Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особеиности дыхательного аппарата ребенка




Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно – смысловые единицы речи – синтагмы. Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество можно увеличить. Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое удлинение “цепочки” на одно слово в среднем должно отрабатываться в течение недели, но может быть и чаще. Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе. Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала. Необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки

 

 

8. Вклад Л.С. Выготского в изучение детской речи.

Существуют несколько ступеней развития мышления, но разные авторы в своих работах определяют их по-своему. Рассмотрим два варианта, один из которых принадлежит Ж. Пиаже, а второй - Л.С. Выготскому. Стоит для начала немного рассказать об обоих. Работы Пиаже являются одними из первых систематических исследований о детской речи. Он привнес неоценимый вклад в изучение этой проблемы. Л.С. Выготский, в свою очередь, рассмотрел мышление и речь ребенка по-новому, критикуя психологические концепции других, в том числе Пиаже. Выготский понимал огромное значение исследований Пиаже, однако говорил, что они не могут быть объективными, так как Пиаже рассматривал только факты и хотел избежать какой-либо теории. Итак, Пиаже писал, что сначала развивается внеречевое аутистическое мышление, затем эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, а последняя стадия - это социальная речь и логическое мышление. Выготский же предполагал, что социализированная речь- это первая ступень, вторая- это эгоцентрическая речь и третья- это внутренняя речь. Прежде всего, необходимо разъяснить, что такое эгоцентрическая речь. Эгоцентрическая речь - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка2. По мнению Пиаже, эгоцентрическая речь является прямым доказательством эгоцентрического мышления ребенка и говорит против социального происхождения его речи3. Однако Выготский не согласился с ним, и чтобы доказать свою точку зрения, видоизменил эксперимент, на основе которого Ж. Пиаже сделал свой вывод. Он организовал поведение ребенка в такой же естественной обстановке, как у Пиаже, но ввёл в нее целый ряд затрудняющих моментов. В опытах Выготского ребенок, поставленный, перед некоторой трудностью, например, обнаружив отсутствие необходимого ему цветного карандаша, дает взрыв эгоцентрической речи. Коэффициент ее стремительно возрастает, почти вдвое по сравнению с контрольными опытами по методу Пиаже. Это дает Выготскому основание полагать, что «затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь»4. Этот вывод прямо противоположен выводу Пиаже и говорит о том, что социализированная речь предшествует эгоцентрической. Далее Лев Семёнович говорит о детях школьного возраста. Школьник, обнаруживая некие затруднения, использует уже внутреннюю речь, то есть он сам все обдумывает и решает проблему. Затем, возникает вопрос об аутистическом мышлении. Является ли оно первоначальным, как утверждает Пиаже? Аутистическая мысль похожа на мечту, она никуда не направлена, а лишь стремится удовлетворить желание, следовательно, она индивидуальна. Пиаже утверждает, что это первая ступень, исходя из того, что мысль идет на службу непосредственному удовлетворению потребностей гораздо раньше, чем принуждает себя искать истину5. Выготский не согласился с Пиаже, он ставил аутистическое мышление после действенного, практического, основываясь на том, что все существа реагируют на действительность, но не все способны себе что-то вообразить, так как для этого необходимо обладать способностью к воспоминанию. Таким образом, по мнению Выготского мышление ребенка развивается от социального к индивидуальному. В данном исследовании, я изучила точки зрения Л.С. Выготского и Р.М. Фрумкиной на тему формирования детской речи, её развития, связи детской речи с мышлением. Эти авторы в свою очередь изучили исследования Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, В. Штерна, Ч. Дарвина, В. Элиасберга и многих других. Из всего представленного материала ясно, что фактов, наблюдений и исследований, касающихся детской речи накоплено огромное количество. Данную тему можно рассматривать со многих сторон, её изучают лингвисты, психологи, психолингвисты. Существует множество теорий, точек зрений, ведутся споры. Возникновение речи у ребёнка не определено однозначно. По одной теории, речь возникает на ассоциативной основе, таким образом, развитием речи является лишь количественное увеличение словаря. По мнению Штерна, ребёнок открывает общее понятие и первое слово является фундаментальным шагом в детском развитии. Теории Бюлера, Валлона и Коффки больше всех соответствуют фактам и противоречат теории Штерна. Однако во всех теориях допущена одна и та же ошибка о неизменности в возникновении и развитии детских слов. Формирование детской речи связано с формированием мышления. Пиаже писал, что сначала развивается внеречевое аутистическое мышление, затем эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, а последняя стадия - это социальная речь и логическое мышление. Выготский же предполагал, что социализированная речь- это первая ступень, вторая- это эгоцентрическая речь и третья- это внутренняя речь. Развитие речи происходит в три этапа: безъязычный, автономная детская речь и языковой. Однако не у всех детей возникновение, формирование и развитие речи происходит именно так.
11.Методы изучения детской речи.

Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли. Речь как и мышление, связана со всеми психическими процессами, но кроме того, выполняет в их отношении интегративную функцию, выходя за пределы мышления экспериментальное исследование речи направлено в основном на выявление связей, существующих между значением слов и их смысловым содержанием, для чего чаще всего используются методики ассоциативного эксперимента. Общим для всех видов ассоциативного эксперимента является то, что в качестве критерия оценки результатов используется время ассоциативной реакции и характер (смысловое содержание) этой реакции. Эти критерии позволяют изучить динамические особенности речемыслительных процессов и структуру так называемого ассоциативного поля субъекта. Время ассоциативной реакции отражает скорость протекания первичных нервных процессов, что чаще всего служит индикатором эмоционального состояния субъекта, позволяя выявить интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого. Цепной ассоциативный эксперимент. Измеряется общие объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени (чаще 1 мин.), опуская при этом длительность латентного периода формирования ассоциаций. Испытуемый должен за единицу времени произносить любые слова, не перечисляя их окружения. Определяется длина ассоциативного ряда, число и размер семантических гнезд, их средние размеры. Норма=19-21 слов в мин., 3-4 гнезда в одну минуту по 5-6 слов в гнезде. Свободный ассоциативный эксперимент. Впервые использован К.Г. Юнгом. Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. По характеру ассоциаций испытуемого, времени реакции, общему поведению можно судить о его установках, мотивах, эмоциональных сдвигах. Парный ассоциативный эксперимент (проба с лидером). Разновидность свободного ассоциативного эксперимента. Стимулы одновременно предъявляются двум испытуемым и они одновременно отвечают любыми словами, пришедшими им в голову. Позволяет установить лидера, у которого более короткое время ассоциаций и навязывание своих ассоциаций второму испытуемому. Направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемый в ответ на слово-стимул отвечает не любым пришедщим ему в голову словом-реакцией, а обязан подобрать слово в соответствии с инструкцией. То есть ассоциативная реакция направляется в определенное русло, обычно слово-реакцию нужно подобрать в виде синонима или же видового или родового понятия. Оценивает уровень речевого развития. Норма = 100 % правильных (т.е. адекватных инструкции) ответов. Методика семантического дифференциала. Ввел американский психоакустик Л.Соломон для определения эмоционального состояния говорящего по голосу. Эта методика количественного и качественного индексированного значения с помощью подобных двуполюсных шкал, задаваемых парой антономичных прилагательных. Для оценки выраженности используется шкала от -3 до +3. Испытуемым предъявляются с магнитофонной ленты высказывания нейтральные по содержанию, но произносимые с различными интонациями (радость, печаль, страх, тревога). Испытуемые должны в четырех бланках с вербальными шкалами оценить наличие или отсутствие каких-либо качеств, признаков данной речи, которые следует оценить баллами. 1. речедвигательное возбуждение (пассивный-активный, подавленный-приподнятый);

2. общая оценка качеств голоса (красивый-некрасивый, добрый-злой);

3. страх, тревога в голосе (испуганный-безбоязненный, настороженный-свободный);

4. гнев в голосе (гневный-спокойный, резкий-мягкий).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.