Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Никонов 17 страница




Французские монахи в течение нескольких веков про­мышляли тем, что показывали паломникам слезы Иисуса. Причем не просто слезы, а ту конкретную слезу, которую Иисус проронил, узнав о смерти святого Лазаря! Видимо, кто-то в этом момент стоял рядом с пробиркой наготове и тут же взял у Христа анализ выделений.

В Генуе долгое время хранился хвост осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. А испанские церкви демонстри­ровали отрубленные головы того самого петуха, который про­кричал после того, как Петр трижды отрекся от Иисуса!

Помню, в Риме сестра упорно тащила меня в какую-то церковь, где хранится кусок креста, на котором распяли Иисуса, и гвоздь, которым его приколачивали. Она не знала, что в разных церквях и монастырях мира хранится более ты­сячи голгофских гвоздей! Видимо, римляне пришивали Иису­са к кресту с помощью строительного пистолета. Или даже пулемета...

 

И во все это верующие верили и верят! Даже после сенса ционных признаний иерусалимского иерарха Феофила о том что церемония зажжения благодатного огня есть всеголишь представление, на православных сайтах замелькали cле дующие сообщения от утопающих, хватающихся за соло минку:

— А я все-таки уверен, что это истинное чудо!

— Феофил мог сказать о зажигалке для того, чтобы про верить нашу веру.

— На самом деле Феофил просто нас всех обманул!

— А он вовсе этого и не говорил. Да, он заявил, что это всего лишь церемониальное представление. Но он же не ска­зал впрямую, что чуда не происходит! Слов «не чудо» не было сказано!

— Он просто не употребил слово «чудо», потому что при­вык за много лет к чуду и воспринимает его как обыденность.

— Даже если все патриархи признаются, что это мошен­ничество, я все равно буду верить в чудо, потому что люди могут лгать, а Господь нет.

...Здесь поможет только хирургическое вмешательство -ампутация головы...

 

 

§ 4. Разжижение чудом

 

Надо признать, что католики, которые втайне смеются над наивностью православных (всерьез верящих в то, что Господь унижается до мелких чудес с огнем в Иерусалимском храме), сами имеют точно такое же громкое «чудо». Причем показывают его прихожанам не раз в год, как попы в храме Гроба Господня, а целых три!

В первое воскресенье мая, 19 сентября и 16 декабря в ка­федральном соборе Неаполя местный епископ демонстрирует следующее «чудо». Прочтя молитву, он берет в руки герметич­ный стеклянный сосуд с красно-бурым порошком и начинает его трясти. Порошок превращается в жидкость. Публика за­мирает в религиозном экстазе.

А примерно через сутки пенная красная жидкость, кото­рую тут все называют кровью святого Януария, вновь пре­вращается в сухой порошок. До следующего представления.

Зачем Богу (или святому Януарию) понадобилось перио­дически превращать бурый порошок в пенную жидкость, епископ вам не скажет. Видимо, для того, чтобы развлечь публику. Католический Господь так же мелковат, как право­славный, не находите? Разменивается на невразумительные фокусы, да еще показывает их так редко. В цирке лучше! И честнее. Потому что если в цирке человек глотает огонь, он не говорит, что это чудо. Вы хоть в одной церкви видели попа, глотающего огонь? Если бы трюк подобного уровня сложности был показан в церкви с лейблом «подлинное чудо», шум стоял бы на весь мир, а лом фанатиков был бы таким, что мама не горюй...

Ладно... Вернемся к Януарию. Кто он вообще такой, и по­чему удостоился звания святого? В IV веке, при императоре Диоклетиане, Януарий работал христианским епископом не­большого региона Бенвенуто на юге Италии.

 

Первые два десятка лет правления Диоклетиана - одно­го из величайших римских императоров - прошли для хри­стиан спокойно. Преследованию подвергались только хри­стиане, служившие в армии, - солдаты, поскольку они часто нарушали воинскую дисциплину, за что и несли суровые на­казания. А гражданские штафирки чувствовали себя в пол­ной безопасности. О чем им было беспокоиться, если прямо напротив императорского дворца открыто функционирова­ла христианская церковь, а при дворе Диоклетиана было полно христиан!?

Но затем политика императора по отношению к христиа­нам резко изменилась. Почему же римляне, которые всегда отличались крайней веротерпимостью и не запрещали ника­ких религий в империи, вдруг начали гонения на христиан? Есть мнение, что этот поворот был вызван поведением са­мих христиан: как юная и потому фанатичная секта (да еще с буйными иудаистскими корнями), христианская религия была чересчур агрессивна в своих проявлениях и отличалась крайней нетерпимостью. Никогда в империи поклонники одной религии не смотрели косо на представителей других. Но христиане сумели так всех достать, что нарвались на от­ветные неприятности. Христиан начали гнобить, имуще­ство конфисковывать, а храмы разрушать. И первым был разрушен храм, который Диоклетиан каждый день видел из своих окон.

Среди пострадавших от репрессий была даже супруга Диоклетиана Александра. Попал под раздачу и епископ Яну-арий. Его взяли после того, как он возмутился несправед­ливым арестом одного своего коллеги. Суд вынес Януарию смертный приговор, который и был приведен в исполнение. Несправедливый приговор и сан епископа — единственные заслуги Януария перед христианством. Поэтому, чтобы «на­тянуть» его на святого, в дальнейшем были придуманы ле­генды о его «чудесатости».

 

Расправились с Януарием местные власти, но, по леген­де, лично император распорядился бросить епископа в огонь, в котором тот горел три дня, после чего вышел из пламени целым и невредимым. Однако императора такой поворот дела ничуть не смутил. Вместо того чтобы, узрев этакое чудо, тут же стать новообращенным христианином, император в лучших сказочных традициях решил повторить попытку, только на сей раз применил иную технологию: Януария бро­сили на растерзание диким зверям. Однако, вместо того чтобы скушать януарьево мясо, звери стали лизать епископу ноги. Но и это чудо не впечатлило Диоклетиана. Он отдал приказ отрубить Януарию голову.

Третья попытка отчего-то оказалась успешной. Хотя, по­сле того, что случилось ранее, мы могли бы ожидать, что меч отскочит от стальной шеи Януария. Однако волшебство кон­чилось, и голова Януария спокойно отделилась от туловища. Жить без головы Януарию оказалось затруднительно, и он умер. Господь Бог, который дважды зачем-то спасал своего любимца, на третий раз махнул на него рукой. Я же говорю: не ищите логики...

Зато на месте казни тут как тут оказалась проворная жен­щина с несколькими колбами, в которые она собрала кровь Януария. Почему Диоклетиан позволил ей это сделать, сказ­ка умалчивает. Однако с той поры христиане имеют две кол­бы с кровью Януария. Одна из них уже не работает, в ней остались только бурые сухие пятна по стенкам, которые, как ни тряси, в жидкость превращаться не хотят. А другая еще функционирует. Колба эта представляет собой стеклянный сосудик с двумя металлическими крышками, которые гер­метично приклеены к стеклу окаменевшей замазкой.

Казнили Януария примерно 1700 лет тому назад. А чудо с его кровью начало происходить примерно 600 лет назад. Чем обусловлен более чем 1000-летний перерыв, официаль­ная церковная версия не проясняет.

 

Ученые всегда подозревали, что в основе «чуда» лежит химическая реакция. Подобного типа тиксотропические ре­акции ученым известны давно - в них встряска запускает химический процесс.

