Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание




Урок 7. Конфликт.

Вывод

Активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание коммуникативного процесса.

Цель: получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Задачи:

— дать понятие о конфликте и его типах;
— выяснить причины конфликтов;
— рассмотреть различные конфликтогены;
— определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта;
— найти адекватные формы разрешения конфликтов.

Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?

Обсуждение. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо?
При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни? Конфликты можно разделить на два типа:
— реальные,
— надуманные (нереалистические).
В реальных конфликтах имеет место противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее достигать цели и приводящее к противоборству. Разрешение такого конфликта направлено на достижение определенного результата — устранение противоречия.

В надуманных (нереалистических) конфликтах целью конфликтующих сторон является выражение отрицательных эмоций, выяснение отношений, а не устранение реального препятствия, противоречия. Конфликт здесь лишь повод обидеть, уязвить, унизить собеседника; зачастую, если спросить у конфликтующих: «Что вы реально хотите выяснить, чего добиться?», то они сами не могут ответить на этот вопрос: «Да так, просто — чего она лезет, когда голова болит?!».

Задание. Обсуждение. Приведите примеры реальных и надуманных конфликтов из вашей жизни. Обоснуйте их реальность или надуманность. Какие конфликты встречаются чаще?

Из-за чего же возникают конфликты? Причины следующие:

1. Различия в целях, интересах, мнениях, взглядах на жизнь, способах достижения цели, в индивидуальных особенностях людей. Изначально мы все — разные. Но это не повод для конфликта, — чаще всего конфликт происходит из-за нашего неумения договариваться, идти на компромисс.
2. Конфликтогены — слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Не хотел обидеть человека, сказал не подумав, просто так, — а он обиделся. Следует всегда учитывать, какую реакцию вызовут твои слова у собеседника, наперед просчитывать, что стоит делать, а чего — нет. Думать надо, прежде чем делать или говорить!
Конфликтогенами являются:
— проявления превосходства (критика, угрозы, обвинения, насмешки, издевки, попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника);
— проявления агрессивности;
— проявления эгоизма (думаешь только о себе).
3. На агрессию отвечаешь еще большей агрессией. В очень редких случаях отпор обидчику следует давать сразу и сильнее, — когда есть угроза для жизни. Во всех остальных случаях следует использовать все варианты смягчения конфликта (так как ответная агрессия порождает еще большую агрессию) и только затем переходить к жесткому сопротивлению.

Задание. Приведите примеры конфликтов по разным причинам.
Множество конфликтов возникает из-за того, что мы чего-то хотим от окружающих, предъявляем им претензии, а они почему-то не спешат их выполнять (наверное, не хотят). Общение с человеком, которому все что-то должны и обязаны, нелегко и неприятно. Давайте посмотрим, нет ли у вас предрасположенности стать такими.

Упражнение «Претензии». Разделите лист пополам. Слева напишите: «Люди, которыми я недоволен» (это могут быть: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра), знакомые, одноклассники, друзья, мужчины, женщины, все человечество и т.п.). Справа: «Претензии». Обязательное условие — претензии должны быть конкретными, а не общим выражением эмоций («Брат не дает свой магнитофон», а не «Брат — жадина»). Чтобы принять и простить людей, надо понять, чем они нас не устраивают. Иначе дуться можно до бесконечности, пока не лопнешь, — лучше перестать считать, что окружающие что-то вам должны и принять ситуацию, как она есть. 10 минут.

Обсуждение. (В группах по 6-8 человек). Много ли люди вам должны? Реально ли это? Хотели бы вы что-то изменить? Можно ли переделать окружающих?

 

 

Учебно – тематический план.

 

  № занятия   Содержание занятий   Кол-во часов
  1. Как научиться общаться лучше? Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся. Задачи: — практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции; — освоить новые коммуникативные умения и навыки; — выработать индивидуальный стиль общения. Притча «Король и сон» Упражнение «Касание» Упражнение «Передать одним словом»   40 мин.
  2. Качества важные для межличностного общения. Цель: определить качества, важные для процесса общения. Задачи: — определить важные для общения качества; — рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения; — обозначить причины низкого коммуникативного уровня; — определить коммуникативный уровень учащихся. Методика «Навыки успешной коммуникации»   40 мин.
  3. Как узнать другого человека и легко с ним общаться? Цель: дать понятие об эффективных моделях общения и взаимодействия. Задачи: — показать соотношение вербального и невербального компонентов общения; — практически овладеть навыками визуальной калибровки (наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний). Упражнение «Доверие» Упражнение «Солнечная система» Упражнение «Кролик»   40 мин.

 

 

  № занятия   Содержание занятий   Кол-во часов
  4. Как мы воспринимаем окружающий мир? Цель: сформировать понятие о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую модальность, уметь определять канал восприятия собеседника. Задачи: — дать понятие о каналах восприятия (модальностях); — выделить типы каналов; — показать взаимосвязь модальности с речью; — с помощью речевого анализа определить собственный канал восприятия, а также модальность собеседника; — научиться воспринимать окружающий мир в разных модальностях; Работа в парах Упражнение «Опиши»     40 мин.
  5. Обратная связь в общении. Открытость и искренность. Цель: научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. Задачи — рассмотреть понятие обратной связи в общении и ее функции; — определить правила обратной связи; — овладеть навыками демонстрации и получения обратной связи; — повысить степень субъективного контроля как условия осуществления обратной связи; — научиться спокойно принимать критику и конструктивно ее перерабатывать; — дополнить свой образ Я информацией от окружающих людей. Упражнение «Значимые люди» Упражнение «Автопортрет Инкогнито» Упражнение «Горячее место» Упражнение «На что он похож?»     40 мин.
  № занятия   Содержание занятий   Кол-во часов
  6. Знаки внимания в общении. Цель: ознакомиться с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Задачи: — рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания; — научиться определять знаки внимания в ситуациях общения; — определить понятие слушания как активного или пассивного процесса; — в тренинговых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания, использовать знаки внимания при коммуникации. Упражнения в группах по 6-8 человек Упражнение «Подарок»     40 мин.
  7. Конфликт. Цель: получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Задачи: — дать понятие о конфликте и его типах; — выяснить причины конфликтов; — рассмотреть различные конфликтогены; — определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта; — найти адекватные формы разрешения конфликтов. Знакомство с понятием конфликта, его видами и путями разрешения.   Упражнение «Претензии»   40 мин.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.