Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доминирующие и вспомогательные функции шестнадцати типов 6 страница




В 1960‑е годы произошло множество событий, оказавших сильное влияние на судьбу ИТМБ. В 1962 году Изабель опубликовала руководство по ИТМБ – первый официальный документ, связанный с ним. В том же году она была приглашена на переговоры в Американскую психологическую ассоциацию – серьёзный прорыв в её борьбе за признание в психологических кругах. Последующие годы ознаменовались несколькими исследованиями, связанными с ИТМБ и посвящёнными самым разным предметам – от проектов общежитий до личных особенностей в обучении.

В 1969 году Изабель познакомилась с Мэри Мак‑Колли, психологом‑клиницистом, возглавлявшей медицинский центр при Флоридском университете в Гейнсвилле. Они вдвоём организовали в университете типологическую лабораторию, которая стала впоследствии центром всех исследований и информации, связанных с ИТМБ. Лаборатория росла и развивалась и в 1972 году была преобразована в Центр применения психологического типа (ЦППТ), который по сей день остаётся главным учреждением по типологическим исследованиям. Создание такого центра было оправдано растущим интересом к типологии. В 1975 году, когда ИТМБ ещё считался лишь простым инструментом с ограниченным исследовательским потенциалом, под эгидой ЦППТ была организована первая конференция по типоведению, которая впоследствии стала проводиться каждые два года. Первую конференцию посетило менее сотни людей; через десять лет на шестую Международную конференцию в Эванстоне, штат Иллинойс, пришло более восьмисот человек. Посудите сами, насколько вырос интерес к типоведению за эти десять лет.

В 1975 году Consulting Psychologists Press опубликовала индикатор типов Майерс‑Бриггс, и ИТМБ стал доступен более широкому кругу профессионалов. На конференции ЦППТ в 1979 году была учреждена Ассоциация психологических типов (АПТ). Это организация единомышленников, открытая для всех, кто заинтересован в типологии. В числе задач АПТ – развитие и поддержание профессионального стандарта применения ИТМБ и поощрение многообразия в разных типологических школах. Один из самых популярных подходов к этой науке – теория темпераментов Дэвида Кейрси и Мэрилин Бейтс, написавших книгу «Пожалуйста, поймите меня». Хотя подход бихейвиориста и психолога‑клинициста Кейрси значительно отличается от подхода Юнга и Майерс‑Бриггс, он содержит весьма интересные и полезные открытия. Но сама по себе теория Кейрси, содержащая лишь четыре типа, кажется нам более ограниченной, чем ИТМБ. Однако вместе они дают нам более точную и подробную перспективу типологических различий, чем каждый из них по отдельности.

К середине 1980‑х годов растущий интерес к теории типов – и Юнгу – в сочетании с естественной склонностью людей к классификации друг друга породил чрезвычайно плодородную почву для развития типоведения. В настоящее время уже несколько миллионов американцев прошли тест ИТМБ; точные цифры нам неизвестны из‑за отсутствия централизированной информации. Кроме того, ИТМБ был переведён на японский, испанский и французский языки, а сейчас переводится ещё и на немецкий. Что касается Ассоциации психологических типов, она стала международной организацией.

 

 

Приложение 2. Доминирующая и вспомогательная функции. Сложная натура интроверта

 

Изначально мы вели речь о четырех буквах, определяющих то, как человек предпочитает воспринимать жизнь и человеческие отношения. Сочетание этих четырех букв даёт нам «тип личности» и помогает лучше понять особенности человека.

Существует другая концепция, выходящая за рамки четырехбуквенного типа, которая была разработана К. Г. Юнгом и усовершенствована Изабель Бриггс‑Майерс. Эта концепция сфокусирована лишь на двух функциях нашей личности: функции сбора информации (сенсорика или интуиция) и функции принятия решений (логика или этика). В нашем четырехбуквенном коде эти функции представлены второй и третьей буквой соответственно (например, E NF P).

Согласно теории Юнга, по мере роста и развития человека одна из этих функций начинает преобладать. Это наиболее надёжная, управляемая, послушная и предсказуемая функция человеческой личности. Это та функция, которая (по возможности) определяет поведение человека. Она называется «доминирующей функцией». Изабель Бриггс‑Майерс назвала её «главнокомандующим» личности. Проще говоря, она – самая главная.

Другая функция называется «вспомогательной функцией». Это вторая по важности функция, которая иногда пытается занять первое место, но чаще довольствуется ролью дополнения. Вспомогательная функция оказывает помощь и поддержку доминирующей. Изабель Майерс назвала эту функцию «верным адъютантом».

С помощью доминирующей функции экстраверты фокусируют свою жизненную энергию и деятельность. В случае экстраверта мы получаем ровно то, что видим. Его внешняя сторона является честным отражением внутренней. Экстраверты‑этики навязывают своего «главнокомандующего» – этику – всему окружающему миру и делают это ради всеобщего блага. (Большинство священнослужителей принадлежат к экстравертно‑этическим типам, ведь для них так естественно навязывать свою систему ценностей пастве и обществу.) Экстраверты‑логики, напротив, навязывают окружающему миру свою логику: они любят приводить в порядок и организовывать все, что находится в пределах досягаемости, поэтому они – лучшие «управленцы» мира.

Энергия и внимание интровертов, наоборот, направлены вовнутрь, потому что именно там обитает доминирующая функция их личности. Следовательно, вы сможете увидеть «главнокомандующего» личности интроверта только в том случае, если у вас назначена с ним встреча – то есть если интроверт вам доверяет. И даже в таком случае скорее вы будете «впущены внутрь», нежели интроверт «выйдет наружу». В результате интроверты держат связь с окружающим миром посредством своей вспомогательной функции, и, следовательно, решение всех внешних вопросов требует окончательного утверждения функцией сбора информации или принятия решений, которая является доминирующей.

Интроверты не только находятся в нашем обществе в невыгодном положении – на одного интроверта приходится трое экстравертов, – они также наделены более сложным механизмом психики, потому что их энергия и внимание сосредоточены на внутреннем мире.

Работая с типоведением, важно понять, что экстраверты с большей лёгкостью выражают свои предпочтения, а интровертов понять значительно сложнее. Более того, когда интроверт «экстравертируется», впоследствии он всегда тщательно обдумывает и анализирует свои (уже совершённые) действия. Это означает, к примеру, что «окончательное» решение, высказанное интровертом, может ещё измениться после раздумий и размышлений. Аналогично кажущаяся «уступчивость» интроверта может оказаться лишь мнимой, стоит ему на какое‑то время уйти в себя и обдумать поставленный вопрос.

С точки зрения экстравертов, внешний мир – это позитивный и радостный источник энергии, поэтому они обычно без колебаний используют свои самые сильные стороны именно там, сохраняя внутри то, что «похуже».

У интровертов все наоборот. Они предпочитают доверять собственному внутреннему миру – который для них так же хорош, как внешний для экстравертов, – поэтому их самые сильные стороны (доминирующая функция) направлены вовнутрь. Внешний мир утомителен, но от него никуда не деться: всем нам приходится ежедневно с ним сталкиваться, но для интроверта он не более чем неизбежное зло. Соответственно в том мире, который менее приятен и привлекателен, интроверт предпочитает использовать то, что «похуже», то есть вспомогательную функцию. Точка зрения интроверта на этот вопрос может быть выражена слегка видоизменённым рекламным слоганом: «Мы не так сильно вас любим, чтобы подарить вам самое лучшее».

Итак, экстраверты делятся с внешним миром своей главнейшей и сильнейшей – доминирующей – функцией. А интроверты делятся с внешним миром лишь вспомогательной функцией – второй по счёту.

 

 

Ниже описаны доминирующие и вспомогательные функции каждого типа:

ISTJ

– Доминирующая функция – интровертная сенсорика: факты и практическая деятельность.

– Вспомогательная функция – экстравертная логика: объективные решения и схемы.

ISFJ

– Доминирующая функция – интровертная сенсорика: факты и практическая деятельность.

– Вспомогательная функция – экстравертная этика: решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

INFJ

– Доминирующая функция – интровертная интуиция: вдохновение и возможности.

– Вспомогательная функция – экстравертная этика: решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

INTJ

– Доминирующая функция – интровертная интуиция: вдохновение и возможности.

– Вспомогательная функция – экстравертная логика: объективные решения исхемы.

ISTP

– Доминирующая функция – интровертная логика: объективные решения.

– Вспомогательная функция – экстравертная сенсорика: фактические и практические наблюдения.

ISFP

– Доминирующая функция – интровертная этика: решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – экстравертная сенсорика: фактические и практические наблюдения.

INFP

– Доминирующая функция – интровертная этика: решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – экстравертная интуиция: возможности и абстрактные наблюдения.

INTP

– Доминирующая функция – интровертная логика: объективные решения.

– Вспомогательная функция – экстравертная интуиция: возможности и абстрактные наблюдения.

ESTP

– Доминирующая функция – экстравертная сенсорика: детальное восприятие фактов.

– Вспомогательная функция – интровертная логика: объективные решения.

ESFP

– Доминирующая функция – экстравертная сенсорика: детальное восприятие фактов.

– Вспомогательная функция – интровертная этика: решения, основанные на межличностных отношениях.

ENFP

– Доминирующая функция – экстравертная интуиция: возможности и абстрактные наблюдения.

– Вспомогательная функция – интровертная этика: решения, основанные на межличностных отношениях.

ENTP

– Доминирующая функция – экстравертная интуиция: возможности и абстрактные наблюдения.

– Вспомогательная функция – интровертная логика: объективные решения.

ESTJ

– Доминирующая функция – экстравертная логика: объективные решения и схемы.

– Вспомогательная функция – интровертная сенсорика: факты и практическая деятельность.

ESFJ

– Доминирующая функция – экстравертная этика: решения, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – интровертная сенсорика: факты и практическая деятельность.

ENFJ

– Доминирующая функция – экстравертная этика: решения, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – интровертная интуиция: вдохновение и возможности.

ENTJ

– Доминирующая функция – экстравертная логика: объективные решения и схемы.

– Вспомогательная функция – интровертная интуиция: вдохновение и возможности.

 


[1] Юнг выдвинул эти гипотезы в своей работе «Психологические типы» (изд. Harcourt Brace), впервые изданной на английском языке в 1923 году.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.