Еще в девяностых годах XX века химики сделали пасту, которая от тряски превращалась в жидкость. Правда, для это­го пришлось использовать вещества, которых не было в четыр­надцатом веке, когда чудо было впервые продемонстрирова­но церковным зевакам. Изготовленная учеными тиксотропная паста состояла из воды, хлорида натрия, карбоната кальция и одной из разновидностей хлорного железа. С водой проблем нет. Хлорид натрия, как вы знаете, это обычная поваренная соль. Карбонат кальция — школьный мел или толченые ра­кушки. А вот необходимый для реакции хлорид железа — редкость. Вот только откуда его взяли средневековые монахи, если в Италии этот минерал в чистом виде не встречается?

А должен встречаться! Ведь чудо-то показывают! Не Го­сподь же его сотворяет! Значит, надо искать природный ис­точник хлорного железа, доступный в XIV веке.

Помог случай. Химикам попался на глаза геологический отчет об исследовании горных пород в окрестностях Везу­вия. Необходимое вещество обнаружилось в лавовых полях вулкана. Когда-то оно было в изобилии извергнуто из его недр вместе с другими породами. Последняя точка оказалась поставленной. Исследователи смешали воду, поваренную соль, порошок из толченых ракушек, вулканический мине­рал, содержащий хлорид железа, и получили кровь святого Януария — красно-бурый порошок, который от тряски на не­которое время становился жидкостью.

Кстати говоря, в Средние века, помимо неапольского со­бора, еще несколько итальянских церквей имели подоб­ные сосуды с «кровью», которыми попы развлекали публику. Однако впоследствии все они оказались утраченными (ви­димо, реагент высох из-за недостаточной герметичности).

Так вот, все эти церкви были сосредоточены в районе Везувия, где только и можно было добыть нужный материал!

Оставалось только сравнить состав, полученный учеными, с тем веществом, которое содержалось в церковном сосуде. Но попросить у католиков вещество на анализ - все равно, что попроситься с кинокамерой в кувуклию иерусалимско­го храма Гроба Господня... Когда отчет исследователей был опубликован, Ватикан на некоторое время1 затаился. После чего церковники заявили, что ни в коем случае не дадут ученым ни грамма «крови Януария» на анализ. А что им еще оставалось делать? Один раз они уже дали кусочек святыни на анализ...

 

§ 5. Кусочки на анализ, или Последний бастион веры

 

Про Туринскую плащаницу слышали, наверное, все. Хотя бы мельком. Это одна из самых знаменитых христиан­ских реликвий. Штука эта действительно любопытная...

Как ясно из названия, Туринская плащаница хранится в одном из соборов города Турина. Это льняное полотнище длиной немногим более четырех метров и шириной чуть бо­лее метра. Если это полотно развернуть, на нем можно об­наружить смутное желтоватое изображение человеческого тела — с лица и со спины. Человек напоминает Христа, как его обычно рисуют на иконах - удлиненное лицо, длинные во­лосы, усики и бородка. Руки цело­мудренно прикрывают гениталии. При большом старании можно за­метить следы от ран на запястьях.

Согласно легенде, именно в это полотно члены Синедриона Нико-дим и Иосиф Аримофейский за­вернули тело казненного Иисуса и снесли в пещерку. Потом Иисус чудесным образом испарился (вос­крес), а саван остался. А на сава­не — блеклый рисунок Иисусова тела. Он образовался, когда Иисус испарялся (возносился, возгонялся) сквозь ткань. Процесс этот, видимо, сопровождался большим выбросом

Туринская плащаница в развернутом виде. Вид спереди

 

энергии и некоего таинственного излучения, которое так воздействовало на ткань, что оставило на волокнах полотна желтоватые следы в виде тела...

Такова одна из версий чудоверцев. К ним мы еще вернем­ся, а пока в двух абзацах пробежимся по истории Туринской плащаницы.

Первые упоминания о плащанице относятся к XIV веку — эпохе массовой фабрикации христианских реликвий мо­нахами и прочими мошенниками. Первым хозяином ее был французский граф Жоффруа де Шарни. Откуда она взялась у графа — тайна, покрытая мраком. Зато дальнейшая судьба экспоната известна довольно точно. После смерти хозяина плащаница попала в одну из церквей во владениях покой­ного графа, где была выставлена для всеобщего обозрения. Через три десятка лет слухи об этой реликвии достигли Ва­тикана. Католические эмиссары прибыли, осмотрели полот­но и без труда опознали в нем обычный рисунок красками на полотне, то есть подделку. Иными словами, уже с конца XIV века всерьез к плащанице никто не относился, кроме раз­ве что простоватых паломников. Почему же попы в XIV веке так быстро и категорично определили подделку, а нынешние апологеты не могут? Об этом ниже...

Затем наследники графа подарили плащаницу герцогам Савойским. Через 80 лет после этого ткань частично подверг­лась воздействию огня - в церкви, где она хранилась, при­ключился пожар. К счастью полотно не очень сильно постра­дало, а несколько прогоревших дырочек были заштопаны монашками. В XVI веке владельцы переехали из Франции в Турин, и реликвия стала храниться у главного алтаря в ко­ролевской часовне Туринского собора.

Настоящая слава к плащанице пришла в конце XIX века, после изобретения фотографии. Новая игрушка (фотоаппа­рат) ужасно понравилась человечеству, и оно кинулось фото­графировать все, что можно было запечатлеть. Одни, получив в руки чудесный прибор, стали снимать порнографию, дру­гие промышляли, делая семейные фото граждан, а итальянец Секондо Пиа сфотографировал плащаницу.

Вечером, работая с фотонегативами, он неожиданно об­наружил, что держит в руках... позитив! То есть сама плаща­ница представляла собой негативное изображение. И гораздо удобнее смотреть на него именно в «фотонегативном» виде.

Изображение лица на фотонегативе. Фактически это позитив

 

Это пробудило вспышку интереса к плащанице, и десят­ки исследователей с энтузиазмом бросились на разгадку ее тайн. Главной из которых был вопрос о подлинности релик­вии. Вопрос, как вы понимаете, непростой. Ведь нужно было не только доказать, что это не картина, написанная средне­вековым художником, и в полотно действительно был за­вернут человек, но самое главное, что человек этот — Иисус, а не какой-нибудь левый дядька. И, тем не менее, верующие исследователи с этой задачей успешно справились. Вера во­истину творит чудеса!..

За столетие после первого фотоснимка плащаницы была опубликована тьма научных, околонаучных и популярных работ, авторы которых старательно доказывали подлинность вещицы.

Энтузиасты, изучая фотонегативы, нашли следы много­численных истязаний - распухшую щеку, переломанную переносицу, следы ударов бича, рану от копья римского ле­гионера на боку. Определили, что терновый венец имел вид не венка, а, скорее, шапочки. Отыскали на лбу изображения царапин от колючек. А некоторым особо одаренным исследо­вателям удалось даже разглядеть на глазах покойного отпеча­ток римских монет времен императора Тиберия, а на правом плече — след от креста, который нес Иисус!

Да мало ли что может примерещиться убежденным фана­тикам в нечетких пятнах или разводах кофейной гущи!..

Мелькают даже сообщения об обнаруженной на плаща­нице крови или сукровице. Якобы они остались на полотне потому, что у Иосифа Аримофейского не было времени об­мывать тело (близилась суббота), поэтому он набальзами­ровал Иисуса прямо грязного, в поту и крови. При этом на­бальзамировал тщательно, судя по количеству затраченных материалов. То есть пяти минут, чтобы обмыть тело, у него не нашлось, а вот для того чтобы натереть его тридцатью кило­граммами смирны и алоэ, нашлось! (Это евангельская циф­ра, приведенная к более привычной для нас системе мер.)

Так вот, никакой крови на полотне не найдено! Химиче­ский анализ красновато-бурых пятен, проведенный в 1973 го­ду двумя учеными — Фраше и Филограмо — показал: гемо­глобина там нет. То есть это точно не кровь. Скорее всего, красные пятна - это киноварь (сернистая ртуть), то есть красный краситель.

И здесь мы переходим к основному вопросу: как и чем на полотно нанесено изображение? И почему оно негатив­ное?

С одной стороны, на полотне были обнаружены следы киновари, а позже пурпура и охры, то есть красок. Причем краски эти начали использовать с XIII века, не ранее. С дру­гой, это были именно следы, то есть совсем небольшое ко­личество. Апологеты чудес предположили, что красками средневековые художники просто подновляли изображение, чтобы сделать его более видимым. Вместе с тем в апологе­тических источниках рассказывается, что в Средневековье плащаницу вываривали в масле, чтобы снять последние остатки краски с полотна и убедить публику в том, что изо­бражение при этом никуда не исчезло. И оно действитель­но не исчезло, поскольку и в самом деле образовано не кра­сками!

Изображение образуют потемневшие участки льняных волокон. Представьте себе нить в сечении. Это круг. Так вот, верхний сегмент этого круга темнее, чем нижний. Потемне­ние произошло только на верхней части полотна, обращен­ной к свету, в то время как нижняя сторона нитей осталась белой. Белыми остались даже обращенные вверх сегменты нити — там, где одна нить полотна ныряет под другую, зате-няясь ею. То есть потемнение нитей неравномерное. На гор­бике одной, отдельно взятой нити оно максимально. А там, где нить меняет угол, уходя в глубь ткани и подныривая под другую нить, интенсивность потемнения меняется от макси­мума до нуля.

Типичная картина засветки! Там, где солнечные лучи па­дают на нить перпендикулярно, — максимальное потемне­ние, а где под углом — меньшее. Мы все знаем случаи подоб­ной засветки — так желтеет газета, оставленная на солнце. Газета сделана из того же материала, что и льняная ткань, — из целлюлозы. Собственно говоря, засветка — это дегидра­тация, то есть обезвоживание целлюлозы под воздействием электромагнитного излучения. Как только содержание воды в текстильном волокне становится меньше одной десятой от массы сухого волокна, оно темнеет и охрупчивается. Со­ответственно, апологетами подлинности были выдвинуты две гипотезы.

Первая (о ней мы уже упоминали): это были не солнечные лучи! Когда Иисус «воскресал», возносясь, его тело излучило неведомую науке энергию, засветившую ткань...

Вторая гипотеза — химическая. Когда мертвое тело че­ловека (допустим, Христа) заворачивали в тряпочку, произо­шла химическая реакция между бальзамическими маслами и телесными выделениями. В результате потемнели нити полотна в тех местах, где оно максимально плотно прилегало к телу. Так получились пятна, образовавшие рисунок тела...

Однако, как ни бились люди, выдвинувшие эту гипотезу, подтвердить ее экспериментально им не удалось. Тогда по­явилась третья версия, совместившая первую и вторую — химическую и засветочную.

Итак, Христа набальзамировали ароматическими смола­ми и завернули в ткань, которая в местах соприкосновения с телом пропиталась бальзамическим составом. В состав средства для бальзамирования входили оливковое масло, полисахариды из алоэ, щелочные вещества и пр. После этого ткань могли разложить на солнце для просушки. То есть практически на экспозицию.

Как отмечает автор гипотезы (М. Т. Левченко), «в полу­денные часы летних месяцев, особенно в южных районах, количество энергии солнечных лучей у земной поверхности может достигать значительной величины — до 600 Вт/м2. Масляное окружение частей волокон в этом случае играло роль хорошей теплопроводящей среды, способствуя нагреву других участков волокон и, как следствие, их необратимой дегидратации. И здесь есть два механизма. Во-первых, гидро­фильные вещества из сока алоэ (полисахариды), попавшие из мази на полотно, формировали водородные связи с молеку­лами целлюлозы нагретых волокон, вытесняя молекулы воды.

А во-вторых, микрочастицы смолистых веществ, которые об­разуют в масле суспензию, могли нагреваться гораздо силь­нее белых волокон и служить своего рода концентраторами солнечной энергии: под ними дегидратация волокна должна идти гораздо быстрее».

Автору удалось даже экспериментально подтвердить воз­можность нанесения на ткань дегидратированных отпечат­ков с помощью масла! Он разболтал в воде толченый ладан и сок алоэ, добавил туда оливкового масла, щепотку соли, немного соды, прогрел, остудил, окунул в смесь ладонь и при­печатал ее к белой ткани. А затем положил ткань под ксеноновую лампу со спектром излучения, похожим на солнечный. Время экспозиции составило 20 минут. После этого на ткани остался потемневший след руки желтовато-бурого цвета.

Вывод отважного экспериментатора: «На основе прове­денных модельных опытов можно сделать вывод, что обез­воженное на солнце тело и сухое место погребения при не­большом количестве мази на теле могли дать четкий масля­ный отпечаток тела на полотне».

Могли. Но дали ли? Откуда известно, что на Туринском полотне сработал именно такой механизм? Из эксперимента это никак не вытекает. Тем не менее апологеты плащаницы кинули эту публикацию в свою копилку доказательств. У них там и до этого кое-что позвякивало.

Например, еще в начале пятидесятых годов прошлого века было заявлено, что ткань, судя по ее примитивной структу­ре, кажется, действительно была сделана в I веке... В семидеся­тые годы другой исследователь подтвердил это, заявив, что лен, из которого сделано полотнище, культивировался в Малой Азии в I веке нашей эры. Через несколько лет третий энтузи­аст написал, что отыскал на плащанице остатки пыльцы растений-эндемиков, произрастающих только в Палестине...

Наконец, в 1988 году физиолог Б. Е. Тафф победно протру­бил: на плащанице невероятно четко совпадают изображения передней части человека и задней, будто в нее действитель­но кого-то заворачивали... Но было уже поздно! Потому как в том же году от плащаницы были отрезаны кусочки ткани и направлены на радиоуглеродный анализ. Который и по­ставил в этой истории последнюю точку.

«Возраст полотна - 690 лет плюс-минус 30 лет, оно было изготовлено никак не ранее XIII века!» - таков был оконча­тельный вердикт ученых. Услышав его, в Ватикане крякну­ли и заявили, что они и ранее не считали плащаницу под­линной, а считали ее чем-то вроде иконы работы средневе­кового мастера.

Свое расстройство Ватикан выдал только тем, что осуще­ствил ряд кадровых перестановок. Виновные в том, что дали разрешение на взятие проб, были сняты с постов. А как им было не дать разрешения, если мировое научное сообщество буквально выкрутило руки кардиналам? Те долго и честно со­противлялись, лавировали, но общественный и научный ин­терес был столь велик, что пришлось согласиться. Кроме того, у церковников была небольшая надежда, что плащаница ока­жется подлинной: многочисленные псевдонаучные публика­ции вскружили Ватикану голову. Головокружение оберну­лось катастрофой...

Православные наверняка взяли этот опыт на вооруже­ние, и в кувуклию теперь точно никого не пустят. Впрочем, ученые туда и не рвутся, ибо на Западе прекрасно известно реальное положение вещей с благодатным огнем.

Теперь можно было сколько угодно трясти копилкой чу­десных доказательств про пыльцу и выкидывать прочие мел­кие козырьки. Но побить козырной туз радиоуглеродного анализа невозможно. Казалось, все кончено — как и в исто­рии с чудом благодатного огня после интервью патриарха Феофила в 2008 году. Но разве в вопросах веры может быть поставлена последняя точка?

Когда за десять лет до радиоуглеродного анализа в Ту­рине был на месяц открыт всеобщий доступ к плащанице, город посетили более трех миллионов фанатиков. Многие из них с безумными глазами шастали по Турину, нарядив­шись в белые полотнища, напоминающие саваны, настолько велика была экзальтация!.. А теперь скажите, разве людей, которые живьем закутываются в саван, сможет разубедить какая-то там наука?

