Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное финансирование. Инициативы научного парка




Инициативы научного парка

Партнерство с крупной компанией

Венчурный капитал

Статистика показывает, что индустрия венчурного капитала эффективно финансирует малый бизнес, поддерживая в среднем семь новых фирм в неделю. Венчурные капиталисты тщательно оценивают коммерческую жизнеспособность инвестиционных предложений. Они начинают с рассмотрения детального бизнес-плана. Финансирование проводится в обмен на долю в капитале фирмы или должность в совете директоров, предоставляется, как правило, на срок три-пять лет, в течение которого венчурный инвестор не ожидает возврата своих средств. В конце периода он начинает рассматривать "пути отхода". Обычно он продает акции фирмы, тем самым, возвращая вложенный капитал. Поскольку венчурный инвестор серьезно рискует, вкладывая средства без каких-либо гарантий и уверенности в их возврате, он инвестирует только тогда, когда видит хороший потенциал роста стоимости вложенного капитала (40 или 50 % годовых).

Исследование клиентских фирм научных парков Великобритании, показало, что венчурное финансирование используется незначительной долей предприятий малого и среднего бизнеса.

Крупная компания приобретает долю в капитале малой фирмы или организует с ней совместное предприятие. Крупная фирма может выделить финансирование, оказать поддержку в сфере менеджмента, повлиять на покупателей и поставщиков, а также на каналы распределения продукции и услуг, которые обычно недоступны малой фирме. Она может передать более гибкой и предприимчивой малой организации ту технологию, которую затруднительно реализовать в условиях крупной структуры. Малая фирма вкладывает в партнерство свое творчество и дух новаторства. Она может предоставить крупной фирме доступ к новым продуктам и технологиям.

Научные парки могут активно участвовать в финансировании клиентских фирм. Например, в Великобритании Научный парк "Астон" в сотрудничестве с органами власти Бирмингема и "Ллойд-банком" организовал фирму "Бирмингем Текнолоджи, Лтд.", в задачу которой входит финансирование клиентских фирм парка. Таким образом, решается не только задача содействия развитию малого предпринимательства, но и обеспечивается успех самого научного парка.

Британское правительство предпринимает ряд мер по развитию инновационной инфраструктуры и оказанию помощи малым и средним предприятиям. К числу этих мер относятся, в частности:

1. Программа гарантий по кредитам (ПГК). Реализация этой программы началась в 1981 г. и до сих пор играет первостепенную роль для новых и действующих малых фирм (менее 200 занятых), которые неспособны получить финансирование из обычных источников. Программа позволяет коммерческим банкам и другим финансовым институтам ссужать до 100000 фунтов стерлингов при условии, что Министерство торговли и промышленности гарантирует 70 % суммы кредитору (85 %, если фирма-клиент расположена в регионе или городе, которому оказывается целенаправленная экономическая помощь). Срок кредита - от двух до семи лет. Из гарантированной суммы заемщик должен отчислять Министерству торговли и промышленности 2,5 % в год (1 %, если заем сделан впервые и заемщик относится к упомянутым выше специальным регионам). За 15 лет своего существования ПГК к покрыла ссуды на сумму более 980 млн фунтов стерлингов, предоставленные более чем 32000 малых фирм [ Д. Берр "Технопарки: организация и управление" (пер. с англ.); под научной редакцией проф. В. Е. Шукшунова; М.: изд-во МЭИ, 1997; ].

2. Программа расширения бизнеса (ПРБ). Правительственная программа поощрения капиталовложений в мелкие предприятия была утверждена в 1983 г. Она привлекает рисковое финансирование в те проекты, которые сулят высокие прибыли, а также предоставляя налоговые льготы инвесторам в качестве компенсации за риск. Инвестор должен удерживать акции малого предприятия в течение пяти лет, иначе теряются налоговые льготы. Существуют определенные критерии, которым должен удовлетворять кандидат на финансирование по программе. В соответствии с этими критериями размеры финансирования зависит от направления деятельности фирмы.

3. Программа поощрения грантами за достижения малых фирм в области науки и техники (СМАРТ). Эта программа - часть мер Министерства торговли и промышленности по поддержке предпринимательства. Она предусматривает проведение в два этапа конкурса инноваций малых предприятий с численностью занятых до 50 человек. Победители первого этапа получают от Министерства торговли и промышленности грант, который покрывает 75 % стоимости проекта, но не превышает 50000 фунтов стерлингов [ Васильева Т. Н. "Технопарки, технополисы, наукограды"; М.: РГИИС, 2005 ]. Проекты отбираются по критериям качества и новизны, важности и потенциальной коммерческой пользы для Великобритании, а также с учетом финансовых нужд конкурсанта.

Второй этап представляет собой самостоятельный конкурс, который открывается спустя 9 месяцев после (и для победителей) первого этапа. Он нацелен на финансирование второго года реализации проекта и покрывает 50 % стоимости последнего, но не свыше 100000 фунтов стерлингов.

