированы фактами уязвимости, ранимости и хрупкости ее отдельных представителей, однажды изъятых из целостности природно и исторически сложившихся отношений, и впоследствии не нашедших новых удовлетворительных принципов своего дальнейшего сосуществования. Новый холистический взгляд на бытие как жизнь объясняется возрождением представлений о наличии особой структуры жизни и внутренних механизмах ее самоорганизации, которые должны быть сохранены. Эта структура предстает как система центров-монад, субъектов жизни, а механизмы самоорганизации — как право этих субъектов на жизнь и развитие. Важным достоянием биоэтики становится опыт чувственности и телесности как особой реальности, которую необходимо изучать и учитывать во всех видах человеческой деятельности. Феноменологический опыт раскрывает сущность человеческой субъективности как чувствительной, подверженной аффектам, страдающей плоти, как ограниченного во времени и пространстве тела. В то же время феномен телесности не может быть сведен ни к причинности, ни к человеческой субъективности, как причине трансцендентального сознания, или чистой интенциональности. Человеческие тело — это телесное присутствие. Исходя из этого, наши взаимоотношения с другими телесными субъектами также определяются интер-телесными и интер-материальными состояниями. В лоне философии жизни вызревает ряд идей, позволяющих обосновать цели и задачи глобальной биоэтики. Однако недостатком многих концепций, относящихся к данному направлению, становится отсутствие в них единого субъекта развития. Именно этим объясняется ренессанс кантовской деонтологии и либеральных теорий естественного права в контексте проблем биоэтики, позволяющих вернуться к моральному агенту, к субъекту права, но уже на качественно более высоком уровне. Они, с одной стороны, наделяют человеческую личность поистине «нечеловеческой», планетарной ответственностью за все живое; с другой — создают предпосылки для расширения сообщества субъектов прав за счет растений, животных и других представителей жизни. Кантовский императив в новых условиях прагматизации человеческой жизнедеятельности может быть трансформирован следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка, а также последствия и побочные действия его были не только принятыми другими людьми, но и способствовали сохранению жизни на земле». Сегодня этот императив служит цели сохранения разнообразия и достойного выживания представителей жизни на земле при помощи этических механизмов. Многообразие усиливает порядок и устойчивость системы, оно свидетельствует об объективной стороне факта — свободе и возможности осуществления выбора, своей эволюционной судьбы, «достойное» выступает свидетельством неразрывной внутренней связи фактов с миром ценностей. Каждое живое существо обладает ценностью, ибо его существование является необходимым условием воспроизводства жизни. Идея И. Канта о том, что, будучи различными вследствие своей эмпирии, индивиды, между тем, являются носителями единого трансцендентального субъекта, не теряет своей актуальности. Однако, биоэтическое знание находит свою обоснованность не в субъекте, а в практическом субъекте, каковым выступает все живое, а добрым считается все то, в чем оно практически нуждается. Либерализм во многом способствует популяризации представлений о соизмеримости человеческих ценностей и ценности жизни, утверждению позиций биоцентризма. Представители либеральной биоэтики рассматривают права представителей жизни на самосохранение и свободу как необходимые условия формирования их самости и реализации их природы. В контексте либеральных теорий человек начинает рассматриваться как полноправный член биосообщества, а другие его «полномочные» представители — отдельные животные, растения, виды, экосистемы, биоценозы, подобно человеческим существам, получают статус субъектов естественного права. Концепция естественных прав конституирует некий естественный порядок вещей, status quo во взаимодействии и взаимном признании всего существующего, живущего, живого, требующего пространства и свободы для утверждения и развертывания своей внутренней ценности. Естественные права человека и других живых существ связаны с необходимостью длительного совместного существования на планете, они основываются на наиболее фундаментальных свойствах природы живого и природы вообще: уязвимости, хрупкости, конечности, ограниченном жизненном времени. Теоретико-методологическое обоснование прав животных и растений, отдельных объектов природы требует пересмотра существующей философии морали как учения о взаимоотношениях между человеческими существами. Либеральный подход дает нам лишь первое приближение к решению данной методологической проблемы. Мы должны признать остальной живой мир, как имеющий с нами общее природное происхождение и поэтому обладающий разнообразными естественными правами. Естественное право всего живого на жизнь здесь выступает скорее как дефиниция нашей человечности, мера гуманизма, а не аргументация юридической легитимности. Рассмотренные в монографии концептуальные модели биоэтики не только знаменуют основные вехи эволюционного развития «этики жизни», но и представляют собой «герменевтический круг» понимания: от глобальной биоэтики В.Р. Поттера через модель биомедицинской этики Т. Бочампа и Дж. Чилдресса к европейской биоэтике и биоправу. Сегодня биоэтика завершает свой первый круг: поттеровские идеи получают признание во всем мире в виде концепций экуменической, тотальной, ноосферной, международной, планетарной этики. Ее принципы, призывающие противостоять деперсонализации личности, технизации и сциентизации природного, отражены в многочисленных европейских документах, международных декларациях и конвенциях по биоэтике и биоправу. Они, по сути, выступают смыслообразующим началом, примиряющим человека с миром науки и технологий. Профиль современной биоэтики во многом предопределен особенностями постмодерна и постнеклассической науки. Общим для этих двух явлений, фокусов действительности, является то, что этическая проблематика становится не только исторически отправной точкой этического дискурса (например, нравственные уроки Второй мировой войны[557]), но и своеобразным центром кристаллизации представлений о коэволюции социума, природы и человека. Знание перестает «быть субъектом», оно начинает ему служить, а единственным условием его легитимации становится «действенность нравственности»[558]. Биоэтика, представляется нам, открытым для творческого и свободного поиска знанием с единственной легитимацией — способностью находить нестандартные решения для нестандартных моральных проблем. Ее принципы и идеалы — это не столько факт консенсуса, сколько условие для осуществления морального выбора, нравственный ориентир для различных культур. Социальная направленность биоэтики, находящая свое выражение в принципах справедливости, солидарности, правдивости, автономии и информированного согласия, способствует устойчивой связи междузнанием и моральными традициями европейского общества, построению своеобразного моста между ними. В современном мире, глобализирующемся мире конфликтов и кризисов, ничто не представляется столь своевременным, как напоминание о нашей общей принадлежности к представителям жизни на земле, о сакральности жизни и необходимости следования нравственным принципам и ценностям, способствующим ее сохранению и развитию.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |