Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Записки иностранцев о Русском государстве X-ХХ вв




Произведения художественной литературы как источник по истории быта и нравов (2 часа)

Основные этапы источниковедческого анализа произведений художественной литературы. Внешняя критика. Личность автора. Отношение автора к современной ему действительности. Время и место создания произведения. Исторические условия. Литературный стиль. Жанр произведения. Какое место занимает произведение в творчестве автора. Общественный резонанс. Внутренняя критика. Структура и содержание произведения. Отражение быта. Типичные черты эпохи. Характеристика нравов. Выделение основных проблем. Степень достоверности. Основные выводы. Возможности использования источника.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо прочесть один из рекомендованных источников. Возможен выбор другого литературного произведения, отражающего быт и нравы современной автору эпохи. Необходимо изучить биографию автора, особенности его творчества, провести источниковедческий анализ литературного произведения. При работе с материалом следует избегать пересказа произведения. Главной задачей является выделение типичных для рассматриваемой эпохи элементов повседневной жизни.

Рекомендуемые источники: Бальзак О. Сцены парижской жизни. (Любое издание); Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо; Диккенс Ч. Оливер Твист; Дидро Д. Монахиня; Остен Д. Гордость и предубеждение; Теккерей У. Ярмарка тщеславия; Филдинг Г. История Тома Джонса – найденыша.

Основная и дополнительная литература: Биск И.Я. Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории. Тамбов, 1971. С. 140-157. Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1984. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987-1994. Т.4-8. Литература, документ, факт // Иностранная литература. 1966. № 8. С. 178-207. Межуев В.И. Культура и история. М., 1977. Миронец Н.И. Художественная литература как исторический источник // История СССР. 1976. № 1. С. 125-141. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М., 1978. Предтеченский А.В. Художественная литература как исторический источник // Вестник ЛГУ. 1964. № 14. Сер. История языка и литературы. Вып. 3. С. 76-84. Сенявская Е. Художественная литература как исторический источник // История. 2001. № 44. Художественная литература как исторический источник. Заседание круглого стола 28 января 2003 года // Американский ежегодник 2002. М., 2004. С. 329-330. Шмидт С.О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. 2002. № 1. С. 40-49.


Из указанного выше списка литературы прочитать произведения иностранцев о России. Дать характеристику работы. Занятие проводится в форме коллоквиума

 

Практические задания для самостоятельной работы

Тема № 1. Акты как исторический источник:

формулярный анализ, датировка, классификация

1. Акты: понятия, классификация, формуляр.

2. Основные разновидности актового материала.

Задание № 1. На основе представленных актов провести их формулярный анализ, классифицировать.

Задание № 2. Сравнить Духовную Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Задание № 3. На основе имеющейся в представленных актах информации установить принципы ордынского владычества на Руси.

В группу исторических источников, получивших название актов, традиционно включаются разнообразные документы договорного, законодательного, распорядительного, регистрационного, удостоверительного характера. В узком смысле слова это документы, в которых в форме определенных юридических норм фиксировались экономические сделки или политические соглашения. В более широком смысле – все вообще официальные материалы: грамоты и другие распоряжения верховной власти и центральных учреждений, записи, протоколы и прочие деловые документы, составленные в порядке, предусмотренном законом, в которых оформлялись судебные решения, фиксировались имущественные и иные права, привилегии, обязанности отдельных лиц или удостоверялись юридические факты.

Акты, грамоты и прочие официальные документы фиксировали отношения между частными лицами, частным лицом и государством, церковью и государством, а также между государствами.

Как явления исторической жизни, акты и грамоты в разное время играли неодинаковую роль. В период становления феодализма и господства обычного права роль письменного акта была незначительной. В это время фиксированную форму получали лишь внешнеполитические отношения (договоры Руси с Византией) и распоряжения князей (устав Ольги, Владимира, Ярослава).

Эпоха позднего феодализма была временем расцвета договорных отношений, фиксируемых в многочисленных публично-правовых и частноправовых актах. Исследователи отмечают, что и в эту эпоху, когда в недрах феодализма вызревают новые, буржуазные отношения, происходило дальнейшее увеличение частноправовых актов. Наоборот, число публично-правовых актов постепенно сокращалось, и договорные отношения между князьями-сюзеренами и их вассалами заменялись отношениями между государственной властью и подданными посредством правительственных распоряжений и законов. В это же время происходила и стандартизация и частноправовых актов.

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.