Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный Менеджмент

Бовин А.А., Чередникова Л.Е.

 

 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

По учебной дисциплине

 

 

 

по направлению подготовки 080500 Менеджмент

по специальности 080507 Менеджмент организаций

 

 

Новосибирск

 

1. Общие положения

Цель курсовой работы – закрепить теоретические знания студентов в области управления нововведениями в современных условиях, проверить умение применять их в практической деятельности организации и предприятия, а также привить навыки расчета основных показателей инновационного проекта.

Курсовая работа является оригинальной самостоятельной работой студента, и ее выполнение предполагает умение работать с литературой, анализировать деятельность своей организации в области инноваций, последовательно излагать материал, а также знание правил построения сетевых и календарных графиков, нахождения критического пути и методов оптимизации сетевых моделей.

Студент выбирает любой реально существующий объект управления (вуз, магазин, больницу, банк, промышленное предприятие и т.д., домашнее хозяйство), исследование двух одинаковых объектов в одной группе не допускается. Для выбранной организации разрабатывается проект какого-либо нововведения. Это может быть новый вид продукта, услуги, проекты по внедрению нового оборудования, информационной системы, переходу на новую систему оплаты труда, совершен­ствованию организационной структуры, обучению и переподготовке персонала и др., ремонт квартиры, строительство дачного дома, бани, покупка крупной бытовой техники, получение членами семьи образования, требующего значительных вложений и т.д. Возможен вариант продвижения на рынок товара, являющегося новым для конкретного рынка.

В случае, если студент испытывает сложности при разработке инновационного проекта либо с получением информации об инновационной деятельности предприятия или организации, возможно выполнение комплекса заданий «Управление инновациями в организации» (см. таблицу).

Курсовая работа состоит из следующих разделов:

• содержание с указанием разделов, параграфов и нумерацией страниц (1 стр.);

• введение (до 1 стр.);

• раздел первый (по выбору студента: либо разработка проекта, либо комплекс заданий);

• раздел второй «Разработка сетевого и календарного графиков реализации инновации»;

• заключение (1 стр.);

• список используемой литературы.

Приступая к выполнению курсового проекта, студенту прежде всего необходимо уяснить цель и ознакомиться с рекомендованной учебной и научной литературой. Особое внимание следует обратить на следующие учебные пособия: «Концепции и практика управления инновациями», электронный учебник «Инновационный менеджмент», а также пособия, посвященные проблемам управления проектами. При подготовке курсовой работы рекомендуется использовать публикации в специа­лизированных изданиях и СМИ, демонстрирующие современные подходы к управлению фирмой, интересный опыт отечественных и зарубежных предприятий по разработке и продвижению новых товаров и услуг, систем обслуживания. Следует ознакомиться с публикациями таких изданий, как «Коммерсант», «Экономика и жизнь», «Бизнес и банки», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Эксперт», «Эксперт-Сибирь» и др.

Фактический материал предпочтительнее представить в виде таблиц, графиков и схем с краткими комментариями и выводами.

При написании работы должны оставляться поля для замечаний преподавателя. Работа должна представляться в печатном виде и в крайнем случае – в рукописном. При этом писать следует четким и разборчивым почерком. Общий объем работы не должен превышать объема ученической тетради в 12 листов (24 стр.) или 15 листов формата А4. Страницы должны быть пронумерованы.

При затруднениях в выполнении контрольной работы необходимо обращаться за консультацией на кафедру управления НГУЭУ.

 

2. Содержание инновационного проекта

Если первый раздел выполняется на примере деятельности организации, в которой работает студент, то его содержание включает следующие параграфы:

1. Краткая характеристика организации, на примере которой анализируется необходимость осуществления изменений. Укажите:

• организационно-правовую форму организации, в которой Вы работаете;

• виды предоставляемых услуг, их отличительные особенности;

• масштабы и продолжительность деятельности организации на рынке;

• ее основных конкурентов, уровень предлагаемого ими сервисного обслуживания;

• сильные и слабые стороны организации;

• сделайте общий вывод о положении организации в современных условиях;

• какую стратегию развития фирма реализует.

2. Резюме проекта: характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях (в табличной форме) и срок возврата заемных средств. Срок окупаемости инвестиционных затрат. Риски и варианты их предотвращения.

Если реализация проекта позволяет решать некоторые социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать их.

3. Описание изменений в окружающей среде. Изменения в окружающей среде характеризуются беспрецедентной глубиной, сложностью и темпами социальных, технологических и иных изменений. Масштабы изменений в окружающей среде различны в зависимости от страны и региона, но некоторые из них глобальны и затрагивают все общество (технологии передачи информации и систем связи и др.). Проанализируйте, какие факторы макроокружения вызывают необходимость изменений в деятельности организации. Заполните таблицу и сформулируйте выводы.