4. Программа поддержки разработки новой продукции (СПУР). Эта программа открыта в 1991 г. в целях оказания малым фирмам помощи по созданию новых продуктов и процессов, которые отличаются передовым научно-техническим уровнем. Фирмы с числом занятых до 500 человек могут получить грант, который покрывает 30 % стоимости проекта, но не превышает 150 000 фунтов стерлингов. Минимальная стоимость проекта должна превосходить 50 000 фунтов стерлингов, но сроки реализации должны лежать в пределах между шестью месяцами и тремя годами. Кроме того, проект должен вносить существенные технологические преимущества в свою отрасль.

Перечисленные источники финансирования могут быть использованы в отечественной практике.

Практика формирования региональных инновационных систем

Инновационная система региона однозначно соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производительных сил региона, на территории которого она функционирует.

Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ, одобренная Правительством РФ, предусматривает переход к политике "поляризованного развития" и к поддержке только регионов "локомотивов роста". Данный подход оставляет "за бортом" подавляющее большинство регионов России, не дает им возможности использовать свои сильные стороны, в том числе и в инновационной сфере. Например, альтернативой создания ограниченного числа особых экономических зон могла бы стать при значительно меньших капитальных затратах более широкая государственная поддержка и предоставление преференций технопаркам и инновационно-технологическим центрам. Например, в Воронеже более 10 малых и средних инновационных предприятий объединились в технопарк "Калининский". При 660 работающих объем производства в 2005 году составил около 1 млрд. рублей, что значительно превышает по экономической эффективности работу крупных промышленных предприятий.

Мониторинг, проведенный в Воронежской области показал, что одним из основных факторов сдерживания инновационной деятельности является недостаток доступных инвестиционных ресурсов. Опыт реализации областной программы по поддержке инновационных проектов в сумме 10 млн. рублей показал, что на каждый рубль вложенных бюджетом средств было привлечено от 5 до 10 рублей внебюджетных инвестиций. Однако по проводимым на федеральном уровне конкурсам в рамках ФЦП и ведомственных программ в 50-90 случаях победителями становятся предприятия Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Как исключение в 2003 году Минпромнауки проводило конкурс региональных проектов, что нашло широкий отклик среди регионов, которые представили более 200 проектов. 6 проектов стали победителями от Воронежской области. Однако деньги по данному конкурсу так и не были выделены. Целесообразно было бы выделять определенные квоты для регионов при проведении конкурсов по федеральным целевым и ведомственным программам. Воронежская область, обладая значительным научно-техническим потенциалом, недостаточно использует его при внедрении имеющихся разработок в производство. В определенной степени, это определяется неурегулированностью прав на объекты интеллектуальной собственности. Отсутствует законодательное регулирование в области передачи прав на результаты НИОКР, созданными за счет средств федерального бюджета, исполнителям. Это должно обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения. [ Г. В. Щукин - заместитель руководителя главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации Воронежской области. Особенности создания региональной инновационной системы в Воронежской области]

Другим сдерживающим фактором в развитии инновационной деятельности является низкая стимулирующая роль федерального законодательства, в том числе и налогового. Необходимо предусмотреть налоговые льготы всем участникам инновационного процесса.

Развитие инновационной деятельности в регионах осуществляется спонтанно. В 53 регионах проводятся разнообразные мероприятия, в 22 частично разработана нормативно-правовая база. Необходимо в кратчайшие сроки выстроить систему координации региональной политики. Не разработаны методические рекомендации по развитию инновационной деятельности в регионах, Отсутствие четкой региональной политики в значительной степени сдерживает инновационные процессы в стране.

В связи с различиями в инновационной восприимчивости регионов, региональная политика должна предусматривать несколько вариантов развития, учитывающих специфику определенных групп регионов.

Таким образом, политика формирования региональных инновационных систем должна опираться на разработке региональных инновационных программ, которые должны учитывать специфику и инновационный потенциал данного конкретного региона, предусматривать его развитие и расширение инновационного потенциала и исключать дискриминацию тех регионов, которые не являются «локомотивами роста».

Концепция формирования региональных инновационных программ

1. Проведение анализа структуры промышленности региона.

2. Выявление ключевых компетенций региона по отраслям и показателям:

- число занятых в отрасли, в том числе количество человек, занимающихся исследованиями и разработками

- динамика развития отрасли

- внедрение инноваций в отрасли

- новые разработки в отрасли

3. наличие научной и технологической базы для развития отраслей региона:

- количество институтов в регионе

- численность научного персонала

- использование накопленных научных знаний в бизнесе: кооперация и интеграция науки и производства

- квалификация научных учреждений

4. Развитие системы поддерживающих инновационную деятельность институтов:

- создание технопарков

- создание научных парков

- создание региональных центров развития экономики и занятости

- финансирование системы за счет создания финансовых институтов и использования различных форм финансирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.