Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник межличностных отношений Шутца

Аффект

Контроль

Включенность

Интерпретация полученных результатов

Ниже приводится описание типичных тенденций поведения человека, соответствующих разным показателям значений по шкалам ОМО:

  • Низкие оценки по шкале Ie — человек чувствует себя некомфортно среди людей, скорее будет демонстрировать склонность их избегать.
  • Высокие оценки по шкале Ie — человек чувствует себя комфортно среди людей, будет иметь тенденцию искать их общества.
  • Низкие оценки по шкале Iw — человек демонстрирует тенденцию общаться с небольшим количеством людей.
  • Высокие оценки по шкале Iw — человек имеет сильную потребность в принадлежности к группе, стремится быть принятым людьми.
  • Низкие оценки по шкале Се — человек избегает принимать решения и брать на себя ответственность.
  • Высокие оценки по шкале Се — человек старается брать на себя ответственность, играть в коллективе ведущую роль.
  • Низкие оценки по шкале Cw — человек не принимает контроля над собой.
  • Высокие оценки по шкале Cw — человек демонстрирует потребность в зависимости, колеблется при принятии решений.
  • Низкие оценки по шкале Ае — человек очень осторожен при установлении близких, интимных отношений с людьми, избегает таких отношений.
  • Высокие оценки по шкале Ае — человек демонстрирует большую склонность устанавливать близкие, интимные отношения с людьми.
  • Низкие оценки по шкале Aw — человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми устанавливает глубокие эмоциональные отношения.
  • Высокие оценки по шкале Aw — человек испытывает большую потребность в том, чтобы другие люди устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

Чем больше оценки приближаются к крайним значениям диапазона, тем вероятнее ожидать от испытуемого описанного поведения (в общих чертах). Величина полученной оценки определяет степень применимости приведенных выше описаний:

  • при экстремально низких (0–1) и экстремально высоких (8–9) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям, и при этом иметь компульсивный характер*;
  • при низких (2–3) и высоких (6–7) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям;
  • при пограничных (4–5) оценках человек может демонстрировать обе описанные тенденции поведения.

Все оценки лучше интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений по конкретной выборке.

Для гармоничного взаимодействия человека с другими людьми необходимо равновесие в трех областях межличностных потребностей.

Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим. Два доминантных человека могут различаться в том, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный начальник отдела может с удовольствием подчиняться приказам руководителя (или жене), а лидер дворовой группы подростков — постоянно перечить своим родителям.

Опросник межличностных отношений широко используется в практике менеджеров по персоналу многих стран. Результаты тестирования применяется в следующих областях:

  • работа с кадровым резервом;
  • консультирование сотрудников по вопросам планирования и развития карьеры;
  • развитие лидерства;
  • разрешение (и профилактика) конфликтов;
  • формирование команд;
  • подбор персонала и др.

Полученная с помощью опросника межличностных отношений информация может помочь повысить удовлетворенность человека работой, увеличить результативность его деятельности. Лучше понимая свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникации, искать альтернативные методы достижения своих целей. Склонность работать автономно или непереносимость одиночества, подчиняться или активно принимать на себя ответственность — эти и другие особенности поведения человека, его взаимоотношений с коллегами очень важно учитывать при адаптации новых работников, при подборе рабочих групп, в профконсультировании.
______________
* Компульсивность — повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивость с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт. Человек чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. Эта форма поведения может быть обусловлена болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, вызывающей внутреннюю тревогу, дискомфорт. Компульсивные действия, поступки совершаются под влиянием непреодолимого побуждения. Сознательный контроль компульсивного поведения затруднен.

 

Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Опросный лист ОМО

Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________

Возраст ________ Дата обследования______________________________________

Дополнительные сведения _________________________________________________________

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

(1) Обычно (2) Часто (3) Иногда (4) По случаю (5) Редко (6) Никогда

 

  1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  3. Становлюсь членом различных групп.
  4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.
  5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
  8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
  10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  11. Стараюсь быть среди людей.
  12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
  13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
  14. Легко подчиняюсь другим.
  15. Стараюсь избегать одиночества.
  16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

 

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.

Относиться к:

(1) Большинству людей (4) Нескольким людям
(2) Многим (5) Одному двум людям
(3) Некоторым людям (6) Никому

 

  17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
  18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.
  20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
  21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
  22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
  24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  25. С другими веду себя холодно и безразлично.
  26. Легко подчиняюсь другим.
  27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

 

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.

Относиться к:

(1) Большинству людей (4) Нескольким людям
(2) Многим (5) Одному двум людям
(3) Некоторым людям (6) Никому

 

  28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
  29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
  31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
  34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
  36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
  37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
  38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
  39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
  40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.

(1) Обычно (4) Случайно
(2) Часто (5) Редко
(3) Иногда (6) Никогда

 

  41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
  42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
  43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
  45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
  47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
  48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
  51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
  52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
  53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
  54. В обществе руковожу ходом событий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шкалы опросника | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.