4. Необходимость нововведения. Проанализируйте проблемы, которые стоят перед организа­цией. Причем в качестве проблем следует рассматривать не только негативные моменты (претензии клиентов к качеству обслуживания, снижение объемов продаж, высокая текучесть кадров и т.п.), но и открывающиеся возможности для будущего развития (выявление новых потребностей клиентов, принятие федеральных и региональных целевых программ, развитие информационных технологий, удачный опыт других компаний и др.).

Проблема определяется с помощью пяти основных характеристик:

1) сущность или содержание. Следует определить и описать:

• содержание проблемы (отток клиентов, низкая эффективность, растущие издержки производства, нехватка квалифицированного персонала и т.д.);

• что является стандартом для сравнения и на каком основании (Почему мы говорим, что эффективность низкая? Низкая по сравнению с каким стандартом?);

• различные симптомы проблемы;

2) местонахождение проблемы:

• организационные подразделения (участки, отделы, филиалы), где была выявлена проблема;

• подразделения, которые затронула проблема;

• подразделения, которые она, возможно, затронула;

• широта распространения проблемы в организации;

3) «владение» проблемой: люди (менеджеры, специалисты, клерки, рабочие), которые затронуты проблемой и которые более всего заинтересованы в ее решении;

4) абсолютная и относительная величина:

• важность проблемы в абсолютных величинах (например, количество потерянных клиентов);

• важность проблемы в относительном выражении;

• влияние проблемы на подразделение, в котором она обнаружена, и на людей, которые «владеют» ею;

• важность проблемы для организации в целом и эффект, которые она получит от ее решения;

5) временная перспектива:

• время, с которого существует данная проблема;

• частота наблюдения данной проблемы (наблюдалась один раз, несколько раз или возникает периодически);

• выявленные тенденции в проявлении проблемы (проблема стабилизировалась, усиливается или ослабевает);

• прогнозы относительно эволюции проблемы в будущем (как будет развиваться ситуация, если ничего не предпринимать).

Если проект предусматривает освоение новых продуктов или услуг, необходимо также:

• оценить спрос на продукцию (услуги), производимую в соответствии с инновационным проектом, описать сегменты рынка;

• выделить потенциальных конкурентов, сравнить уровень используемых технологий конкурентов и организации, реализующей инновационный проект;

• описать, какие и где имеются аналоги продукта и в чем преимущества нового товара (услуги).

5. Оценка возможности решения проблемы. Необходимо установить, имеются ли у организации возможности решить проблему, т.е. обладает ли она материальными и финансовыми ресурсами, технической квалификацией, а также учесть временной фактор.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

• Каков опыт организации в решении других проблем и осуществлении организационных изменений различного характера и объема?

• Как культура организации воспринимает изменения?

• Каково возможное развитие ресурсов организации в будущем в связи с решаемой проблемой? (Например, установка нового программного обеспечения требует обучения персонала, что позволит повысить его квалификацию и повлияет на другие сферы деятельности.)

• Может ли организация мобилизовать другие ресурсы?

• Какие делались попытки решить данную проблему? Были ли они успешными и почему провалились?

• Как люди на разных уровнях, относящиеся к разным категориям, воспринимают проблему? Понимают ли они ее и хотят ли перемен? Находились ли они под действием данной проблемы так долго, что приспособились жить с ней?

6. Содержание нововведения и комплекс мер по его реализации. После проведенного анализа необходимо сформулировать сущность нововведения для разрешения выявленной проблемы и меры, необходимые для обеспечения позитивных изменений на предприятии. Заполните таблицу.

6. Анализ сильных и слабых сторон проекта, опасностей и благоприятных возможностей (в табличной форме).

7. Оценка сопротивления нововведению со стороны персонала. Изучите в теме 9 причины, вызывающие сопротивление нововведениям со стороны персонала, и опишите, какие трудности могут возникнуть при реализации предлагаемого нововведения. Что следует предпринять для снижения сопротивления персонала изменениям.

8. Общий вывод о перспективности изменений, получаемых экономических, социальных, технологических эффектах.

 

3. Комплекс заданий «Управление инновациями в организации»

Задание 1

Изучите Патентный закон Российской Федерации (от 1992 г. с учетом изменений и дополнений 2003 г.) и выполните следующие задания:

• укажите, какие меры предусмотрены в Законе для защиты интересов:

1) государства;

2) авторов изобретений;

3) патентообладателей;

• составьте схему прохождения заявки на изобретение в Патентном ведомстве до стадии выдачи патента с указанием сроков рассмотрения заявки на каждой стадии;

• на основе проведенного анализа определите, какие недоработки есть в Патентном законе РФ и как они повлияют на инновационную активность различных организаций;

• заполните таблицу.

