Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная новизна и практическая значимость полученных результатов




Методология и методика исследования

Гипотеза

Цель и задачи исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые следует получить ответы для достижения цели исследования. Определяя задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы.

В формулировке цели и задач не рекомендуется использовать слова «исследование...», «изучение...», «описание…», так как они указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель. Корректнее использовать глаголы «раскрыть…», «определить…», «установить…», «выявить…», «обнаружить…», «найти….», «зафиксировать….», «измерить….», «разработать…» и т.д.

Количество задач определяется логикой исследования (максимум 5-6 задач), в эмпирических работах ставиться 1–2 теоретические задачи, остальные задачи – эмпирические.

 

Гипoтeзa – пoдлeжaщee пpoвepкe нa иcтиннocть yтвepждeниe o нaличии (или oтcyтcтвии) тex или иныx cвязeй мeждy oпpeдeлeнными пpoцeccaми или явлeниями.

В результате проведенного исследования гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

 

Примеры гипотез:

а) уровень агрессивности у детей с речевой патологией выше, чем у детей с нормальным психофизическим развитием;

б) у больных хронической ишемической болезнью сердца преобладают тревожный и неврастенический типы отношения к болезни.

 

Приводится описание принятой методологии: направления, концепции и теории (с указанием авторов и кратким описанием), которые используются в дипломной работе как основа эмпирического исследования.

В этом же подпункте указываются используемые известные и разработанные студентом методы и методики, позволяющие достичь цели исследования.

Кратко представляется характеристика выборки.

Более подробное описание методологических оснований исследования дается в теоретической главе работы, а развернутое описание методики исследования – в эмпирической.

 

При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная значимость результатов работы определяется тем, насколько они развивают научные представления о том или ином явлении, проясняют сущность механизмов, явлений, процессов, как они способствуют развитию науки, постановке новых исследований.

Приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

 

7. Основная часть (30–35 страниц)

К основному содержанию дипломной работы относятся теоретическая (как правило первая глава) и эмпирическая части (как правило вторая глава). Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

В теоретической части (10–15 страниц), которая носиттеоретико-методологический характер,представляется обзор литературы, дается очерк основных этапов в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме. В ней на основе анализа работ других авторов студентом называются проблемы, которые остались неразрешенными, и определяется место собственного исследования в решении этих проблем, излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновывается точка зрения автора работы. Теоретическая часть завершается кратким резюме о необходимости проведения исследований в данной области.

В эмпирической части (15–20 страниц) в первом подразделе «Методы и организация исследования» излагается общая концепция, описывается дизайн исследования (этапы, выборка, методики и методы статистической обработки данных), дается теоретическое обоснование выбранных методов (не более 2-3 страниц).

При описании методик приводится их полное название, автор, назначение методики. Обязательным является указание ссылки на источник, в котором содержатся эти данные. Бланки методик, описание шкал и ключи, а также содержание малоизвестных методик приводится в приложении.

При описании выборки следует указывать ее качественные (социально-психологические параметры респондентов, способ построения) и количественные (объем) характеристики. Рекомендуется отразить распределение выборки по важнейшим характеристикам в виде диаграммы.

При описании методов статистической обработки данных указываются конкретные статистические методы. Если статистическая обработка проводилась с помощью стандартных статистических программ, необходимо привести название и версию пакета. Например, «…Данные подверглись статистической обработке с помощью программы SPSS Statistics v.16, Statistica v.8».

В случае использования нестандартных статистических приемов, которые не входят в набор программных пакетов, обязательна ссылка на источник и подробное описание применяемой процедуры.

В следующих подразделах (их название определяется в соответствии с задачами исследования и содержанием) с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы или развитие конкретных направлений в соответствующей сфере психологии (не менее 15 страниц).

Автор работы должен статистически подтвердить достоверность полученных результатов, следует указывать цель применения конкретных статистических процедур. Например, целью факторного анализа может быть выявление факторов, снижение размерности данных, или конфирматорный анализ.

Наиболее значимые результаты статистического анализа должны быть представлены компактно и наглядно с помощью обобщающих результаты статистической обработки таблиц и графиков в тексте. Запрещается в тексте использовать таблицы статистических пакетов.

Обязательной частью работы является психологическая интерпретация данных. На основании результатов собственного исследования и данных, представленных в научной литературе, автором должны быть сделаны предположения и умозаключения по изучаемой теме, при необходимости указаны перспективность и значение дальнейших исследований в данной области.

Эмпирическая часть, как правило, завершается выводами о решении задач и достижении цели, подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы.

Название подразделов эмпирической части не следует начинать со слов «Исследование…», «Описание…», «Изучение…», и т.п., оно должно раскрывать суть полученных результатов, а не процесс их получения.

 

Например:

 

А.

(неверно) 2.2. Исследование половозрастных особенностей мотивации смены
места работы в зрелом возрасте

(верно) 2.2. Половозрастные особенности мотивации смены места работы
в зрелом возрасте

Б.

(неверно) 2.3. Описание отношения к одиночеству у мужчин и женщин

(верно) 2.3. Отношение к одиночеству у мужчин и женщин

 

Весь порядок изложения материала в работе должен быть подчинен цели и задачам исследования, сформулированных автором. Логичность построения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

В работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования; избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема работы.

При написании работы автор обязан приводить ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты.

В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко увидеть итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Выводы оформляются в виде резюме по главе «Выводы по главе 1», «Выводы по главе 2» и т.д.

 

8. Заключение (2–3 страницы)

В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Раздел должен состоять из обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы. Выводы в заключении представляют собой ответы на поставленные задачи в начале исследования, поэтому количество выводов должно соответствовать количеству задач. Допускается приводить два вывода на одну задачу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.