Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудные (или стрессовые) ситуации




Стрессовая ситуацияэто ситуация, которая становится для человека, причиной стресса или тревоги:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации сексуального контакта;

5) ситуации интимности и теплоты в общении;

6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7) ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений.

Восприятие — это про­цесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации.

Правила управления восприятием:

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникнуть трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждо­го. К этому образу и будут обращены коммуникативные по­слания.

 

Влияние психологических особенностей участников общения на процесс коммуникации:

- Влияние самооценки;

-Проецирование;

-Эффект ореола (тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера).

- Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа фор­мирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса.

Социальный стереотип — устойчи­вое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное предста­вителям той или иной группы.

 

Неудачи и провалы в межличностной коммуни­кации часто случаются потому, что:

во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга;

во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

 

Понятие коммуникативного стиля обо­значает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному че­ловеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодей­ствии с другими людьми.

Таким образом,коммуникативный стиль – это, в первую очередь, индивидуаль­ные различия в поведении людей, которые выражаются в устойчивости дан­ного способа поведения; акцент делается на внешние формы пове­дения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации — важные характеристики коммуникативной компетентности.

Известный австрийский психолог А. Адлер ввел в психологию понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида.

Три неизбежные жизненные проблемы:

1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое, позволило бы выжить в сложном социальном мире;

2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое положение среди других людей, которое позволило бы сотрудничать с ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничества;

3) проблема любви и супружества: как приспособиться к факту, что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни.

Все эти проблемы взаимосвязаны. В зависимости от их решения, Адлер предложил типологию жизненных стилей:

•Управляющий тип — люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом.

•Берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других.

•Избегающий тип - характерно соци­ально-бесполезное поведение.

•Социально-полезный т и п — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень активности.

 

Коммуникативные стили получили глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога К. Хорни.

 

Различные коммуникативные стили исследовались американ­ским психологом В. Сатир. Она выделяет четыре достаточно устойчивых стиля:

• плакатор (угодливый тип). Он никогда не выражает несогла­сия независимо от предмета разговора.

• блеймер (обвиняющий тип). Блэймер — это диктатор, хозяин, тот, кто находит ошибки. Он ведет себя как человек, превосхо­дящий всех;

• компьютер (безэмоциональный тип). Он всегда очень коррек­тен, разумен, спокоен, хладнокровен и собран, в нем не заметна ни одна эмоция.

• дистрактор (неуместный тип). Дистрактор никогда не отвечает по существу. Его голос может быть певучим, ударения в словах часто неправильны, интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин, потому что он ни на чем не фокусиру­ется.

 

Моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое «окно Джохари». Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием как другие воспринимают нас.

 

  Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне Открытая зона   Слепая зона  
Другие не знают обо мне Скрытая зона   Неизвестная зона  

 

Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изме­нения в другой.

Увеличение откры­той зоны, т.е. не только самопознание, но и в определенной степе­ни раскрытие себя перед другими, — наиболее желательная страте­гия межличностной коммуникации.

В основу отличия продуктивного или непродуктивного коммуникативного стиля может быть положена полюсная ось:

«отношение к другому как к ценности - отношение к другому как к средству»

Большинство случаев взаимодействия людей между собой нахо­дится между полюсами.

В зависимости от определенной стратегии выделяют уровни межличностного взаимодействии:

1. Доминирование.

2. Манипуляция.

3. Соперничество.

4. Партнерство.

5. Содружество.

К продуктивному стилю взаимодействиямогут быть
отнесены лишь партнерство и содружество.

Стратегия партнерского взаимодействия пред­полагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность в выражении потребнос­тей, чувств, эмоций; искренность.

Де­центрация в коммуникации характеризуется тем, что отправитель предвидит расшифровку получателя, принимает во внимание его точку зрения и кодирует на условиях получателя.

Определить эмпатию можно как понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства и мысли.

 

Выводы

1. Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Коммуникативные действия - это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, установление связи, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информа­цией).

2. Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Интерпретация участника­ми взаимодействия получаемых сообщений влияет на характер межлич­ностных отношений.

3. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способ­ность индивида выделять стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых извест­ны представителям данной культуры или субкультуры, и соответствую­щими действиями конструировать их. Люди, как правило, обладают не­обходимыми социальными знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, договориться.

4. Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Интерпрета­ция чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекс­том, в рамках которого эти слова или действия воспринимаются.

5. Неудачи в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вто­рых, не понимают, что их восприятия неточны. Удовлетворенность об­щением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного воспри­ятия.

6. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил пове­дения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию - необходи­мое условие совместной жизнедеятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.