Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура




Общая характеристика искусства Византии IX - XII веков. Формирование крестово-купольного храма. Храм Св. Софии в Константинополе.

Становление раннего феодализма в Византии (кон. 7 - нач. 9 вв.) сопровождалось глубокими социальными конфликтами, движениях крестьянско-плебейских слоев общества – икопоборчестве - которые охватили прежде всего византийский Восток. (их традиции вообще не допускали изображения человека). Период иконоборчества длился с 726 до 843 г. Борьбу иконоборцев поддерживали и им­ператоры, заинтересо-ванные в укреплении воен­но-земледельческой знати. В иконоборчестве воз­родились светская традиция античного искусст­ва, мотивы эллинистических декоративных росписей, народного искусства Востока, абст­рактной символики. С движением иконоборче­ства связан расцвет книжного орнамента. После разгрома феодальной реакцией народного дви­жения вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено. С конца 9 но начало 13 в. длился период зрелого средневековья - феодальные отношения господствовали. В эпоху Македонской династии (867-1056) и династии Комнинов (1081-1185) византийская художественная культура пережила новый расцвет. В 9-12 вв. завершилось сложение зрелого средневекового искусства и класси­ческого средневекового синтеза. В искусстве усилились спиритуалистические тенденции, оно подчинялось строгим догматическим правилам.

 

В церковной архитектуре с 12 в. самостоятельное место заняли монасты­ри, представлявшие комплексы утилитарных построек, обнесенных крепостными башнями. В середине монас­тырского двора располагался храм (Католикон) - с конца 8-10 вв. господствующим его типом стал крестово-купольный

((( Кресто́во-ку́польный храм — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

 

ФОРМИРОВАНИЕ (в целом)

На смену древнейшим христианским храмам, строившимся в виде базилик, начиная с V века стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм (круглые, граненые, крестообразные и др.) возводились как крещальни (баптистерии) и мартирии (от лат.martyr) — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий, а также места погребения мучеников. Самый известный мартирий — ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Таким образом первоначально функции центрических купольных сооружений и храмов-базилик, в которых совершалась литургия, четко различались.

Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Постепенно именно центрический, а не базиликальный тип храма стал преобладающим в восточной части христианского мира. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Однако, прежде чем крестово-купольный тип храма появился в законченном виде, было создано множество разнообразных центрических построек, благодаря которым можно увидеть, как интенсивно шёл процесс осмысления образа христианского храма.

С одной стороны, центрические храмы сформировались на основе раннехристианских мартириев. С другой стороны, сам старый тип храма-базилики подвергся трансформации и был соединен с куполом. )))

 

Храм имел 3-хнефный пли 5-нефный план, в центре здания - небольшой полусфе­рический купол. В крестово-купольных храмах исчезает драматический пафос, характерный для гигантских универсальных по замыслу сооружений империи Юстиниана. Своей целесообразностью, прочностью и устой­чивостью новый храм отвечал массовым потреб­ностям средневекового общества. Типичные памятники крестово-купольного храма - Католикон в Фокиде, церковь св. Феодоров в Афинах (1049), церковь Успения божьей матери в мо­настыре Дафни (1060—1070). Они отличались уравновешенными пропорциями и гармоничным соотношением материальной формы и простран­ства. Широкое рас­пространение крестово-купольных храмов за пределами Византии. Небольшие по размерам, они строились в провинциях империи монастыр­скими общинами, епископатами, приходами и отдельными семьями, украшали городские и сельские кварталы. Начали украшать наружные стены храмов. В дальнейшем в византийской арх-ре не произошло существенных изменений. Воплощенное в архитектуре средне­вековое представление о мироздании не изме­нялось.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.