Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Бартоломе Эстебана Мурильо




 

Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1618 г. в семье севильского цирюльника. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался в семье своей тетки, которая и отдала его в обучение к Хуану де Кастильо, испанскому художнику, писавшему в духе испанских романистов XVI в.

В ранних произведениях Мурильо, отмеченных сильным влиянием караваджизма, религиозные сцены представлены как события из народной жизни. В 1645 г. художник получает свой первый крупный заказ — цикл из 11 картин для францисканского монастыря. В настоящее время полотна разделены между разными собраниями: «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Сан-Диего д'Алкала» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид), «Смерть св. Клары» (Картинная галерея, Дрезден). Для этого цикла характерна некоторая неловкость композиции, трактовка освещения в духе тенебризма (т.е. построенного на резких контрастах света и тени). Трактовка сюжетов опирается на почти средневековую религиозную концепцию, где объективная реальность совершенно естественно и даже наивно соединяется с чудом.

Кухня ангелов

С 1650-х гг. живописная манера Мурильо меняется, становится более мягкой и легкой. Художник насыщает свои работы золотистой светотенью, его произведения становятся более живописными (особенно пейзажные фоны). Мурильо создает целую серию «мадонн» («Мадонна с Младенцем», ок. 1670, картинная галерея, Дрезден, «Мадонна с четками», «Мадонна с музицирующими ангелами») и «святых семейств» («Святое семейство с птицей», «Святое семейство с Иоанном Крестителем», 1655—60, музей изобразительных искусств, Будапешт), с проникновенным лиризмом передающих национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченных чертами идеализации и сентиментальности. Из картины в картину переходит изображение Марии в виде прелестной юной андалузки с безупречными чертами лица и томным взором, устремленным в небеса. Тем же духом пронизаны и сюжетные композиции художника («Поклонение пастухов», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов»). Эти произведения, по праву принадлежащие к шедеврам барокко, принесли художнику огромную популярность, ибо изящество, порой доходящее до сентиментального жеманства, отвечало конформистской набожности того времени.

Мадонна с младенцем и Мадонна с четками

Святое семейство с птицей

Помимо «свободного творчества», Мурильо выполняет многочисленные заказы монастырей, орденов и храмов. В 1665—66 гг. для церкви Санта-Мария ла Бланка в Севилье художник исполняет декоративный ансамбль («Сон патриция Иоанна», «Толкование сна патриция Иоанна папой Либерием», Прадо, Мадрид), ставший одним из величайших шедевров мастера и по тонкости и уверенности мазка, и по красоте теплого золотистого колорита, нюансированного серым и серебристым тонами в изображении пейзажных фонов. В 1665 г. Мурильо принимается за серию крупных фигур святых, заказанную монастырем капуцинов Севильи (Провинциальный музей изящных искусств, Севилья). В 1650-е—70-е гг., выполняя различные заказы, художник создает целую серию «непорочных зачатий» («Непорочное зачатие»). В 1671—74 гг. Мурильо исполняет цикл картин для капеллы госпиталя Ла Каритад в Севилье («Моисей, источающий воду из скалы», «Насыщение пяти тысяч», «Возвращение блудного сына»); эти произведения особенно характерны для зрелого творчества художника. В 1681 г. Мурильо начинает работу над декорацией монастыря капуцинов Кадиса, которая из-за смерти художника так и осталась незавершенной.

Сон патриция Иоанна

 

Мурильо был одним из величайших живописцев религиозной тематики, особенно в поздний период творчества, когда он создал целый ряд трогательных композиций, долженствующих вызывать у верующих умиление и благочестивый восторг. Это не канонические сюжеты, а повседневные сценки из жизни маленького Иисуса и святых, которые художнику подсказало его воображение. Герои этих сценок предстают перед нами как самые обыкновенные, простые люди — погруженные в повседневные занятия или проявляющие обычные, всем понятные человеческие чувства («Христос Добрый Пастырь», «Младенец Христос и Иоанн Креститель с раковиной», «Младенец Христос, раздающий хлеб пилигримам»).
Большое место в творчестве Мурильо занимают жанровые сцены. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей. Главные герои этих произведений — симпатичные дети в лохмотьях, которые с аппетитом уплетают фрукты («Мальчики с дыней и виноградом»), забавляются с животными («Мальчик с собакой»), торгуют на улице («Продавщица фруктов»), играют в игры («Игра в кости»). В отличие от многих работ Мурильо на религиозные темы его лучшие жанровые картины абсолютно не сентиментальны, в них видна острая наблюдательность художника. И вместе с тем эти картины проникнуты острым лиризмом и добротой. Действие большинства из них происходит в трущобах, но их пространство как бы залито светом. Многие полотна украшены мастерски написанными натюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает ощущение радости и полноты жизни.

Мальчик с собакой и Продавщица фруктов

После смерти Мурильо испанская школа живописи практически перестала существовать. Общий уровень мастерства резко упал, художники работали под влиянием итальянских, французских и немецких живописцев. В Испании время от времени появлялись выдающиеся мастера, но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.