Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности




Культура мышления

Культурные сценарии деятельности

Культурные сценарии – это эталонные программы жизнедеятельности, которые задаются людям социальными условиями и имеющимися в данной культуре знаниями, ценностями и регулятивами.

Культурные сценарии различаются:

§ по степени своей общности

§ по соотношению когнитивных, ценностных и регулятивных составляющих их содержания

§ по уровню жесткости и однозначности требований к исполнителям

§ по упорядоченности и логичности этих требований

§ по путям и способам своего вхождения в жизнь

Не только для разных, но и для одного и того же типа деятельности могут существовать различные сценарии. Можно выбирать любой и менять их. Выбирая сценарий, человек рисует свою роль в нем и роли других людей в нем:

o сценарии для сплоченных групп людей (общины, организации, государства)

o сценарии поведения отдельной личности – главного героя

o жизненный сценарий (индивидуальный сценарий, в соответствии с которым личность организует ход своей жизни)

o культурные сценарии жизни (им следуют люди, обитающие с детства в определенной социокультурной среде). Такие сценарии характерны для социальных типов личности, т.е. типичных представителей класса, сословия, профессиональной группы.

o Сценарии деятельности (предопределяют характер, цели, нормы деятельности людей в какой-то области жизни). Такие сценарии существуют в пространстве культуры как некоторые системы условий и требований, которые задаются существующей в обществе культурой и предъявляются обществом к тем, кто данной деятельностью занимается. Эти сценарии характеризуют культуру деятельности:

ü культура мышления

ü культура общения

ü культура труда

ü культура учебы

ü культура игры

ü культура отдыха

 

Эффективность мышления проявляется в способности решать задачи, которые перед ним встают. Эта способность зависит от:

· природной интеллектуальной одаренности индивида

· воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта – от приобщения к культуре

 

Из культуры человек черпает:

o знания, которые может использовать в решении задач

o представления о ценностях и идеалах, которые определяют его

o отношение к задачам

o навыки, приемы, правила мышления, помогающие решать задачи

Все это определяет культуру мышления. Культурное развитие личности играет существенную роль в увеличении интеллектуальных сил.

 

Качественно различные культурные миры характеризуются качественно различными культурами мышления. Мышление над любой задачей строится по определенным канонам, которые и образуют сценарий мыслительного процесса:

ü наметка вопросов для обдумывания

ü выдвижение предположений

ü подбор доводов за и против

ü определение того, какие доводы являются более убедительными

ü установка того, в чем состоит решение интересующих его вопросов

Типы канонов мышления:

Ø в первобытном мышлении большую роль играют коллективные представления, в которых закрепляются и навязываются каждому индивиду общепринятые верования. Логическая культура первобытного человека такова, что выводы человек принимает без всякой дополнительной проверки. Они являются предметом безоговорочной веры. Такому мышлению нет дела до противоречий. Первобытный человек не размышляет, как он мыслит: здесь нет логического анализа хода рассуждений и пересмотра убеждений. Коллективные представления незыблемы. Для первобытного человека коллективные представления – подлинная, несомненная реальность. Они формируют его жизненные впечатления, переживания, чувства, желания. Сознание первобытного человека заполнено коллективными представлениями, и личный опыт подстраивается под них. Культура мышления людей первобытного общества соответствовала условиям их жизни.

Ø В более позднее время мышление людей, живущих в условиях примитивного, натурального хозяйства, опирается на наглядные, чувственные ассоциации, оперирует конкретными понятиями и чуждается абстракций. Его не заботят требования логической последовательности и не смущают логические противоречия. Оно не доверяет дедуктивным умозаключениям.

Ø Современное мышление.

Художник мыслит иначе, чем ученый.

Гуманитарное мышление отличается от естественнонаучного.

Есть субкультурные различия в мышлении.

Различают мужской и женский образ мышления.

При этом существуют общие правила нормального мышления:

Рефлексивность. Размышления над тем, как протекают размышления над задачей. Это – мышление о самом процессе мышления. Повышает эффективность мышления.

Аргументированность. Мысли, не обоснованные аргументами, считаются только гипотезами. Аргументированность – значит, критичность и самокритичность мышления.

Критичность – это необходимость самостоятельной оценки правильности чужого мнения и силы доводов.

Самокритичность – умение объективно оценивать обоснованность своих собственных мнений и выводов.

Интеллектуальная честность – честная оценка того, насколько надежны аргументы.

Логическая культура. Обязательными нормами мышления являются правила дедуктивных и индуктивных умозаключений. Логическая культура – это логическая грамотность, т.е. умение мыслить без логических ошибок и в соответствии с законами логики, т.е. последовательно и непротиворечиво.

Профессионализм. Существует и множество специальных методик и методов, с помощью которых решаются задачи в разных областях знания. специалист должен обладать профессиональной культурой, владеть средствами и способами профессионального мышления.

Стратегическое управление. Если дело касается сложных и нестандартных проблем, то неясно, как искать решение. Стратегическое управление мышлением позволяет наиболее рациональным образом организовать весь мыслительный процесс в целом. Типы форм стратегического управления:

v алгоритмические и полуалгоритмические методики, с помощью которых решаются стандартные задачи. Они полностью определяют цепь операций, из которых складывается решение задачи и гарантируют правильное решение.

v эвристические стратегии. Они применяются для решения нестандартных задач. Они не дают однозначных предписаний по конкретным мыслительным операциям и не гарантируют успех. В них содержатся некоторые приемы, расширяющие поле поиска решений и способы натолкнуть мысль на правильный путь.

Стратегичность - признак современной культуры мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.