Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды адаптации




В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации.

Так, адаптация человека может подразделяться на биологическую (адаптация организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре. влажности, атмосферному давлению, холоду, жаре и др. физическим факторам, а также к изменениям в организме, например, заболеванию, дисфункции какого-либо органа; в целом процессы адаптации направлены на сохранение функций гомеостаза) и психологическую (приспособление человека как социального существа, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиям самого общества, а также с учетомличностью своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникающие условия - требования самого общества в процессе коммуникации).

По другой классификации выделяют следующие виды адаптации (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. Минск, 1998.):

-физиологическая (взаимодействие различных систем организма), например сенсорная адаптация - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Сенсорная адаптация может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темповая и световая адаптация). Она характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию.

Как вариант сенсорной адаптации выделяют адаптацию визуальную — приспособление чувствительности глаза к различным условиям освещения; дифференцируют адаптацию к темноте, сумраку, к нормальной иллюминации, которые могут происходить - длиться, в течение одной или нескольких минут или же в течение более длительного времени.

-биологическая - изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий;

-психологическая - приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний (например, повышение чувствительности глаза в темноте);

-социально-психологическая - приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе.

Под социальной адаптацией понимают I) постоянный процесс активного приспособления индивида к устойчивым или изменяющимся условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. 3) выработка стереотипов поведения в стандартной ситуации (решать проблемы без внутреннего дискомфорта).

Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей ихдостижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

Например, в педагогической практике большое значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать физическому и психическому развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.