Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине психология

К экзаменационным билетам

Ф 30.10-095

Джек Лондон

Практическое занятие № 15

Генрик Ибсен

Практическое занятие № 13

Ги де Мопассан

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 11

А. П. Чехов

Практическое занятие № 10

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»

1. Тематика «маленькой трилогии» – исследование основных институтов общественной жизни: власть («Человек в футляре»), собственность («Крыжовник»), семья («О любви»);

2. Проблематика – уход от настоящей жизни в «футляр»;

3. Центральные персонажи рассказов;

4. Жанр и особенности композиции;

5. Роль деталей. От детали до образа мыслей; от образа героя к проблемам российской жизни;

6. «Футлярность» существования и духовная свобода.

А. П. Чехов

«Вишнёвый сад»

1. Проблематика и идейная направленность пьесы;

2. Особенности сюжета и конфликта пьесы;

3. Споры о жанре пьесы;

4. Принципы группировки действующих лиц. Три идейно-композиционных центра:

а) прошлое – Раневская и Гаев;

б) настоящее – Лопахин;

в) будущее – Петя Трофимов и Аня.

5. Образ вишнёвого сада как прошлое, настоящее и будущее России.

 

«Ожерелье»

1. Сюжет и композиция новеллы;

2. Социально-нравственная проблематика;

3. Раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира;

4. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни;

5. Мастерство психологического анализа.

 

«Кукольный дом»

1. Социальная и нравственная проблематика «драмы идей»;

2. Проблемы социального неравенства и прав женщины;

3. Жанровое своеобразие драмы;

4. Изображение жизни-игры, образ Норы и символический образ «кукольного дома»;

5. Ретроспективная композиция;

6. Смысл финала драмы.

Практическое занятие № 14

Оскар Уайльд

«Портрет Дориана Грея»

1. Жанровое своеобразие романа;

2. Композиция и сюжет;

3. Философско-эстетические и моральные проблемы романа «Портрет Дориана Грея».

4. Воплощение разных аспектов эстетизма в образах Дориана Грея, лорда Генри и Безила Холлуорда.

5. Антитеза искусства и жизни в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

6. Философия парадоксальности Оскара Уайльда.

 

«Мартин Иден»

1. Автобиографическое начало в романе;

2. Сюжет и композиция;

3. Проблематика романа;

4. Этапы духовного и нравственного роста главного героя;

5. Мотив одиночества в романе.

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Гуманитарный колледж

учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________ Ю.М. Сидорович

«____»___________ 20___ г.

Практические задания

специальность 2-010101 «Дошкольное образование»

курс II группа А, Б

дневная форма обучения

2014 – 2015 учебный год

№ 1

Взяв карандаш и бумагу, Серёжа сказал, что он нарисует солдата. Однако когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд.

Задание:

1. Определите примерный возраст ребёнка.

2. Закономерно ли такое явление для детей данного возраста?

3. Раскройте роль взрослого в развитии изобразительной деятельности детей данного возраста

 

№ 2

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

Задание:

1. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения.

2. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? Ответ обоснуйте.

 

№ 3

Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д.

Задание:

1. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы?

2. При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

 

№ 4

В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нём плавали рыбки. Дети (3 г. 5 мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. дети могли хорошо видеть рыбок.

Однако на специальном занятии, посвящённом рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них.

Задание:

1. Чем объяснить неумение детей рассказывать о рыбках?

2. Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны?

3. Как следует организовать наблюдение детей? Приведите примеры.

 

№ 5

Витя впервые пришёл в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал её, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вёл себя так, как будто он был один.

Задание:

1. Какую позицию в среде сверстников занял Витя в данной ситуации?

2. Предположите возможные последствия подобного поведения ребёнка на формирование его личностных качеств.

3. Как усилить позитивное воспитательное воздействие на ребёнка окружающего мира?

 

№ 6

Саша (2г. 6 мес.) приготовился к прыжку через веревочку и кричит: «Мама, мотли (смотри)! Мама, мотли, мотли!».

