Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЗ-5. Определённость задач и методов исследования




Пример анализа и характеристики двух реальных исследований.

1) Так, например, Икс формулирует задачи своего исследования таким образом:

«1. Провести теоретический анализ ведущих отечественных и зарубежных подходов к проблеме субъективной реальности (…).

2. Разработать психологическую концепцию субъективной реальности (…).

3. Создать психологическую модель развития субъективной реальности в онтогенезе.

4. Практически изучить проявления субъективной реальности на разных этапах онтогенеза.

5. Определить перспективы исследования процесса развития субъективной реальности (…)».

В данном случае четыре конкретизации из пяти по форме сравнительно логичны. Анализ различных подходов к проблеме, разработка концепции и/или создание модели (как синонимы) и определение перспектив исследования – это вполне определённые действия. Из этого ряда выпадает намерение автора «практически изучить проявления субъективной реальности». Это суждение нельзя рассматривать как формулировку задачи из-за его неопределённости. (См. [1]).

По содержанию самостоятельны первая, вторая и пятая задачи. Третья является частной по отношению ко второй: «модель развития» есть компонент «концепции» того, что развивается…

Другая работа. Игрек формулирует свои задачи следующим образом:

«1. Систематизировать теоретико-методологические и эмпирические исследования профессиональной помогающей деятельности.

2. Определить профессионально важные качества и функции психолога-консультанта с гуманистических позиций.

3. Проанализировать психологические основы подготовки к профессиональной деятельности.

4. Изучить психологические особенности субъектов профессиональной помогающей деятельности.

5. Выявить возможности феноменологического метода для исследования образа профессиональной роли и представленности в сознании ценностно-смыслового и мотивационно-волевого аспектов деятельности.

6. Определить содержание и критерии феномена психологической готовности к выполнению профессиональной роли.

7. Представить концептуальную модель подготовки к профессиональной деятельности.

8. Разработать и апробировать технологический алгоритм специальной процессуально-профессиональной подготовки психолога-консультанта.

9. Реализовать возможности экзистенциально-гуманистического подхода при формировании психологической готовности в контексте специальной процессуально-профессиональной подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта».

По форме восемь задач из девяти (за исключением четвёртой) предполагают вполне определённые действия: систематизировать, определить, проанализировать, выявить, представить, разработать, реализовать… Нарушение логики имеет место при формулировке четвёртой задачи: «изучить (…) особенности» профессионалов. Судя по контексту (!), здесь подразумевается выявление соответствующих особенностей.

По содержанию задачи раскрывают последовательность шагов при разработке темы исследования: от упорядочения исходной информации до разработки концептуальной модели и технологии на её основе и до реализации их на практике при профессиональной подготовке психологов-консультантов.

2) При описании методов Икс использовал следующие формулировки.

«1. Теоретико-методологический анализ базовых психологических, философских, лингвистических и социологических (культурологических) подходов к проблеме субъективной реальности.

2. Метод экспериментальной психосемантики (семантический дифференциал Ч. Осгуда).

3. Психодиагностические методы объективного изучения личности (тест-опросник Г. Айзенка – Epi - в адаптации А. Г. Шмелева, методика изучения локуса контроля Д. Б. Роттера, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник САМОАЛ и методика исследования самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева – МИС).

4. Методы статистической обработки и анализа данных (процедуры кластерного, корреляционного и факторного анализа, t – критерий Стьюдента для независимых выборок и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)).

Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализаStatistica 6.0.»

В этом случае по форме то, что должно конкретизировать методы, оказалось псевдопонятиями (по Л. С. Выготскому): аморфными, трансдуктивными, синкретичными. По содержанию можно сказать следующее. В первой формулировке обозначено то, что раньше было сформулировано как задача. Во второй формулировке «методом экспериментальной психосемантики» названа частная методика – методика «семантического дифференциала Ч. Осгуда». В третьей формулировке «методами объективного изучения личности» названы пять опросных личностных методик. В четвёртом случае говорится о методах «обработки и [?!] анализа», а варианты «процедур» рядоположены с показателями… Автор не понял, что программное обеспечение математической обработки является её средством, а не «основой».

Можно сказать, что Икс для решения своих задач использует литературный обзор, сбор эмпирического материала посредством опросных и, в частности, оценочных методик и статистическую обработку материала. В общенаучном плане это – демонстрационный эксперимент, выполненный «по образцу».

В работе Игрека, как говорит автор, «выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе». В частности, использован «комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1] теоретический анализ монографий, статей и других научных публикаций (…);

2] психологический анализ профессиональной деятельности психолога-консультанта;

3] включенный трудовой метод;

4] диагностические тестовые процедуры;

5] феноменологические методы (фокус-группы, глубинное интервью, эссе);

6] формирующий эксперимент.

7] Для обработки эмпирических данных использовались качественные (феноменологический анализ, контент-анализ) и количественные статистические методы: вариационный кластерный анализ, факторный анализ, корреляционный анализ, определение различий по t-критерию Стьюдента».

Игрек для решения своих задач, в общем, осознанно использует литературный обзор и теоретическое моделирование на его основе. При сборе эмпирического материала используется интроспекция, тестирование, герменевтика (толкование текстов). При обработке материала проводится его качественное и количественное описание. На основе теоретического конструкта и его эмпирического «наполнения» проектируется профессиональная подготовка психолога-консультанта. Проект практически реализуется. Можно сказать, что в общенаучном плане имеют место наблюдение, эксперимент и моделирование, которые оказались включёнными в практику профессионального образования и стали фактором его развития.

3) Сравнительная оценка исследовательских позиций.

Икс плохо ориентируется в том, что и как он делает в позиции исследователя. Возможная причина этого – недостаточное внимание к психологической теории и методологии, недостаточная рефлексивность при проведении исследований, в том числе – при выполнении квалификационных работ.

Игрек хорошо ориентируется во взятой предметной области – в целом и при формулировании задач и методов работы – в частности. Понятия используются, в общем, корректно – с учётом их терминологического ядра.

Формулировки исходных понятий обнаружили, что Икс, в отличие от Игрека, глобален, эгоцентричен, синкретичен, самоуверен. Игрек же, в отличие от Икса, гораздо более аналитичен, децентрирован, логичен, объективен. Поэтому можно считать, что Игрек проявил себя более компетентным исследователем, чем Икс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.