Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросный лист ОМО 1 страница




Ключи для обработки шкал опросника

межличностных отношений (ОМО)

Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в один балл, при несовпадении – 0 баллов.

 

Iw Cw Aw
1. 1,2,3,4 2. 1,2,3,4,5 4. 1, 2
3. 1, 2, 3, 4, 5 6.1,2,3 8. 1, 2
5. 1, 2, 3, 4, 5 10. 1, 2, 3, 12. 1
7. 1,2,3 14. 1,2,3 17. 1,2,3
9.1,2,3 18.1,2,3,4 19. 3,4,5,6
11. 1, 2 20. 1, 2, 3, 4 21. 1
13.1 22. 1, 2, 3, 4 23. 1
15. 1 24. 2 25. 3, 4, 5, 6
16.1 26. 2 27. 1
Iw Cw Aw
28. 2 30. 2,3,4 29. 1
31. 2 33. 2,3,4,5 32. 1,2
34. 2 36. 2,3 35. 5,6
37.1 41. 2,3,4,5 38. 1,2,3
39.1 44. 2,3,4 40. 5, 6
42. 2,3 47. 2345 43. 1
45. 2,3 50. 2 46. 4, 5, 6
48. 2,3,4 53. 1, 2, 3, 4 49. 1
51. 1,2,3 54. 1, 2, 3 52. 5,6.

 

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:

а) включением

Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;

Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;

Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;

б) контроль.

Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

Cw – низкое – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

Cw – высокое – отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

в) аффект.

Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

Aw – низкое – означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw – высокое – типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер. 2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.

 

Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________

Возраст ________ Дата обследования______________________________________

Дополнительные сведения _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

 

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

(1) Обычно (2) Часто (3) Иногда (4) По случаю (5) Редко (6) Никогда

 

  1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  3. Становлюсь членом различных групп.
  4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп.
  5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
  8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
  9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
  10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  11. Стараюсь быть среди людей.
  12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
  13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
  14. Легко подчиняюсь другим.
  15. Стараюсь избегать одиночества.
  16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.

Относится к:

(1) Большинству людей (4) Нескольким людям
(2) Многим (5) Одному двум людям
(3) Некоторым людям (6) Никому

 

  17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
  18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
  19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.
  20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
  21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
  22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
  24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  25. С другими веду себя холодно и безразлично.
  26. Легко подчиняюсь другим.
  27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.

Относится к:

(1) Большинству людей (4) Нескольким людям  
(2) Многим (5) Одному двум людям  
(3) Некоторым людям (6) Никому  
  28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
  29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
  31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
  34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
  36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
  37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
  38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.
  39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.
  40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
       

 

 

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов. (1) Обычно (2) Часто (3) Иногда (4) Случайно (5) Редко (6) Никогда

  41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
  42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
  43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
  45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
  46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
  47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
  48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
  51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
  52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
  53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
  54. В обществе руковожу ходом событий.

 

 


Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (ОМО)

Слева приводятся пункты шкал, справа – номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом – он оценивается в один балл, при несовпадении – 0 баллов.

 

I e C w A e
1. 1,2,3,4 2. 1,2,3,4,5 4. 1, 2
3. 1, 2, 3, 4, 5 6.1,2,3 8. 1, 2
5. 1, 2, 3, 4, 5 10. 1, 2, 3, 12. 1
7. 1,2,3 14. 1,2,3 17. 1,2,3
9.1,2,3 18.1,2,3,4 19. 3,4,5,6
11. 1, 2 20. 1, 2, 3, 4 21. 1
13.1 22. 1, 2, 3, 4 23. 1
15. 1 24. 2 25. 3, 4, 5, 6
16.1 26. 2 27. 1
I w C e A w
28. 2 30. 2,3,4 29. 1
31. 2 33. 2,3,4,5 32. 1,2
34. 2 36. 2,3 35. 5,6
37.1 41. 2,3,4,5 38. 1,2,3
39.1 44. 2,3,4 40. 5, 6
42. 2,3 47. 2345 43. 1
45. 2,3 50. 2 46. 4, 5, 6
48. 2,3,4 53. 1, 2, 3, 4 49. 1
51. 1,2,3 54. 1, 2, 3 52. 5,6.

