КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Итак, что касается Лондонского саммита G20Документы Лондонского саммита дают важную пищу для анализа складывающихся механизмов принятия решений. Одним из важных направлений реформирования мировой финансовой архитектуры становится формирование наднационального уровня регулирования и надзора. На примере того этапа процесса G20, который завершился Лондонским саммитом, можно видеть и новые складывающиеся форматы принятия решений, и влияние отдельных стран и групп стран в глобальных процессах дискуссий. Как показывают результаты международного исследования, сегодня экспертное сообщество не готово наделять мандатом доверия в качестве «архитекторов нового мира» ни один из существующих на сегодня глобальных наднациональных институтов. Например, к МВФ эксперты выдвигают следующие претензии: • несоблюдение баланса развитых и развивающихся стран; • неэффективность в расходовании средств; • закрытость в принятии решений; • недостаточность ресурсов для решения глобальных задач; • отставание от быстро меняющейся повестки дня; • устаревшая экономическая идеология. Формальное увеличение роли Китая, России, других государств в МВФ решит лишь часть проблем. Необходимо новое содержание работы данной организации и новые принципы эффективности. Планом действий по выходу из глобального финансового кризиса, принятым на Лондонском саммите, предусматривается создание нового международного органа – Совета по финансовой стабильности (СФС) с расширенным мандатом. Главными решениями Лондонского саммита новому органу отводится самое большое место в посткризисной глобальной финансовой архитектуре. СФС будет разрабатывать рекомендации и принципы, которые в дальнейшем могут быть положены в основу глобального финансового регулирования. Одновременно на СФС возлагаются функции контроля над эффективностью национальных финансовых секторов. СФС будет также активно проводить анализ факторов уязвимости глобальной финансовой системы и участвовать в проведении мероприятий по раннему предупреждению глобальных кризисов, а также мероприятий по урегулированию трансграничных кризисов. По совокупному мнению экспертного сообщества, у «западных» промышленных стран, особенно у США, которые пытаются постоянно владеть инициативой, все еще значительно больше возможностей для продвижения в мировом сообществе своих инициатив по переустройству финансовой системы, но баланс постепенно смещается в пользу развивающихся стран (в первую очередь, стран БРИК). Большие ожидания (равно как и большие опасения) сконцентрированы на Китае как возможном «реформаторе» мировой системы. Далее результаты составленного экспертами анализа рейтингов стран, которые предлагают наиболее интересные антикризисные решения в финансовой сфере (график). Угроза цивилизационного кризиса в ближайшее десятилетие определяется следующими дисбалансами: 1. Глобальный инвестиционный дисбаланс (глобальное перераспределение капитала от развивающихся стран – к развитым). 2. Глобальный политический дисбаланс (явно недостаточное представительство развивающегося мира в глобальных институтах, принимающих решения). Анализируя позиции развивающихся стран, выделились три вопроса, которые их волновали, но не попали в повестку дня «Группы двадцати»: 1. Будущая мировая валютная система. Формирование новой мировой резервной валюты. 2. Справедливость будущей мировой финансовой архитектуры. 3. Финансовая грамотность населения. Существуют две наиболее острые и актуальные проблемы, дискриминирующие развивающиеся страны: • неэффективность современной мировой валютной системы, основанной на долларе; • неадекватность инвестиционных рейтинговых оценок стран с развивающимися финансовыми рынками. Обе проблемы самым негативным образом влияют на перераспределение мирового капитала не в пользу развивающихся стран. По мнению большинства экспертов, на первом, краткосрочном этапе нас ожидает сохранение доминирующей роли доллара США. Затем, в среднесрочной перспективе, – постепенное усиление региональных валют и создание корзины резервных валют на базе евро, юаня и других. В конце концов, в весьма отдаленной перспективе, – создание единой мировой резервной валюты нового типа, не привязанной к какой-либо национальной валюте. Одним из наиболее ярких проявлений кризиса стало внутреннее противоречие, заложенное в валюте США. В ходе кризиса ярко проявилась дуалистичная природа доллара США, который одновременно является национальной валютой Соединенных Штатов и мировыми деньгами. По мнению экспертов, основные возможные варианты будущей глобальной валютной системы следующие: 1. Система, предполагающая создание единой мировой резервной валюты, в качестве которой выступают Специальные права заимствования. 2. Система, основанная на региональных валютах и региональных эмиссионных центрах. 3. Моновалютная система на основе доллара. 4. Двухвалютная система на основе доллара и евро. 5. Поливалютная система на основе относительно большого количества основных резервных валют. 6. Золотой стандарт. 7. Многотоварный стандарт. В трех вариантах архитектуры посткризисной глобальной валютной системы из семи, рассмотренных выше, возникает новая мировая резервная валюта. В настоящее время самым вероятным вариантом формирования мировой резервной валюты является система, основанная на Специальных правах заимствования МВФ. Вероятность реализации подавляющего большинства проектов введения единых региональных валют, наиболее популярных в экспертном сообществе, в реальности сегодня крайне невысока. Под многотоварным стандартом мы понимаем систему, основанную на единой мировой валюте, расчет курса которой по отношению к национальным валютам осуществляется исходя из достаточно широкого перечня общепризнанных цен товаров, лежащих в основе определения стоимости мировой валюты. Эффективность такого варианта формирования единой мировой валюты обусловлена следующими соображениями. • Единая мировая валюта должна быть свободна от национальных интересов, рисков и особенностей формирования курса валюты. • Единая мировая валюта должна быть надежной. В условиях резкого ослабления надежности национальных валют естественным «убежищем» инвесторов остается набор товаров. • Единая мировая валюта должна быть справедливой по отношению ко всем странам мира. В условиях рыночного хозяйства цены на основные товары являются заведомо более справедливыми, чем курсы ведущих национальных валют. • Единая мировая валюта должна реализовывать функции всеобщего эквивалента мировой торговли. Этот стандарт, как представляется, значительно более полно учитывает глобальные общественные потребности в тех функциях, которые заложены в этом варианте глобальной валютной системы. Сегодня большинству экономистов очевидно, что принятые на саммите в Лондоне решения являются лишь промежуточными – они устраняют наиболее сильные провалы современной глобальной финансовой системы, но не способствуют разрешению более фундаментальных противоречий, накопленных глобальной экономической системой, которые будут обостряться в ближайшие годы. Предложения России к саммиту G20 были названы мировыми экспертами в числе наиболее интересных. Когда мировым экспертам предложили составить рейтинг тех стран, которые предлагают наиболее интересные антикризисные решения в финансовой сфере, Россия оказалась в пятерке лидеров, вместе с Китаем, США, Францией и Великобританией. Это означает, что российские предложения, расходящиеся с основным направлением дискуссий G20, услышали и оценили. Предлагая решения, соответствующие интересам группы стран с развивающимися рынками в целом, Россия может стать, наряду с Китаем, одним из лидеров развивающегося мира, но только при условии, что она сможет говорить на одном языке с другими странами, в том числе развитыми, по всем вопросам повестки дня глобальных дискуссий. Глобальный мир предполагает глобальную справедливость, справедливость для всех. Только глобально справедливые решения могут быть эффективными в мировом масштабе. Иначе с такими решениями будут не согласны те, чьи интересы эти решения ущемляют. Сегодня эффективность мировой экономики и мирового финансового рынка в значительной мере служит интересам лишь «золотого миллиарда», в будущем она должна стать таковой для всех.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |