КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика методов инженерной психологииТрадиционно выделяются следующие методы инженерной пси логии [8, с. 29-62; 3, с. 75-76]: Организационные методы, обеспечивающие комплексный пс ход к исследованию СЧМ (главное — не синтез изолирован!-исследований, а «синтез нового» знания). Эмпирические способы получения нового знания:
1) психофизиологические методы (исследования или испытания): 2) физиологические методы (определяют затраты организма, 3) наблюдение и самонаблюдение;
4) эксперимент (лабораторный, производственный, «форми 5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, бе 6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, цик 7) метод моделирования (предметное, математическое, кибер Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов — имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом). Способы интерпретации данных — в контексте целостного, системного подхода. Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это методы моделирования Деятельности оператора в системе «человек—машина». Как отмечает Б. А. Смирнов, сущность метода моделирования — «изучение Деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели» [11, с. 60]. Заметим, что модель должна «воспроизводить» не весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты. Б. А. Смирнов выделяет виды моделирования деятельности опе- ,с. 60-63]: психологическое моделирование — замещение реальной деятель-н°сти некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психоло-моделирования: 1) внешнее воспроизведение, имита-
ция деятельности и рабочего места оператора; 2) воспроизвел ние характерных сторон деятельности без внешнего сходства пример, моделирование групповой деятельности по гомеостат ческой методике, когда несколько человек в разных душевых бинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, бы всем было хорошо. Внешне это никак не похоже на «настс»| щую» работу операторов, но по сути моделирует сложные отнс шения в бригаде операторов); математическое моделирование — исследование деятельност помощью математических моделей (через формулы, неравенст закономерности), когда такая модель ставится в соответствие альному процессу труда; статистическое (имитационное) моделирование — имитаод деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействк и просчета различных факторов, включая и прогнозирование ел чайных факторов. Достоинства статистического моделирования: по сравнению! психологическим моделированием появляется возможность ег применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда 61 реальной деятельности нет и как бы нечего «имитировать»); сравнению с математическим моделированием — возможность учв та основных психофизиологических закономерностей деятельно сти оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели где «соответствие реальному процессу» лишь предполагается). Недостатки статистического моделирования: метод статис ческого моделирования — «численный и поэтому результаты, по лученные при таком моделировании, соответствуют определен ным начальным условиям и исходным данным» (не учитываете изменчивость этих условий и данных). Поэтому «для других услО вий моделирование необходимо проводить заново» — отмечай Б. А. Смирнов [там же, с. 61—62]. Значимость разных методов моделирования на разных этапа проектирования СЧМ: на первых этапах преимущество за методами математическоГ и статистического моделирования; на более поздних — за психологическим моделированием; на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность опер тора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и матем2(тическое моделирование). 3. Особенности и классификация систем «человек— машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ Разными авторами предлагается общее представление о систе «человек— машина» (СЧМ) [8, с. 63—70; 3; 4]. Система (в общей ории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействуя иХ элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом, единая задача, общая цель строит систему. Выделяются различные критерии классификации СЧМ: по степени участия в работе системы человека'. 1) автоматические (работающие практически без человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств); по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделиру-юшие установки, макеты); по характеристике «человеческого звена» («человеческого фактора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или оператор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работают на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов); по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель — автомобиль»); 2) частичное стохастическое (например, система «оператор — компьютер, ЭВМ», «наладчик— станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаимодействие; по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого человека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система Расширяется до «человек— человек— машина» как некая иерархия более простых систем). Традиционно выделяются следующие показатели качества сис-пем «человек— машина» (СЧМ): Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичностъ. Целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость стемы (социально-психологические и психологические харак-Ристики; возможность контролировать систему); 2) обслужива-
емость (соответствие физиологическим и психофизиологическ характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие сие мы антропометрическим характеристикам оператора); 4) мость (соответствие гигиеническим требованиям). Основные показатели работы систем «человек — машина»: 1) быстродействие (определяется временем прохождения и* 2) надежность и точность работы оператора (степень вероятно 3) своевременность решения задачи (как вероятность того, чт 4) безопасность труда оператора (как снижение вероятност 5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное ко 6) экономические показатели (полные затраты на проектирс Заметим, что по всем этим показателям можно производить дс таточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер ной психологии современные математико-статистические среде Классификация основных условий (элементов), определяющих э^ фективность труда [3, с. 319—321]: 1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (ее 2) психофизиологические («трудовые») элементы — физичв 3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой ко!| : объектов (объектов, не несущих функциональной нагруз-<; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений; 4) социально-психологические элементы — сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения). 4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |