Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая безопасность государства




 

Национальная экономическая безопасность — это состояние экономи­ки и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная зашита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.

Понятие «экономическая безопасность» отражает состояние, в кото­ром государство может суверенно, без вмешательства и давле­ния извне, определять пути и формы своего экономического развития.

Экономическая безопасность характеризует защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потен­циала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всем членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз. Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязвимость.

Таким образом, экономическая безопасность — это не только защищен­ность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

 

Государственная стратегия экономической безопасности России. 29 апреля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации № 608 была утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации».

Она развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.

Цель Государственной стратегии экономической безопасности РФ — обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необ­ходимые и достаточные условия для жизни и всестороннего развития личности граждан РФ, повышения уровня и качества жизни населения, сохранения демо­графической, социально-экономической и политической стабильности общест­ва, социально-экономической и военно-политической стабильности государст­ва в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

К объектам экономической безопасности России относятся государст­во, основные элементы экономической системы и экономическая система го­сударства в целом, все его природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и лич­ность, а также их жизненно важные экономические интересы.

Субъектами экономической безопасно­сти Российской Федерации являются государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполни­тельной и судебной властей; институты гражданского общества: общественные объединения, банки, биржи, фонды, страховые и пенсионные компании и т.д., предприниматели, а также другие хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: производители и продавцы продукции, работ и услуг. При этом государство яв­ляется основным субъектом обеспечения экономической составляющей на­циональной безопасности.

Предмет государственной деятельности в области экономической безо­пасности:

• определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

• формирование и реализация экономической политики и институцио­нальных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономиче­ской реформы.

Государственная стратегия экономической безопасности включает в себя:

• определение национальных интересов РФ в области экономики;

• характеристику наиболее вероятных внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;

• целевые установки социально-экономической политики развития страны;

• определение критериев и параметров состояния экономики, отве­чающих требованиям экономической безопасности и обеспечиваю­щих защиту жизненно важных интересов страны;

• систему и механизмы обеспечения экономической безопасности го­сударства, защиты ее жизненно важных интересов на основе приме­нения всеми институтами государственной власти правовых, эконо­мических и административных мер воздействия.

Реализация Государственной стратегии экономической безопасности РФ направлена на создание необходимых и достаточных условий для обеспечения возможности РФ:

• самостоятельно и эффективно решать внутренние социальные, эко­номические и политические задачи, исходя из собственных нацио­нальных интересов при максимальной неуязвимости от внешнего не­гативного воздействия;

• обеспечивать уровень и качество жизни населения, гарантирующие социальный мир и стабильность в обществе и необходимые для все­стороннего развития личности;

•своевременно адаптироваться к динамичным изменениям, происхо­дящим в мировом хозяйстве, нарастающим ресурсным ограничениям и условиям глобальной конкуренции, адекватно отвечать на внутрен­ние и внешние вызовы;

• влиять на экономические, политические и военные процессы в мире, отстаивая интересы России, путем активной внешней политики и экономической дипломатии, эффективной и равноправной интегра­ции в мирохозяйственные связи.

Практическая реализация Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться на основе, сформулированных в Госу­дарственной стратегии экономической безопасности РФ национальных инте­ресов в сфере экономики характеристик внешних и внутренних угроз эконо­мической безопасности РФ через формирование экономической политики государства в сфере безопасности, в виде системы конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономи­ческих, демографических, внешнеэкономических, экологических и др. Такая система конкретных мер и механизмов представляет собой основу и содер­жание экономической политики государства.

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, правовыми, организационно-управленческими, информационными, психологическими и иными.

 

Экономические интересы России. Государственная стратегия в области экономической безопасности долж­на осуществляться в интересах достижения общих целей национальной безо­пасности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия.

На современном этапе в переходный период государственная стратегия экономической безопасности России должна ориентироваться на обеспече­ние социально-политической безопасности общества, поддержание достаточ­ного уровня жизни населения, сохранение основ конституционного строя Российской Федерации и формирование устойчивой системы общегосударст­венных ценностей и интересов.

При переходе Российской Федерации к новым социально-экономическим отношениям государственное регулирование в области экономической безо­пасности — необходимое условие для предотвращения распада общества и государства.

Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами общества, восприняты и поняты всеми членами российского общества.

На современном этапе экономика страны оказалась подверженной много­стороннему натиску со стороны зарубежных производителей и незащищен­ной от их произвола.

Деградация наиболее передовых и перспективных отраслей и производств отечественной наукоемкой промышленности закономерно сопровождается обвальным прорывом на наш внутренний рынок импортируемой продукции. Происходит планомерное вытеснение практически всех разновидностей про­дукции отечественного производства.

 

Угрозы экономической безопасности России. На современном этапе исторического развития России объективно суще­ствуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение или преодоление которых должно стать важней­шим элементом Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий име­ют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопас­ности Российской Федерации.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловлены низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в технологическом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использовани­ем ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вы­зовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Деятельность органов государственной власти на всех уровнях должна быть направлена на локализацию, предупреждение и противодействие следующим угрозам экономической безопасности.

Внутренние угрозы

1. Сокращение численности населения и его старение, влекущее за собой в перспективе значительное сокращение трудового потенциала государства и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудо­способное население.

2. Деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа мно­гих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья на­селения;

3. Несовершенство властных структур и слабость институтов власти, приводящая вместе с несо­вершенством законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты нало­гов.

4. Криминализация экономики и коррупции в области управления экономикой, рост организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли российской экономики вследствие ос­лабления системы государственного контроля, высокий уровень правонару­шений и т.д.

5. Сохранение и возможное усиление значительной имущественной диф­ференциации (имущественного расслоения) населения с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уров­ня бедности (прожиточного минимума), и безработных, ограничивающих платежеспособный спрос и экономический рост в государстве и приводящих к нарушению социального мира и общественного согласия.

6. Структурная деформированность и малоэффективность структуры россий­ской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехно­логичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестици­онной активности, усилении объективно существующей территориальной диф­ференциации уровней экономического и социального развития регионов.

7. Низкая с возможной тенденцией дальнейшего понижения конкуренто­способность российской экономики, обусловленная:

• отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;

• низкой инновационной активностью, техническим и технологиче­ским отставанием производства;

• ухудшением состояния научно-технического потенциала, потерей по­зиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утратой престижности интеллектуального труда;

• свертыванием прикладных исследований и разработок, недостаточ­ным количеством и качеством новых или усовершенствованных про­дуктов, технологий и управленческих процедур;

• сокращением финансирования НИОКР, в том числе за счет госбюджета;

• ослаблением контроля над целевым использованием собственности, приобретенной хозяйствующими субъектами в процессе приватиза­ции, и неэффективным управлением госсобственностью;

• ослаблением контроля над выполнением условий, устанавливаемых при продаже госимущества на конкурсной и тендерной основе;

• высоким уровнем монополизации экономики, усилением ее топливно-сырьевой направленности и недостаточной эффективностью госу­дарственного контроля над деятельностью естественных монополий;

• отсутствием или крайней неэффективностью механизма удержания технологической ренты;

• отставанием в применении современных инструментов формирова­ния рынков: межкорпоративной консолидации частных предприятий и фирм, стандартизации и сертификации товаров и услуг, интегриро­ванных маркетинговых инфраструктур и коммуникаций:

• высоким уровнем правонарушений в информационной и интеллекту­альной сферах, имеющих серьезные негативные последствия для снижения конкурентоспособности российской экономики;

• отъездом за рубеж квалифицированных специалистов.

8. Возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера со значительными негативными экологическими последствиями. Основные факторы, определяющие эти угрозы:

• значительный износ основных производственных фондов, особенно в отраслях с непрерывным технологическим циклом, а также транс­портных коммуникаций и продуктоводов;

• рост объемов накопленных промышленных отходов, радиоактивных и токсичных веществ, а также несовершенство технологий по их ути­лизации и захоронению;

• недостаточность ресурсов на замену устаревших экологически опас­ных технологических процессов.

9. Неустойчивое состояние финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы, обусловленное следующими факторами:

• нарушение межотраслевого баланса народного хозяйства;

• про­должающаяся нестабильность финансово-денежной и кредитно-банковской систем;

• сохраняющаяся вероятность резких колебаний на валютном и фондо­вом рынках, создающих угрозу дестабилизации всей денежно-кредитной сферы;

• сужение функций и сферы обращения национальной валюты с рас­пространением разного рода псевдоденег (зачетных схем) наряду с неэффективной политикой стерилизации денежной массы и высоким уровнем внебанковских денежных потоков;

• узкая денежная база и слабая насыщенность российской экономики денежной массой, что затрудняет инвестирование и кредитование экономики, снижает эффективность функционирования рынка цен­ных бумаг, ограничивает развитие финансового сектора;

• высокий уровень «долларизации» российской экономики и недоверия к национальной валюте;

• привязка денежного предложения к притоку иностранной валюты;

• недостаточно благоприятный инвестиционный климат, вызывающий отток капитала;

• низкий уровень капитализации банковского сектора и эффективности системы корпоративного управления, низкая кредитоспособность заем­щиков, недостаточная законодательная база защиты прав кредитора;

• низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капита­лов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб произ­водственной;

• наращивание кредиторской и дебиторской задолженности предпри­ятий.

10. Сохранение реальной угрозы ограничивающего воздействия налогово-бюджетной сферы на экономический рост в государстве.

11. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, обусловленное:

• сокращением объемов геологоразведочных работ, нерациональным природопользованием и биологическими ресурсами;

• резким снижением объемов инвестиций в геологическое изучение и промышленное освоение ресурсов недр и, как следствие, отставанием прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштаба их добычи;

• недостаточной комплексностью использования минерального сырья при его добыче и переработке;

• потерей государством контроля над эффективным использованием стратегических ресурсов в связи с массовой приватизацией предпри­ятий минерально-сырьевого комплекса.

12. Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также города и села в результате:

• увеличения разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации;

• неотлаженности системы экономического федерализма, нарушения нормальных экономических взаимоотношений федерального центра с субъектами РФ, что обусловливает торможение перехода к само­достаточности регионов;

• сокращения традиционных экономически эффективных связей, роста взаимных задолженностей предприятий, натурализации хозяйства ре­гионов и, как следствие, обособления отдельных регионов, что явля­ется питательной средой регионального сепаратизма, ведет к разрыву единого экономического пространства, нарушению единой финансо­во-кредитной и бюджетно-налоговой политики страны, увеличиваю­щемуся разрыву в уровне и качестве жизни населения;

• нарушения принципов равноправия субъектов Федерации с центром, проявления неправомерных форм институциональных преобразований в регионах, низкого уровня самодостаточности большинства регионов;

• нарушения сбалансированности межбюджетных отношений, что приводит к рассогласованию интересов участников бюджетного про­цесса.

13. Высокий уровень инфляции.

14. Несовершенство механизмов формирования экономической политики (высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббизма на при­нятие экономических решений; непоследовательность и несогласованность действий центральных экономических ведомств), которое может приводить к нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозы социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность отечественных производителей.

15. Негативная политика в сфере приватизации, резкое занижение стои­мости приватизируемых объектов.

16. Высокий уровень внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Внешние угрозы в сфере экономики

1. Высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики.

Факторы, определяющие угрозы во внешнеэкономической сфере: сложившаяся топливно-сырьевая направленность российского экс­порта, потеря традиционных рынков сбыта военной и машинострои­тельной продукции;

• преобладание в импорте предметов потребления и продовольствия при снижении доли машин, оборудования и современных техноло­гий, что усиливает зависимость российской экономики от внешне-экономической конъюнктуры;

слабая государственная поддержка экспорта, прежде всего наукоем­кой продукции;

• переход производств и предприятий, имеющих ключевое значение для экономики и обеспечения национальной безопасности государства, под контроль нерезидентов и перепрофилирование этих произ­водств в направлении, противоречащем интересам развития отечест­венной экономики;

• сохранение зависимости РФ от международных финансовых органи­заций и иностранных государств в связи с внешнедолговыми обяза­тельствами;

• зависимость национальной кредитно-денежной системы от междуна­родных или национальных валют и платежных балансов других стран;

• формирование дискриминационных для России механизмов ценооб­разования на внешних рынках.

2. Высокий уровень внешнего государственного долга, связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политиче­ских решений.

3. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), усиленных расшире­нием НАТО и ЕЭС к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Даль­невосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со сто­роны иностранных государств.

4. Приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытесне­ния отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих ви­дов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.

5. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлени­ем России в ВТО.

6. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенностъ таможенной и государственной границы.

7. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии и Латвии.

По оценке специалистов наибольшую угрозу представляет попадание государства и общества в так называемые «зоны высокой опасности».

В социальной сфере к состоянию «высокой опасности» относятся: потеря способ­ности к «воспроизводству» населения в результате критического падения качества жизни; ухуд­шение физического, психологического и генетического здоровья населения; утрата нравственности и защищенности личности и общества; деградация культурного, образовательного и профессионального уровня населения; ин­тенсивная дестабилизация общества и потеря социальных перспектив для его значительной части; рост социальных конфликтов и недостаточная эффек­тивность работы органов власти.

 

 

В экономической сфере к состоянию «высокой опасности» следует отне­сти:

• потерю способности экономической системы государства выйти из кризиса в результате критического воз­действия таких факторов, как: интенсивный рост экономической пре­ступности, парализующей экономическую систему государства и ци­вилизованное предпринимательство;

• критическое сужение «ресурсного» пространства (т.е. возможностей удовлетворения потребностей государства в сырьевых ресурсах) и потеря возможностей адаптации экономической системы к сокраще­нию сырьевых и энергетических ресурсов;

• качественную деградацию и структурный кризис индустриальной системы вследствие критического падения промышленного, техноло­гического, научно-технического, экспортного, платежного потенциа­лов государства;

• интенсивный рост издержек производства и развертывание инфляци­онных процессов;

• критическое состояние инфраструктуры государства;

• развал его финансовой системы и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.