Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия 2




Задание

Практическое занятие 1

Планы практических занятий

«Научные школы управления» по теме 1.1 «Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организацией)»

 

1 Цель работы: ознакомится с научными школами управления и теорией управленческой мысли, основными концепциями менеджмента.

Реализует общекультурные компетенции:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- способностью находить организационно - управленческие решения и готовностью нести за них ответственность

Профессиональные компетенции:

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли

- способностью к анализу и проектированию межличностных и групповых коммуникаций

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

 

2 Подготовка к работе:

Прочитать и изучить материал темы 1 раздела «История управленческой мысли».

 

Задание 1

Изучив научные школы управления, заполните следующую таблицу 1

 

Таблица 1 - Научные школы управления.

Название школы Период Основатели Основные принципы
       
       
       
       
       

Задание 2.

Прочитать и проанализировать конкретную ситуацию. Ответить на вопросы после текста.

Управление: наука или искусство?

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к данной цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гыолик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.

Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций.

Основа всякой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность задачи возникла с тех самых пор, как управление оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты, как машины. Нельзя вживить счетчик в сознание человека, чтобы он (или она) объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость.

То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить наличие этих отношений. Значит, по нашему мнению, управление хотя бы частично, но является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно.

Теорию управления и результаты научных исследований нужно рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. При правильном использовании теория и результаты научных исследований помогают руководителю предсказать, что может случиться, тем самым помогая руководителю принимать решения более целесообразно и избегать ненужных ошибок.

Вопросы и рекомендации при разборе ситуации

1. На каких принципах строилось управление в Древнем мире?

2. Сократ выделил управленческую деятельность в качестве особого вида искусства, почему?

3. Как менялись взгляды на управление под влиянием пяти управленческих революций?

4. Согласны ли вы с автором ситуации, что современное управление включает в себя элементы науки и искусства?

5. Какой вы видите деятельность менеджера в XXI веке?

Задание 3.

Прочитать и проанализировать конкретную ситуацию. Сделать выводы, ответить на вопросы после текста. Поработать в группах. Американские уроки и отличники-японцы

Все, что узнали о менеджменте японцы после капитуляции, они почерпнули у нас, у американских специалистов. А мы забыли свои собственные уроки.

Гомер Сарасон*

В 1946 году командующий американскими оккупационными силами в Японии генерал Дуглас Макартур вызвал из США молодого инженера Г. Сарасона, перед которым была поставлена задача оказания японцам помощи в развитии массового производства средств радиосвязи с целью обеспечить устойчивые коммуникации между населенными пунктами израненной в войны страны. Перед Г. Сарасоном сразу возникла проблема поиска необходимы материалов, помещений и рабочих (ведь вакуумные лампы нельзя изготавливать в грязных хибарах). В конечном счетк полученные Г. Сарасоном полномочия по развитию промышленности были сравнимы с властью самого Д.Макартура.

В 1948 году к Г. Сарасону присоединился инженер компании Western Electric Чарльз Процман. Анализ принятых в Японии методов производства показал, что большинство проблем носит управленческий характер. В 1949 году инженеры совместно с Франком Полкинхорном предложили базовый курс обучения менеджменту. Аналогичные задачи были поставлены и перед другими подразделениями оккупационных сил. Выслушав доводы авторов, Д. Макартур повернулся к Г. Сарасону и коротко бросил: «Действуйте». Предложенный Г. Сарасоном и его коллегами курс основывался на идеях научного менеджмента Ф. Тейлора и концепции административных принципов. Основное внимание в нем уделялось тщательному анализу всех частей организации и разработки такой ее структуры, которая обеспечивала бы эффективность системы в целом. С самого первого дня занятий преподаватели стремились донести до слушателей идею о том, что создание успешной организации - вот главная цель, или социальная миссия, любого предприятия. В курсе использовалось множество примеров добившихся успеха американских компаний, таких как Newport News Shipbuilding, делавшей упор на качество своей продукции: «Мы будем строить надежные корабли. Если сможем, с прибылью, быть может, в убыток себе, но только надежные». Японцы быстро схватывали американские уроки. Вскоре выпускники курсов заняли руководящие посты в таких компаниях, как Matsushita Electric, Mitsubishi Electric, Fujitsu, Sumitomo Electric и Sony. Теория менеджмента была подкреплена практическими советами второй волны американских советников, среди которых были будущие авторы концепции управления тотальным качеством Эдвард Деминг и Дж. Джуран. Сегодня самая престижная награда Японии за качество товаров носит имя Э. Деминга, а отголоски тех первых американских семинаров до сих пор слышатся в интервью с высшими руководителями японских предприятий. К примеру, председатель совета директоров Canon не так давно говорил о том, что организации должны развивать в себе чувство миссии и разрабатывать согласованную с принципами местных сообществ и глобального общества философию. Социальная миссия организации: она должна обеспечивать «взаимовыгодное сосуществование» компаний в масштабах всей Земли.