Мама посмотрела и говорит: «Вот молодец! Как хорошо ты научился прыгать! Прямо как большой!»

Ребёнок радостно улыбается и ещё раз показывает, как он прыгает.

Задание:

1. Проанализируйте действия мамы.

2. Как отражается на поведении ребёнка оценка взрослых, их отношение к тем или иным действиям, поступкам малыша?

3. Какое новообразование раннего возраста проиллюстрировано в данной ситуации?

 

№ 7

Общение ребёнка с близкими – эмоционально укрепляет его. Общение с ровесником – закладывает социальные навыки.

Задание: Необходимо ли ребёнка учить быть одному?

 

№ 8

 

Денис (5 л. 8 мес.) обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «А я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестёр, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. в результате игра вертелась вокруг него, он поочерёдно посещал всех врачей и лечился.

Задание:

1. Объясните поведение ребёнка в данной ситуации.

2. На данном примере раскройте роль игры в развитии личности дошкольников.

 

№ 9

Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят:

«Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать:

«Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это.

Задание: Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение.

№ 10

Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Задание:

1. Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?

2. Назовите возможные причины.

3. Ваши советы подобным родителям.

 

№ 11

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол.

Задание:

1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать?

2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

 

№ 12

Андрюшу наказали, поставили в угол. Обиженный Андрюша громко плачет. Кирилка (1 г. 11 мес.) подходит к нему, гладит по головке, уговаривает: «Не плать, Дюка, не плать». Андрюша плачет ещё громче. Уткнулся брату в плечо. Кирилка сам вот-вот заплачет: «Не надо, не плать, Дюка!»

Задание:

1. Определить чувства ребёнка, которые проявились в этой ситуации.

2. Какова должна быть стратегия поведения взрослого по формированию социальной активности детей?

 

№ 13

В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания.

Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение.

Задание:

1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их?

2. Дайте психологический анализ ситуации.

 

 

№ 14

Воспитатель старшей группы очень эмоционально переживает неуспехи своих воспитанников. Стараясь исправить их ошибки, награждает эпитетами: «бестолковый», «лентяй», «неуч», «растяпа», «неряха» и другими, да ещё прибавляет: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …».

Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя.

№ 15

Воспитатель старшей группы видела в своих самых обычных воспитанниках одарённых мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко.

Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя.

№ 16

Петя (2 года 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме и логопеду пришлось потратить много усилий, чтобы Петя заговорил.

Задание: Назовите основную причину задержки речевого развития Пети.

№ 17

Ира (2,5 года) долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может, мама, невзирая на протест девочки, обувает ее. Ира сердито, со слезами на глазах заявляет: "Все равно я "твоими" ботинками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять "своими".

Задание:

1. Проанализируйте поведение мамы.

2. Назовите причину такого поведения ребенка.

3. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста.

№ 18

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол.

Задание:

1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать?

2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

 

№ 19

Задание:. Проанализируйте и сравните примеры поведения животных. Определите форму поведения.

1. Дикие птицы, выведенные в инкубаторе, строили гнезда так, как обычно строят птицы данного вида.

2. Не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Оказалось, что котя­та, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки; котята, вы­ращенные вместе с мышами, редко становятся убийцами мышей.

3. Ученые описывают у шимпанзе два интересных примера изготовления орудий (обработ­ка предметов, которые затем используются в качестве орудий). В одном случае ветви или стеб­ли растений сначала очищаются от боковых веточек и вводятся в гнезда термитов; прилипших к такому прутику термитов обезьяна поедает. В другом случае шимпанзе пережевывают листья, сжимают их в комья и используют в качестве губки, добывая из древесных дупел питьевую воду.

 

№ 20

Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблюдении поведения девочки То­ни (1 год 7 мес.)

Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

Задание:

1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?

2. При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описы­ваемых явлений?

 

№ 21

Исследователь предложил детям детского сада нарисовать тематический рисунок «Моя семья».

Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.

Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» – «А я не уместился», - ответил Петя.

Задание:

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?

