Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика методов инженерной психологии




Традиционно выделяются следующие методы инженерной пси логии [8, с. 29-62; 3, с. 75-76]:

Организационные методы, обеспечивающие комплексный пс ход к исследованию СЧМ (главное — не синтез изолирован!-исследований, а «синтез нового» знания).

Эмпирические способы получения нового знания:


 

1) психофизиологические методы (исследования или испытания):
исследования — раскрывают механизмы и закономерности; испыта-
ния __ выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

2) физиологические методы (определяют затраты организма,
«психофизиологическую цену» успешности в труде);

3) наблюдение и самонаблюдение;

 

4) эксперимент (лабораторный, производственный, «форми­
рующий»);

5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, бе­
седы-интервью);

6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, цик­
лография, профессиографическое описание, трудовой метод,
оценка изделий);

7) метод моделирования (предметное, математическое, кибер­
нетическое, психологическое, статистическое моделирование) —
это наиболее специфичный для инженерной психологии метод,
определяемый самим характером работы человека-оператора, вза­
имодействующего не столько с реальным объектом, сколько с
его информационной моделью.

Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов — имитационные (моделирование с помощью ЭВМ от­дельных трудовых процессов и труда в целом).

Способы интерпретации данных — в контексте целостного, си­стемного подхода.

Поскольку метод моделирования является наиболее специфич­ным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его бо­лее подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специ­фики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это методы моделирования Деятельности оператора в системе «человек—машина». Как отме­чает Б. А. Смирнов, сущность метода моделирования — «изучение Деятельности и построение на основе этого изучения психологи­ческой, математической или статистической модели» [11, с. 60]. Заметим, что модель должна «воспроизводить» не весь моделиру­емый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.

Б. А. Смирнов выделяет виды моделирования деятельности опе- ,с. 60-63]:

психологическое моделирование — замещение реальной деятель-н°сти некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психоло-моделирования: 1) внешнее воспроизведение, имита-


 




ция деятельности и рабочего места оператора; 2) воспроизвел ние характерных сторон деятельности без внешнего сходства пример, моделирование групповой деятельности по гомеостат ческой методике, когда несколько человек в разных душевых бинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, бы всем было хорошо. Внешне это никак не похоже на «настс»| щую» работу операторов, но по сути моделирует сложные отнс шения в бригаде операторов);

математическое моделирование — исследование деятельност помощью математических моделей (через формулы, неравенст закономерности), когда такая модель ставится в соответствие альному процессу труда;

статистическое (имитационное) моделирование — имитаод деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействк и просчета различных факторов, включая и прогнозирование ел чайных факторов.

Достоинства статистического моделирования: по сравнению! психологическим моделированием появляется возможность ег применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда 61 реальной деятельности нет и как бы нечего «имитировать»); сравнению с математическим моделированием — возможность учв та основных психофизиологических закономерностей деятельно сти оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели где «соответствие реальному процессу» лишь предполагается).

Недостатки статистического моделирования: метод статис ческого моделирования — «численный и поэтому результаты, по лученные при таком моделировании, соответствуют определен ным начальным условиям и исходным данным» (не учитываете изменчивость этих условий и данных). Поэтому «для других услО вий моделирование необходимо проводить заново» — отмечай Б. А. Смирнов [там же, с. 61—62].

Значимость разных методов моделирования на разных этапа проектирования СЧМ:

на первых этапах преимущество за методами математическоГ и статистического моделирования;

на более поздних — за психологическим моделированием;

на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность опер тора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и матем2(тическое моделирование).

3. Особенности и классификация систем «человек— машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ

Разными авторами предлагается общее представление о систе «человек— машина» (СЧМ) [8, с. 63—70; 3; 4]. Система (в общей ории систем)это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействуя


иХ элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из от­дельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким об­разом, единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:

по степени участия в работе системы человека'. 1) автоматичес­кие (работающие практически без человека); 2) автоматизиро­ванные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без примене­ния сложных технических средств);

по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (че­ловек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокаци­онные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделиру-юшие установки, макеты);

по характеристике «человеческого звена» («человеческого фак­тора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или опе­ратор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бри­гада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работа­ют на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью опе­раторов);

по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель — автомобиль»); 2) ча­стичное стохастическое (например, система «оператор — компью­тер, ЭВМ», «наладчик— станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаи­модействие;

по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инстру­ментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инстру­менты и приборы, которые отличаются высокой точностью вы­полняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого че­ловека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) слож­ные человеко-машинные системы (включают целую систему взаи­мосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система Расширяется до «человек— человек— машина» как некая иерархия более простых систем).

Традиционно выделяются следующие показатели качества сис-пем «человек— машина» (СЧМ):

Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичностъ.

Целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость стемы (социально-психологические и психологические харак-Ристики; возможность контролировать систему); 2) обслужива-


 




емость (соответствие физиологическим и психофизиологическ характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие сие мы антропометрическим характеристикам оператора); 4) мость (соответствие гигиеническим требованиям).

Основные показатели работы систем «человек — машина»:

1) быстродействие (определяется временем прохождения и*
формации по замкнутому контуру «человек —машина», т.е.
мя, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сщ
нал);

2) надежность и точность работы оператора (степень вероятно
сти правильного решения задач оператором);

3) своевременность решения задачи (как вероятность того, чт
поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже устаноя
ленного времени);

4) безопасность труда оператора (как снижение вероятност
травм и аварий);

5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное ко
личество информации, перерабатываемой автоматическими ус
ройствами);

6) экономические показатели (полные затраты на проектирс
вание, создание и эксплуатацию СЧМ).

Заметим, что по всем этим показателям можно производить дс таточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер ной психологии современные математико-статистические среде

Классификация основных условий (элементов), определяющих э^ фективность труда [3, с. 319—321]:

1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (ее
ственная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэр
золи); микроклимат (температура, влажность, скорость движени
воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук|
излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующе'
электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (пи
вышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биолС
гические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растею
животные);

2) психофизиологические («трудовые») элементы — физичв
екая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в ]
рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность •
вого процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточнь
недельный, годовой); травмоопасность;

3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой ко!|
позиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахе
композиционная согласованность природного пейзажа; композ
ционная целостность интерьеров рабочих помещений; композ
ционная согласованность компонентов технологического обор
дования; композиционная согласованность компонентов допс


: объектов (объектов, не несущих функциональной нагруз-<; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

4) социально-психологические элементы — сплоченность кол­лектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидер­ство, производственные конфликты); внепрофессиональные фак­торы (бытовые условия, семейные отношения).

4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)

и общая схема его деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.