Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и подсознание




Внутреннее освобождение

Вдохновение

Вдохновение — специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накоп­ленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственное включение его в творчество, обостренная виртуозность в чувст­вовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества. Символом поэзии и вдохнове-

ния с древнейших времен служит крылатый конь Пегас. Вдохновение де­лает творческий процесс особенно плодотворным.

Внутреннее освобождение — элемент психологического механизма творчества, разрешающий потребность творческой индивидуальности в публичной исповеди или проповеди; ощущение желания поделиться с близким человеком глубоким переживанием, ярким впечатлением, суще­ственной мыслью. Потребность во внутреннем освобождении, возникаю­щую в процессе творчества, выразительно описывает Данте: «Глаза мои изо дня в день проливали слезы и так утомились, что следовало бы осла­бить силу моих страданий и сложить слова, исполненные печали. И я ре­шился написать канцону, в которой, жалуясь, скажу о той, оплакивая кото­рую я истерзал душу. И я начал канцону «Сердечной скорби» (Данте. 1968. С. 41).

Благодаря памяти, воображению, ассоциациям, вдохновению, внутрен­нему освобождению в творческом сознании появляется множество образов, обстоятельств, ситуаций. Эстетический вкус помогает из бесчисленных ва­риантов отобрать лучшие. Творческий процесс — эстетическая селекция, он нацелен на читателя, на передачу ему определенной художественной инфор­мации и формирование системы его ценностных ориентаций.

6. Сознание и подсознание — компоненты творческого процесса со­здания произведения. Важная роль подсознания в художественном мыш­лении приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического, боговдохновенного, вакхиче­ского состояния. Для Гомера рапсод — певец, озаряемый свыше, а Пиндар называл поэта пророком муз.

Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. Шеллинг писал: «...художник непроизвольно и да­же вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творче­ства... Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хо­чет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представ­ляется и положение художника... на него действует сила, которая прово­дит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих не­исповедимой глубиной» (Шеллинг. 1936. С. 380). Процесс рождения сти­хов, по словам Гете, выглядит так: «Заранее я не имел о них никакого представления и никакого предчувствия, но они сразу овладевали мною и требовали немедленного воплощения, так что я должен был тут же на ме­сте, непроизвольно, как лунатик, их записывать» (Эккерман. 1934. С. 809).

В ХХ в. бессознательное в творческом процессе привлекло к себе вни­мание 3. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творче­ская личность был превращен психоаналитиками в объект наблюдения и

самонаблюдения критики. Художник, по мнению фрейдистов — лич­ность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неосуществимых потребностей и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания — побудительные стимулы фантазии.

Американский психолог Беррон обследовал с помощью тестов группу писателей и при­шел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89 %). В контрольной группе, где были люди, далекие от художественного творчества, обладаю­щих развитой интуицией оказалось в три с половиной раза меньше (25 %) (См.: Barren. 1968).

В творческом процессе взаимодействуют подсознание, сознание и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просвети­тельские наклонности, природный дар и приобретенный навык. Шиллер писал: «Бессозна­тельное в соединении с рассудком и делает поэта-художника» (Шиллер. 1957. С. 560).

Акт творчества сознателен, но в нем много и иррационального. Роза­нов пишет: «Человек в цельности своей природы есть существо иррацио­нальное; поэтому как полное его объяснение недоступно для разума, так недостижимо для него — его удовлетворение. Как бы ни была упорна ра­бота мысли, она никогда не покроет всей действительности, будет отве­чать мнимому человеку, а не действительному. В человеке скрыт акт твор­чества, и он-то именно привнес в него жизнь, наградил его страданиями и радостями, ни понять, ни переделать которых не дано разуму» (Розанов. 1990. С. 71).

Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художе­ственной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в твор­ческом мышлении и организует весь опыт художника вокруг этого света. «Светлое пятно» обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль худож­ника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его до совершенного. Сознание помогает художнику провести критический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства.

Особенно важна роль сознания при создании крупномасштабных про­изведений. Миниатюру можно исполнить и по наитию, крупное же произ­ведение нуждается в серьезном обдумывании. Лев Толстой писал по пово­ду «Войны и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуж­ден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми бу­дущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000 — ужасно трудно» (Толстой Л.Н. 1958. С. 261—262).

Значение сознательного начала при работе над «Братьями Карамазо­выми» подчеркивал и Достоевский: «Теперь же подводится итог тому что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось» (Достоевский. 1959. С. 198—199).

Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в твор­ческом процессе огромное число вариантов образов, ситуаций, мысли­тельных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство за­ставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Французский математик А. Пуанкаре подчеркивал, что отличительное свойство математического ума нужно искать не в логике, а в эстетике (См.: Пуанкаре. 1909. С. 24). Об этом же говорит современный американский математик С. Пейперт (Papert. 1978. Р. 105—119).

Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда пра­вильны, так как в подсознании нет логических критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного из подсознания материа­ла. Рожденный подсознанием, отобранный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется ра­зумом, обрабатывается (домысливается, обосновывается, связывается с культурным фондом и обогащается им). Таким образом, сначала эстети­ческое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне со­знания) производят «естественный отбор» из множества идей и образов. «Выживают» (= поступают в дальнейшую обработку в творческом про­цессе) лишь самые прекрасные и истинные. Переход от подсознания к со­знанию связан с огромным творческим приращением. Логически выве­ренные разумом идея или образ углубляются и получают свою завершен­ность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.