№ 22

Для изучения избирательных отношений между детьми в старшей группе детского сада была использована экспериментальная игра "Секрет" (автор Т.А. Репина). В процессе эксперимента было обнаружено, что у Аллы подарков было намного больше, чем у других детей, а у Сережи и Тани не было ни одного. Исследователь положил по два подарка Сереже и Тане, а у Аллы немного забрал.

Задание:

1. С какой целью исследователь это сделал?

2. Какие требования должны учитываться при проведении социометрических исследований?

№ 23

Девочки играли в дочки-матери. Только Соня стояла в стороне и молча наблюдала за подружками.

- Девочки почему Соню не берете в игру, она так хочет играть с вами? – спросила воспитательница, подводя Соню за руку.

Вот еще, - недовольно фыркнула Мила, - у нее мама дворник, а мне моя мама сказала, чтобы я с дочерью дворника не играла …

Задание:

  1. Какие выводы можно сделать, наблюдая за игрой детей вообще и в приведенной ситуации?
  2. Как поступили бы вы на месте воспитательницы?

 

 

№ 24

Работая с детьми раннего возраста, воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности: «…И Вера, и Вова, и Лера и Рита – все уберут игрушки на место».

Задание:

1. Почему воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности?

2. Умеют ли дети этого возраста указание, обращенное ко всем, отнести к самим себе?

№ 25

В исследованиях выяснено, что в группе статус детей разный: всегда выделяются «звезды», «популярные» и «непопулярные» дети.

Задание:

1. Зависит ли притязание ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить?

2. Дайте психологическое обоснование своим выводам.

№ 26

Прочитайте.

Миша (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. У

него ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

- Я сам! - протестует ребёнок.

- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

- Я сам хочу!- опять заявляет малыш.

Задание:

1. Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности?

2. Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание особенностей раннего возраста.

№ 27

Человек рождается индивидом, а личностью становится прижизненно, в результате культурного и исторического развития. Поэтому для его характеристики используют такие различные по объёму и содержанию понятия, как индивид и личность. В связи с этим приведены понятия, отражающие особенности поведения человека.

Высокая скорость двигательных реакций, упрямство, эмоциональность, медленное запоминание, трудолюбие, подвижность, повышенная тревожность, самолюбие, лживость, низкая адаптация к темноте, принципиальность, общительность, хорошая координация движений, добросовестность.

Задание: Укажите, какие из данных особенностей поведения человека характеризуют его как индивида либо как личность и обоснуйте свой выбор.

№ 28

Малые группы могут быть формальными и неформальными.

Примеры различных групп: школьный класс; группа детей, играющих во время перемены; рабочая бригада; группа туристов, совершающих поездку за границу; академическая группа (студентов); учителя, работающие в одной школе.

Задание: Определите, какие из них являются формальными, а какие неформальными, назовите основные различия между ними.

 

№ 29

Известно не менее двадцати случаев, когда дети по разным причинам выросли в логове зверей.

В 1920 г., например, в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: семи-восьми и двух лет. Они ели бес помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли, как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду и даже в холод сбрасывали одеяло.

Младшая девочка вскоре умерла. Старшая только через 6 лет научилась ходить. В течение четырёх лет она выучила лишь 6 слов, а через 7 лет – 45 слов. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам её умственное развитие было, как у четырёхлетнего ребёнка.

Задание: Проанализируйте этот случай и сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности.

№ 30

Исследованиями учёных установлено, что дети, с которыми интенсивно общаются взрослые (разговаривают с ними, улыбаются им, держат и носят детей на руках), к 4 месяцам подолгу могут оставаться одни, занимая сея каким-нибудь «делом» (рассматривание предметов вокруг себя, ощупывание игрушек, гуление).

Задание: Как объяснить эти явления, которые на первый взгляд никак не связаны между собой и даже противоречат друг другу?

 

Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене

 

 

Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ___ от ___________2015 г.

Председетель ЦК _____________ С.А. Ситько

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Л. Н. Толстой | Учебно-методическое обеспечение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.