 

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:

а) включением

Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;

Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;

Iw – низкое – предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей;

Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним;

б) контроль.

Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;

Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;

Cw – низкое – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;

Cw – высокое – отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений;

в) аффект.

Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;

Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения;

Aw – низкое – означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;

Aw – высокое – типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний: 0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведение будет иметь компульсивный характер. 2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении. 4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удобно интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответствующей популяции.

 


 

Когда в жизни нет любви, в ней нет и жизни. (Подводный)

Опросник межличностных отношений (ОМО) (описание более пожробное)


Значение межличностных отношений, их "качества" и содержания сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни. В зрелом возрасте, когда человек становится полноправным и сознательным хозяином своего жизненного пути, когда он сам в большей или меньшей степени способен выбирать людей составляющих его непосредственное окружение, субъективная значимость взаимоотношений с окружающими ничуть не снижается. Благополучие и возможность личностного роста взрослого человека в не меньшей степени, чем у только формирующейся личности, зависят от качества межличностных отношений, в которые он включен и которые способен "выстраивать". Не случайно, что удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворенность своей позицией в этих отношениях - важнейший критерий социальной адаптации.

Д. Майерс (1993) приводит данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что большинство взрослых людей на вопрос: "Что вам необходимо для счастья?" в первую очередь называют приносящие удовлетворение теплые отношения с близкими и друзьями. Из 800 выпускников американских колледжей, опрошенных психологами, те, кто предпочитал высокий уровень материального благополучия и профессиональный успех тесной дружбе или браку (т.е. те, кто исповедовал ценности "яппи" – молодых хорошо обеспеченных американцев), в два раза чаще были склонны чувствовать себя несчастными и неудовлетворенными собственной жизнью. В этой связи можно также вспомнить известные строки из письма Ж. Санд Флоберу: "Не все ли равно, что у тебя 100 тысяч врагов, вполне можно быть счастливой, раз тебя любят 2-3 дорогих и любимых тобой человека". Тесные и удовлетворяющие человека связи с друзьями, родными или членство в сплоченных группировках (общественных, религиозных и т.п.) способствует улучшению не только психологического, но и физического здоровья.

Столь высокая значимость межличностных отношений для каждого конкретного человека базируется на том, что контакты и благоприятные отношения с другими людьми выступают необходимым средством, способом удовлетворения важнейших, фундаментальных потребностей личности: например, потребности в самоидентичности и самоценности, реализация которых невозможна без подтверждения его бытия, осознания своей определенности, своего "Я" - здесь и теперь. Необходимыми условиями такого "подтверждения" являются внимание интерес, принятие человека другими - особенно близкими, значимыми - людьми. Стало уже хрестоматийным выражение У. Джеймса о том, что существование человека в обществе, где на него не обращают внимания, где не проявляют к нему никакого интереса, является "дьявольским наказанием". Действительно, длительное существование в системе "не-подтверждающих" отношений приводит к различного рода деформациям личности.

Выделяют ряд жизненно важных потребностей, удовлетворение которых невозможно вне контактов, вне со-бытия с другими людьми:

• Кроме названной потребности в "подтверждении" можно выделить
• потребность в принадлежности (потребность быть включенным в различные группы и общности),
• потребность в привязанности и любви (любить и быть любимым),
• в сочувствии,
• в самоуважении (в престиже, статусе, признании),
• в "контроле" над окружающими,
• в чувстве индивидуальности и одновременно, в системе убеждений и взглядов, придающих смысл жизни, и т.п.

Человек осознанно или неосознанно ориентируется на то, чтобы характеристики, которые несут в себе другие, соответствовали системе его мотивов. От того, в какой мере и каким образом удовлетворяются эти потребности, в значительной степени зависит и общая жизненная позиция человека характер его активности, и уровень социальной зрелости, и возможности реализации его потенциальных способностей. Поэтому другие люди и отношения с ними и к ним приобретают личностный смысл, а стремление установить и поддержать удовлетворяющие личность отношения становится жизненной ценностью.

Субъективно удовлетворяют человека и создают предпосылки для адекватного и полноценного удовлетворения названных потребностей подтверждающие, глубоко нравственные отношения, которые строятся и, основе "безоговорочного позитивного внимания" (К. Роджерс, 1994), взаимного уважения, доброжелательности, понимания, любви, если от насыщены положительными переживаниями. Уместно вспомнить так называемое "золотое правило нравственности" - общечеловеческий принцип поведения цивилизованных народов: "Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними". Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, отношение к людям "возвращается" к личности не только в виде конкретных отношений, но и виде качественно нового "пространства", в тором далее личность живет. Это "пространство" может стать ареной развития или падения, принося человеку либо удовлетворение, либо отсекая возможности дальнейшего роста и самореализации.

Связи с другими людьми, в которые в процессе своей жизнедеятельности включается человек, отличаются бесконечным разнообразием. Г.М. Андреева говорит о том, что чувства, рождающиеся у людей по отношению друг к другу, можно разделить на две группы: "конъюнктивные" (предполагающие расположение, сближение, готовность к сотрудничеству) и "дизъюнктивные" (разъединяющие, не способствующие совместной деятельности и общению) (2001).

"Почему люди нравятся друг другу?" или "Почему тебе симпатичен этот человек?" можно услышать перечисление разнообразных положительных качеств (доброта, смелость и т.п.). Однако, зависимость меж наличием у человека положительно оцениваемых качеств и отношением к нему, с другой, более сложна. Привлекательность (аттракция), предпочтительное отношение к человеку зависит не только и не столько от свойств партнера, сколько от потребностей и желании самого человека, от того, насколько, по его мнению, партнер способен удовлетворить эти потребности. Так, например, аттракция может;быть как в том случае, когда человек получает от другого положительные подкрепления (понимание, заботу и др.), так и в том случае, когда он сам является источником положительных подкреплений для партнера, создавая, например, у него чувство "защищенности" и при этом подтверждая собственную "Я-концепцию" ("Я сильный, надежны успешный").

При всей сложности каждого конкретного случая основой избирательности чувств человека но о ношению к окружающим может являться его субъективная оценка другого как "своего" и "чужого". Симпатия, предпочтение, аттракция с большой вероятностью возникают по отношению к тем людям, которых человек ассоциирует (зачастую смутно, неосознанно) с чем-то "своим", близким. Неслучайно, что товарищеские, дружеские, любовные взаимоотношения нередко возникают как следствие личных контактов в пределах лиц "одного круга" (одно сословие, род деятельности, возраст, вероисповедание и т.п.).
Сходство личностных особенностей также обычно приводит к аттракции, причем особенно сильное воздействие в этом смысле оказывает сходство установок и представлений. Сходство индивидуальных свойств (общительность, социальная активность, уровень интеллекта и т.п.) также способствует установлению позитивных межличностных отношений, особенно на начальных этапах знакомства. Существуют также данные о том, что для поддержания установившихся положительных отношений (когда сформировано чувство "мы") большее значение приобретает не столько сходство, сколько комплиментарность, дополнительность личностных характеристик партнеров, которое способствует их уравновешенному участию во взаимодействии, создает предпосылки к тому, чтобы потребности одного удовлетворялись также, как и потребности другого.

Субъективное оценка партнера как "чужого", "чуждого", просто непохожего в том или отношении (которая также может быть осознаваемой и неосознанной) чаще всего сопровождается переживанием негативных чувств и ведет к отдалению, неприятию, отвержению. Хотя бывают и противоположные случаи: в другом привлекает его отличие, "особость" (во внешности, образе мыслей и т.п.), которая вызывает у человека интенсивное желание превратить его из "он" ("она") в "ты", включить его в свое "мы". Существует немало жизненных примеров того, что любовь и дружба часто возникают именно так.

Для формирования аттракции важно также и то, какое отношение демонстрирует партнер: во всех случаях проявления с его стороны интереса, симпатии, восхищения он с большой вероятностью вызовет ответные позитивные чувства (не случайно в повседневной жизни зачастую говорят: "Нам нравятся те, кому мы нравимся").
На возникновение и развитие позитивных межличностных отношений влияют и некоторые объективные факторы: физическая близость (например, соседство), частота и интенсивность контактов, которые также способствуют формированию определенной общности, возникновению чувства "свои".

Отношения личности к другим людям могут быть дифференцированы также на основе их субъективной значимости. В этом смысле можно говорить о значимых и незначимых межличностных отношениях. Значимые отношения складываются и развиваются со значимыми для человека другими людьми. Значимые другие - это то ограниченное число людей, с которыми человек близко знаком, от которых зависит подтверждение его Я-концепции, под влиянием которых совершаются жизненно значимые события, изменяются отношения к самому себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, изменяется характер человека.

Еще одним критерием для классификации является степень взаимности межличностных отношений. Отношения могут быть симметричными: взаимно позитивными, взаимно отвергающими или взаимно индифферентными. Отношения могут быть асимметричными, когда их знак и модальность у партнеров не совпадают (односторонне позитивные, односторонне негативные, противоположные и т.п.). Симметричность - несимметричность межличностных отношений может иметь место и в плане влияния партнеров друг на друга. В одних случае можно говорить об относительном равенстве их взаимовлиянии, равенстве "вкладов" в общение, в других случаях влияние одного из партнеров может быть большим, именно он определяет и контролирует процессы взаимодействия, пробуждая в партнере желаемые чувства, мысли, действия.

Эмпирические исследования межличностных отношений в семье Е. Шефера(1968), Т. Хастона (1978), Л.С. Бенджамина (1974) и других, дают основания выделить ось "любовь-ненависть" в качестве универсального и важнейшего измерения взаимоотношений супругов, а также родителей и детей. В работах Е. Шефера, кроме того, называется еще один параметр - "свобода-зависимость". Аналогичные измерения отношений -"привязанность-автономность" и "доброжелательность-враждебность" - выделены при эмпирическом изучении социальных ориентаций. Ряд исследователей (Е. Богардус, А. Моль, Д. Фелдес) подчеркивают, что важнейшей характеристикой межличностных отношений выступает психологическая дистанция между партнерами. Они выделяют такое их измерение, как "близость-отдаленность". Согласно исследованиям 3. Рубина (1970), основными параметрами отношений между близкими людьми выступают "любовь", определяющаяся степенью привязанности, заботы, интимности отношений, и "симпатия", определяющаяся степенью уважения, восхищения, воспринимаемого сходства с партнером. В работах М. Виша (1976, 1977), посвященных проблемам измерения межличностных связей, выделяются уже три основных измерения: "интимность - формальность", "кооперация - конкуренция", "равенство - неравенство".

Отечественные психологи А.А. Кроник и Е.А. Кроник (2002, др.) обосновывают существование трех биполярных шкал, при помощи которых можно описать любые типы отношений со значимыми другими: "валентность" (позитивность - нейтральность - негативность отношений), "позиция" (сверху, снизу, на равных) и "дистанция" (близкая, далекая).

В.А. Лабунская на основе проведенного анализа работ зарубежных и отечественных психологов приходит к выводу, что, несмотря на различия в обозначении осей, параметров измерения отношении, и пользуемых разными авторами, существует значительное сходство их содержании. Можно говорить о трех основных координатах межличностных отношений, каждая из которых имеет негативный и позитивный полюс: "степень аффилиации" (притяжение, любовь - отталкивание, ненависть), "доминирование-подчинение" и "включенность-отсутствие".

Еще В.Н. Мясищев подчеркивал, что действительные отношения людей друг к другу и формы их обращения могут быть относительно независимы; в одних случаях (в условиях "свободного взаимодействия") они находятся в соответствии, в других случаях -формы обращения более или менее сильно расходятся с реальными отношениями. В частности, он писал: "В характере взаимодействия сказываются отношения - это понятно, но этот характер зависит не только от отношений, а и от внешних обстоятельств и положения взаимодействующих" (1995, с. 216]. Несовпадение эмоционально-ценностных и поведенческих параметров возможно также в случае метакомплиментарных отношений, когда один человек с большей или меньшей степенью осознанности использует некоторые "маневры", заставляя другого вести себя по отношению к нему таким образом, который не соответствует истинным чувствам партнера. Например, если человек начинает демонстрировать зависимость и беспомощность, то вынуждает другого встать по отношению к себе в комплиментарную позицию, которая может противоречить действительно переживаемой позиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.