 

Задание 2

Теодор Левитт, авторитетный специалист в области маркетинга, в работе «О близорукости как болезни маркетинга» ввел в научный оборот понятие интегрального продукта, или динамичной модели товара (см. рисунок).

Выберите какой-либо известный Вам продукт, имеющий несколько модификаций. На основе определения сущности каждого вида продукта, указанного в модели, заполните таблицу. В ней приведены некоторые образцы ее заполнения.

 

Задание 3

На основе теоретических положений темы «Инновационный менеджмент и стратегическое управление» выделите существенные различия между наступательными и оборонительными инновационными стратегиями. В таблице приводится перечень основных характеристик стратегий, который следует дополнить собственными формулировками.

 

Задание 4

На предприятиях важно создание в коллективе творческой обстановки, способствующей появлению новых идей, созданию новшеств и преобразованию их в инновации.

Сформулируйте перечень мероприятий, которые целесообразно осуществить на предприятии с целью повышения творческой активности его сотрудников. Мероприятия могут иметь разную направленность стимулов, например, служебный рост, возможность реализовать свою идею на практике, выплату премий, посещение выставок и т.д.

Мероприятия следует ориентировать на различные группы сотрудников. Предлагаемые меро­приятия внесите в таблицу.

 

Задание 5

Перед выполнением задания необходимо ознакомиться с гл. 12 «Выставочная деятельность организаций» учебного пособия: А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович «Управление инновациями в организациях» (М.: Омега-Л, 2006), с. 369–399.

Посетите любую промышленную выставку и подготовьте оценку эффективности выставочной деятельности на основе исследования следующих данных:

1) приведите название выставки, период ее проведения (чем, по Вашему, он обусловлен), сформулируйте миссию и основные цели изучаемой специализированной выставки;

2) изучите программу работы выставки, перечень выставочных мероприятий и оцените их с позиции:

• влияния на развитие отрасли;

• развития партнерских отношений экспонентов;

• влияния на инновационную деятельность предприятий и организаций-участников;

3) оцените состав участников выставки, какие типы организаций они представляют (научно-исследовательские институты, вузы, промышленные предприятия, торговые организации и т.д.), соотнесите их со стадиями инновационного цикла и исследуйте инновационный характер выставки, оцените тип выставки (торговая, инновационная и т.д.);

4) каковы цели участия организаций на выставке (реклама, сбыт, PR, обмен опытом, демонстрация новинок и т.д.), особо выделите научные учреждения и представленные ими экспонаты;

5) каким образом осуществлялись привлечение посетителей на данную выставку до ее начала, а также реклама участия организации в выставке;

6) опишите необычные для посетителя выставки экспонаты;

7) приведите перечень трех наиболее Вам запомнившихся участников, максимально использующих потенциал выставки, охарактеризуйте их работу с точки зрения:

• основных целей;

• качества оформления стенда: какие материалы используются (образцы продукции, модели, видеодемонстрации, печатная продукция и фотографии, графики и таблицы и т.д.), используется ли потенциал рекламного оформления стенда (наличие указателей, флагов, объемных фигур, световой иллюминации и т.д.);

• работы по привлечению посетителей на стенд и непосредственного общения с потен­циальными партнерами;

• участия фирмы в интеллектуальных мероприятиях программы выставки (семинары, круглые столы, отраслевые совещания, пресс-конференции и т.д.);

• проведения фирмой экспертизы оценки качества своей продукции (участие в конкурсе, проведение дегустаций своей продукции и т.д.);

• специалисты каких подразделений представляют фирму-экспонента, их компетентность и доброжелательность;

• как построена работа на стенде (ведение учета посещаемости, сбор информации о конкурентах и т.д.) и каким образом предполагается оценить эффективность участия фирмы в работе выставки;

8) приведите примеры неудачной, по Вашему мнению, работы организации на выставке, какие ошибки встречаются наиболее часто;

9) разработайте рекомендации по совершенствованию деятельности Сибирской Ярмарки (с точки зрения Вас как посетителей), а также общие рекомендации для фирм-участников;

10) общее впечатление от выставки, оценка воздействия выставки на посетителя, привлека­тельность выставки.

 

Задание 6

Перед выполнением задания необходимо ознакомиться с гл. 11 «Управление товарными знаками» учебного пособия: А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович «Управление инновациями в организациях» (М.: Омега-Л, 2006), с. 337–368.