Вопросы и рекомендации при разборе ситуации:

1. На каких идеях управления базировался предложенный японцам Г. Сарасоном и его коллегами курс развития производства?

2. Почему из всех направлений американского научного управления было выбрано именно это?

3. Какими факторами вы объясните выдающиеся успехи выпускников курсов по управлении?

4. Что представляет собой современная модель менеджмента и почему ученики-японцы сегодня составляют грозную конкуренцию на мировом рынке учителям-американцам?

 


«Законы организации» по теме 2.8 «Специфические законы социальной организации»

 

1 Цель работы: ознакомиться с законами организации, проанализировать выполнение законов в организациях

Реализует общекультурные компетенции:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

- способностью находить организационно - управленческие решения и готовностью нести за них ответственность

Профессиональные компетенции:

- готовностью к разработке процедур и методов контроля;

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений.

2 Подготовка к работе:

Прочитать и изучить материал по теме 2.5 «Зависимости, законы и закономерности организации» и 2.6 «Основополагающие законы»

3 Задание:

Задание 1

Изучив законы развития систем, заполните следующую таблицу 7

 

Таблица 7 - Сущность и проявление законов организации

 

Наименование закона Сущность закона Пример проявления закона относительно конкретной социально-экономической системы (вуз, предприятие)
Закон развития    
Закон самосохранения    
Закон равновесия    
Закон синергии    

Задание 2

Определите связь между законом самосохранения и понятием адаптации организации.

Задание 3

Определите связь между понятием жизненного цикла организации и действием закона самосохранения

Задание 4

Действие какого из законов организации наблюдается в данной ситуации?

В 1897 г. на северо-западе Канады, в бассейне р. Клондайк был обнаружен золотоносный участок. События, последовавшие за этим открытием, получили название «золотой лихорадки» и продолжались до 1963 г. Данная ситуация характеризовалась необыкновенным энтузиазмом и работоспособностью старателей, строителей, дорожников и работников других специальностей.

Задание 5

Зная закон самосохранения, определите потенциал созидания и потенциал разрушения в каждом конкретном случае и возможные пути выхода из сложившихся ситуаций.

5.1 Компания «Монолит» имеет имущественный комплекс стоимостью 10 млн руб., включающий стоимость оборудования, инструмента, аренды производственных помещений и др. В ходе своей деятельности компании потребовался кредит в коммерческом банке «Огни Москвы» в размере 8 млн руб. под 30% годовых. Стоит ли компании в данном случае соглашаться на условия кредита?

5.2 Продовольственный магазин «Корвет» был зарегистрирован в 1984 г. как товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 г. все ТОО должны пройти перерегистрацию и изменить правовую форму на общество с ограниченной ответственностью (ООО) или ОАО, ЗАО и др.

5.3 Автошкола «Водитель» имеет 10 машин и 18 инструкторов по вождению на 100 учащихся. В текущем наборе удалось привлечь для обучения только 60 слушателей из запланированных 200. Общая сумма оплаты за процесс обучения значительно меньше, чем сумма затрат на процесс обучения со стороны школы.

