Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления




Агрессивные тенденции могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрес­сивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизо­дический, нестойкий характер либо являться наиболее частым спо­собом реагирования ребенка на воздействия окружения и даже вы­глядеть как патологическое влечение (И. А. Фурманов). Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по ряду па­раметров.

1. ^ Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аффектив­ная патология ребенка, тем больше возможность возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них — крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружа­ющими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т.д.

2. ^ Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить при­чину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно не­адекватной формой реагирования на ситуацию.

3. ^ Фиксируемость на агрессии. В _ряде случаев возникшая ситуа­тивная реакция может закрепляться и формировать стойкую тен­денцию к агрессивным действиям.

4. ^ Степень напряженности в агрессивных действиях. В части слу­чаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замеща­ющую конструктивную деятельность или ввести агрессивное дей­ствие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других, более тяже­лых случаях ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное напряжение, гнев, ярость.

5. ^ Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых — это проявление физиче­ской ауто- и гетероагрессии, представляющих реальную опасность.

6. ^ Степень осознаваемости агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функ­цию и II большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные Действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с

наличной ситуацией. Они практически не поддаются психологи­ческой коррекции.

При попытке психологической коррекции агрессии необходи­мо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее про­порции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.

^ Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться ь зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенден­цию и не фиксировать на ней внимание, в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, соци­ально приемлемый смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растя­гиванию» агрессивных действий и добиваться их эмоционально положительного разрешения путем психодрамы.

Представляется целесообразным строить психологическую кор-рекционную работу при различных формах агрессивного поведе­ния с учетом уровней- агрессии.

Первый уровень — переживания эмоционально-негатив­ных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневли­вости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам само­регуляции, начиная от хгыхательных упражнений и до более слож­ных форм аутогенной тренировки.

Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на псих'окоррек-ционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомер­ное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей ди­стресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кри­зисных ситуациях.

На завершающем этапе ведущей задачей становится формиро­вание осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к про­извольному поведению и рефлексии происходит на уровне само­сознания, необходимо поднимать уровень нравственного разви­тия воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей. Конечной целью воспитательных усилий является фор­мирование устойчивого уровня правового и морального контроля, а также высокого уровня самоконтроля и способности самостоятель­но действовать оптимальным образом в различных жизненных си­туациях.

^ Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее эллиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моде­лей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «За что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самокон­тролю и управлению своим поведением.

И.А.Фурманов предлагает осуществлять коррекцию агрессив­ного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей.

{.Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установле­но, что физическая агрессия преобладает у активных, деятель­ных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, аван­тюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потреб­ность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

^ 2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Они отлича­ются выраженной психической неуравновешенностью, депрессив-ностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувстви­тельностью к оценкам их личности и действиям, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внут­ренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. ^ Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Они характе­ризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. ^ Дети, склонные к проявлению негативизма. Они отличаются «мимизоподобностью»^ранимостью, впечатлительностью. Основ­ными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негати­визм) формами нарушений поведения.

Составление и реализация психокоррекционных программ опи­рается в каждом конкретном случае на ту или иную теоретиче­скую модель, собственную концепцию психолога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упомина­лось ранее. Например, И. А. Фурманов представляет программу ком­плексной коррекции, включающую три блока: «Тренинг модифи­кации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тре­нинг психологической компетентности учителя».

Первый блок. Коррекционный блок для агрессивных под­ростков представляет собой психологический тренинг интегратив-

ного типа с элементами различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемле­мых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осо­знание собственных потребностей; отреагирование негативных эмо­ций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение спо­собам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитив­ной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Второй блок. Программа для родителей подростков с на­рушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобре­тения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навы­ков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмыс­ление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тре­вожности и приобретение уверенности в себе; формирование го-тоености обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситу­ации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Третий блок. Третья программа имеет целью информиро­вание педагогов об индивидуально-психологических особенно­стях личности подростка с агрессивным поведением и обучение эффективным способам взаимодействия с ним средствами кон­фликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следую­щие задачи: распознание и идентификация собственных нега­тивных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» спосо­бам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональ­ных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с не­благополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.

^ Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирова­ния личности. Во-вторых, необходимо учитывать закономер­ности процесса изменения поведения, который включает стации предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-т р е т ь и х, психотерапевтические воздействия должны быть на­правлены на изменения в познавательной сфере личности ребен-

tea через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и ин­терпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере — катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере ~ мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление.

Следовательно, необходимо осуществлять интегративный под­ход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения (И.А.Фурманов).

1-й шаг. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.

2-й шаг. Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом. I 3-й шаг. Переоценка окружения: оценка того, как агрессив­ное поведение влияет на окружение.

I 4-й шаг. Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного пове­дения.

5-й ш а г. Катарсис: ощущение и выражение собственного от­ношения к проблеме агрессивности.

6-й шаг. Укрепление: поиск, выбор и принятие решения дей­ствовать, формирование уверенности в способности изменить поведение.

7-й шаг. Поиск альтернативы: обсуждение возможных замен агрессивного поведения.

8-й шаг. Контроль за стимулами: избегание или противостоя­ние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение.

9-й шаг. Подкрепление: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменение поведения.

10-й шаг. Социализация: расширение возможностей в соци­альной жизни в связи (^отходом от агрессивного поведения.)

 

ВОПРОС 2. А ддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции

Аддиктивное поведение детей и подростков — это вид откло­няющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоя­нием измененного сознания деформированной формой удовлет­ворения потребностей через психоактивные вещества.