Выберите товарный знак (или знак обслуживания) организации, которая постоянно работает над новыми продуктами, и протестируйте его по следующим критериям:

• фонетический (слово должно сравнительно легко произносится, соответствовать звуковому строю конкретного языка (или языков при использовании в нескольких странах или многоязычной стране). Товарный знак не вызывает нежелательных фонетических ассо­циаций;

• психолингвистический (вызываемые звучанием слова неосознаваемых описательных ассоциаций);

• лексикографический: имя бренда в идеале должно транслироваться одинаковым количеством знаков, вне зависимости от используемого алфавита (для обеспечения стабильности зрительного восприятия товарного знака);

• лексический («собственное» значение слова, предмет, качество, действие, для описания которого используется слово);

• отсутствие плавающего ударения;

• семантический (не вызывает нежелательных семантических ассоциаций);

• ассоциативный (содержательные ассоциации, вызываемые данным словом. Так, название серьезного журнала «Антураж» признано неэффективным, так как в русском языке этот термин подразумевает определенную иронию к ситуации);

• образность: провоцирует конкретный визуальный или звуковой образ, можно ли нарисовать, провоцирует ли оно фантазию дизайнеров, разворачивается ли в рекламную кампанию;

• запоминаемость;

• не смешивается ли имя товарного знака с похожими названиями из той же товарной группы;

• вызывает ли имя положительную эмоцию;

• наличие связи товарного знака с товаром.

 

4. Разработка сетевого и календарного графиков выполнения инновационного проекта

Составить сетевой и календарный графики технологической подготовки производства изделия. Состав работ и исполнителей, последовательность и взаимосвязь работ заданы в табл. 1. При этом ожидаемая продолжительность работ определяется по данным табл. 2 в зависимости от варианта, номер которого соответствует двум последним цифрам номера личного дела студента (зачетной книжки).

Исполнители:

ОГТ – отдел главного технолога (численность персонала – 10 чел.)

ОГК – отдел главного конструктора (численность – 13 чел.)

ОГМ – отдел главного металлурга (численность – 6 чел.)

ПО – производственный отдел (численность – 6 чел.)

Ц ос. – цех по изготовлению оснастки (численность – 20 чел.)

Ц л. – литейный цех (численность – 15 чел.)

Ц м. – цех механообработки (численность – 15 чел.)

Ц сб. – сборочный цех (численность – 20 чел.)

Требуется:

• разработать сетевую модель выполнения работ;

• рассчитать основные параметры сетевой модели (критический путь, ранние и поздние сроки наступления событий и работ, резервы);

• составить календарный график технологической подготовки производства на основе первичной сетевой модели;

• оптимизировать график (с точки зрения сокращения общей продолжительности осущест­вления проекта), предусмотрев сокращение продолжительности некоторых работ за счет увеличения численности в пределах общей численности персонала в подразделении. Определить рациональные сроки начала и окончания работ, не лежащих на критическом пути, минимизировав затраты незавершенного производства, а также ущерб при отказе от проекта.

Календарный график выполнения работ по проекту рекомендуется представить в следующем виде (см. табл. 3).

 

5. Рекомендуемая литература

1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. – М.: Интерэксперт; Инфра-М, 1995.

2. Бовин А.А., Краковская М.Я., Чередникова Л.Е. Концепции и практика управления инновациями: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002.

3. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

4. Денисов Е.Ф. Методические основы оценки эффективности нововведений (инноваций). – СПб., 1991.

5. Золотогоров В.Г. Инновационное проектирование: Учебное пособие. – Минск: Экоперспектива, 1998.

6. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Мидели. – М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.

7. Казанцев А.К., Серова Л.С. Управление инновационными проектами. – СПб., 1999.

8. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

9. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования. – М., 1994.

10. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2000.

11. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Бизнес-пресс, 1998.

12. Плотников А.Н. Учет факторов риска и неопределенности при оценке эффективности инвес­тиционных проектов: Учебное пособие. – Саратов: Саратовский ГТУ, 1998.

13. Поздняков В.В. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России // Мир управления проектами / Пер. с англ. – М.: Аланс, 1993.

14. Риски в современном бизнесе / П.Г. Грабовый, С.Н. Петрова, С.И. Полтавцев, К.Г. Романова, Б.Б. Хрусталев, С.М. Яровенко. – М.: Аланс, 1994.

15. Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2 т. – М.: Издатцентр, 1997.

16. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. С.В. Вал­дайцева. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фитинги (муфта, угольник, Тройник) | Муніципальне земельне право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.