Задание 6

Незнание какого закона организации приводит к данным ситуациям? Как их можно было бы избежать?

6.1 Персонал компании для поддержания ее устойчивого положения собирает всю возможную информацию о конкурентах, рынках сбыта и прочем, не всегда заботясь об ее упорядоченности, систематизации и объеме. Обычно в компании хранятся рекламные листки, ксерокопии каких-либо «важных» сообщений, досье на каких-то лиц или компании, текстовые файлы в компьютерах о прошедших или предстоящих событиях, нередко в нескольких экземплярах. Немалая часть этих данных является информационным «мусором». Компания тратит большие деньги на содержание явной и неявной службы информационной разведки для увеличения достоверности и ценности получаемой информации, так как конкуренты могут подбросить недостоверную информацию. Иногда компания выходит на сомнительные источники якобы «очень ценной» информации, многие из этих источников носят криминальный характер.

6.2 Иногда в компании собирается много информации «на всякий случай». Руководителю кажется, что он тем самым создает для себя и своей фирмы зону безопасного предпринимательства, хотя на это может уйти много финансовых и материальных ресурсов. Так, некоторые венчурные компании США при стоимости разработок менее 10 тыс. дол. не тратят деньги на поиск информации о возможных аналогах, а сами создают новые проекты. Таким образом, в результате бессистемной, но естественной гонки за информацией компания может понести серьезные убытки.

Задание 7

Незнание какого закона организации подчиненными привело к созданию этой ситуации? Что следовало бы предпринять руководителю во избежание появления данной проблемы?

Мастерская по ремонту антикварной мебели «Кварт» специализируется также и на восстановлении старых пианино и роялей. В компании работают 24 человека, в их числе 6 столяров и 5 настройщиков. Директор на основании общей, но еще слабой тенденции уменьшения спроса на эти услуги решил постепенно осваивать новые виды услуг. Он заключил договор на поставку через год технологического оборудования для восстановления старых скрипок, условился с двумя специалистами по восстановлению скрипок, что они перейдут к нему на работу из другой мастерской также через год. Директор оказался прав, через 4—5 месяцев количество заказов уменьшилось на 20%, и заработная плата работников стала постепенно сокращаться. Несоответствие между возможностями мастерской и количеством заказов вызвало у работников настороженное отношение к директору из-за его якобы бездействия, появилось желание что-то предпринять самостоятельно. Они стали принимать заказы на восстановление других антикварных инструментов, в том числе и скрипок. Но отсутствие навыков и опыта работы негативно сказывалось на качестве работ. Когда по плану директора в компанию пришли опытные специалисты и было поставлено специальное оборудование, репутация компании была подорвана.

Задание 8

О каком законе организации идет речь?

Закон формирует два направления устранения несоответствия: формальное и неформальное. Формальное осуществляется специалистами компании, которые заранее рассчитывают и закладывают в бизнес-план компании необходимые ресурсы и их пропорции. Неформальное - работниками, которые сознательно реализуют полученные задания. В случае появления несоответствий в наборе ресурсов или их пропорциях руководитель и подчиненные будут действовать совместно в рамках общих целей компании. Подобная деятельность возможна при высоком профессионализме работников. В таких случаях говорят о наличии в компании команды единомышленников.

Задание 9

Оцените действие законов организации на различных этапах жизненного цикла компании «Сони». При этом рекомендуется использовать таблицу 8 и следующие условные обозначения: Э1 - рождение, Э2 - детство, Э3 — юность, Э4 — зрелость, Э5 — старение, Э6 — возрождение.

 

Таблица 8 - Действие законов организации на различных этапах жизненного цикла организации

 

Наименование закона организации   Обозначение этапов
минимальное влияние максимальное влияние
Закон синергии    
Закон пропорциональности-композиции    
Закон развития    
Закон информированности-упорядоченности    
Закон самосохранения    
Закон единства анализа и синтеза    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 8031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.