Аддиктивное поведение вид нарушения адаптации в подрос­тковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением од­ним или несколькими психоактивными веществами без призна­ков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании сдругими нарушениями поведения. Однако грань меж­ду аддиктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер.

В психологическом плане аддиктивное поведение — это свое­образная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте оно может быть отнесено к явлениям психиче­ского дизонтогенеза по типу искаженного развития.

^ Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подрост­ков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуация характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, ис-тероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции груп­пирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции, реакции эмансипации.

Наркомания как заболевание и аддиктивное поведение очень трудно поддаются лечению и коррекции. Как правило, они долж­ны сопровождаться комплексными мерами социальной поддерж­ки и реабилитации. Поэтому более продуктивно осуществлять про­филактику и осуществлять общегосударственные превентивные меры различного характера.

^ Наркотическая личность — это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состоянием и другими видами аутоагрессивного поведения. С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических. В психологиче­ском смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Эту потребность может удов­летворить конкретное наркотическое вещество, обладающее опре­деленными психофармакологическими свойствами. Под воздей­ствием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность.

^ Последствиями наркомании являются:

1) высокая смертность, обусловленная отравлениями нарко­тическими веществами, несчастными случаями в состоянии нар­котического опьянения и тенденциями к самоубийству среди дан­ного контингента;

2) выраженные медицинские последствия в виде соматических и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и зна­чительное сокращение продолжительности жизни;

3) высокая социальная «заразность» наркоманией и токсико­манией, особенно среди молодежи;

4) выраженное криминогенное поведение наркоманов, свя­занное с деструктивными изменениями личности и морально-пси­хологической деградацией;

5) разрушение личности в физическом, психологическом и со­циальном плане.

Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании:

Социальные теории Теории взаимодействия Теории личности
Ответ личности на дав­ление общества, не­приятие образа жизни, кризис идентичности, бегство от социального уклада посредством наркотиков Обстоятельства обще­ния; членство в груп­пах со сходными взгля­дами и интересами; викарное научение, подражание, иденти­фикация с группой Личностные потребно­сти, личностные проб­лемы; типология лич­ности; реакции ухода или эмансипации;со­циальная или личност­ная патология; физи­ческое уродство; гене­тические нарушения; слабость «Эго»


Имеются попытки интерпретации наркомании как социального недуга (П. И. Сидоров): социальное нездоровье общества, безду­ховность, рост преступности, безработица, социальное сиротство, распад семьи, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д.

Многие исследователи ссылаются на психологическую пред­расположенность группы риска к такому виду отклоняющегося поведения.

Анализируя личностные особенности наркоманов, они выявили высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собствен­ные желания); бедность эмоциональных переживаний; неразви­тость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смеще­ние ценностных ориентации; несамокритичность и необъектив­ность; внешний локус контроля; разрыв между побуждением и действием; повышенную склонность к подражанию; предраспо­ложенность к измененным состояниям (тревожность); импульсив­ность поведения и пониженную толерантность.

Основная цель психокоррекционной работы — создание опти­мальных условий для тренировки механизмов совладания с пато­генными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эф­фективные формы психологической коррекции заключаются в про­ведении групповой психотерапии и в работе с родителями деви-антных подростков (Б.Д. Карвасарский).

^ Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое пове­дение; поиск путей семейной реадаптации; расширение времен­ной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными сло­вами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрос­лому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего раз­вития.

Важным компонентом психокоррекционной программы явля­ется работа с семьей подростка. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; компенсировать блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной Личности. Задача психолога — выяснить значение «симптома» внут­ри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Э. Г. Эйдемиллер).

Методика С.А.Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков основана на современном когнитивно-Поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психо-[ Диагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи.

I. Определение проблемного поведения

1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

2. Степень тяжести проблемы:

а) Насколько эта проблема для вас представляет затруднения?

б) Как часто вы...?

Идентификация использования психоактивных веществ, количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое употребление^ появление синдрома зависимости; периодичность употребления.

При опросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: не произошло ли снижение успеваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?

У подростка выясняются сигналь/ надвигающейся наркомании:

1) неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта»;

2) стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть»;

3) краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после получения кайфа»;

4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»;

5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

6) рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»;

8) наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы»;

9) потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков»;

10) аддиктивная система установок: «Я, другие наркоманы — мы особая каста».

3. Общие характеристики проблемы: <,•

а) длительность (как давно это происходит?);

б) распространенность (как обычно это происходит? В каких ситуациях?).

2. Детерминанты проблемного поведения

1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»

I 2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»

3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE-парадигмы:

А — что предшествовало поведению.

В — поведение и его варианты.

С — последствия поведения для подростка и окружающих.

D — дискуссия.

Е — эффект.

а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;

в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?»

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для гюдростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.

5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что I можно сделать для изменения ситуации?»

6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса.

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:

· в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фру, страцию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

· в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

· искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе;

· наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

· произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»;

· селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

· сверхраспространенность — «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;

абсолютное мышление — «Все или ничего.», «Мир черный или цветной»;

· персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

3. Семейный анамнез

Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе'семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи, важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекци-онной работы.

Факторы, способствующие аддиктивному поведению:

· искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями; <*

· блокировка потребностей в безопасности; самоутверждении, принадлежности временной перспективе;

· отсутствие или искажение родительской ^модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;

· наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;

· отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

· отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

· стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;

· страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я — другой»;

· требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

· проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;

· страх неизвестного;

· неосознание основных прав личности ребенка;

· стереотипное общение по типу «родитель—ребенок»;

· стремление реализовать в ребенке собственные цели;

· отсутствие в семье системы правил;

· создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиант-ного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.