После опубликования данных радиоуглеродного анализа фанатики, не желающие примиряться с фактами, заявили, что они верят в истинность плащаницы и не верят в радио­углеродный анализ. А чуть позже, снявши саваны, стали приводить в популярной литературе примеры неточности этого анализа.

Действительно, радиоуглеродный анализ порой дает аб­сурдные результаты. Но связано это не с несовершенством метода, а с неопытностью экспериментаторов и ошибками в приготовлении образца. Дело в том, что метод этот техно­логически очень сложен и требует высочайшей лаборатор­ной культуры (подробнее об этом — в моей книге «История отмороженных»). Сам же принцип радиоуглеродной дати­ровки абсолютно безупречен, поскольку физические часы полураспада элементов — самые точные часы во Вселенной, а метод базируется на одной из самых фундаментальных фи­зических констант.

Кроме того, радиоуглеродный анализ образцов плаща­ницы проводили не в одной лаборатории, а в трех — в разных странах и на разных континентах. Могли ошибиться амери­канцы. Могли ошибиться англичане в своем Оксфорде. Мог­ли, наконец, ошибиться швейцарские ученые. Но не все сразу! Все три лаборатории ошибиться не могли, тем более так оши­биться, чтобы выдать практически одинаковые результаты!

Понимая это, отдельные боговерующие физики усо­мнились даже в... самой физике. Они предположили, что две тыщи лет назад, с рождением Христа в мире резко измени­лись все основные физические постоянные, включая кон­станту слабого взаимодействия, гравитационную постоян­ную и проч. Мол, поэтому радиоуглеродный анализ и дал ошибку в 1300 лет. Но поскольку физические константы — величины фундаментальные, то есть лежащие в основе мира, у этих странных физиков поползла вся картина Вселенной. И не удивительно, что в своих выводах они, в конце концов, пришли к несоблюдению законов сохранения энергии.

Другие «спасатели чуда» были не столь радикальны. Они просто предположили, что Христово воскресение сопрово­ждалось ядерными реакциями, которые нарушили изотоп­ный баланс плащаницы, «омолодив» ее.

Однако самыми хитрыми оказались те апологеты, кото­рые заявили: все три лаборатории дали ошибочный резуль­тат, потому что плащаница оказалась загрязнена посторон­ними примесями. Во-первых, она в Средние века подверга­лась воздействию пожара — значит, поры ткани теоретически могли забиться средневековой копотью, что внесло помеху при определении ее возраста. Во-вторых, плащаницу варили в средневековом масле, которым она пропиталась. Это тоже могло сыграть роль помехи...

Дошло до того, что в 2006 году средства массовой ин­формации облетела сенсация: криминалисты ФСБ России подтвердили подлинность Туринской плащаницы и резуль­таты расследования немедленно доложили президенту Пути­ну... Правда, сообщали об этом только желтые издания (та­кие, как «Утро», «Жизнь») да различные развлекательные порталы. И один разок об этом упомянуло телевидение — через год, мимоходом, в репортаже о криминалистической службе ФСБ.

Тем не менее многие православные СМИ и сайты с боль­шим удовольствием перепечатали всю ту бредятину, кото­рая подавалась от лица Федеральной службы безопасности:

 

«Эксперты ФСБ убедительно и неопровержимо доказали ре­альность жизни, распятия и воскресения (!!! — А. Н.) Иисуса Христа. Сенсационные результаты дали исследования Инсти­тута криминалистики ФСБ. Туринская плащаница, в кото­рую, согласно Евангелию, было завернуто тело Иисуса Хри­ста, — подлинник, относящийся к I веку нашей эры, а не бо­лее поздняя подделка. Это главный вывод, который сделала группа экспертов под руководством директора Института криминалистики ФСБ доктора технических наук Анатолия Фесенко и начальника отдела криминалистики Юрия Тишкунова после проведенной целой серии экспертиз. Подроб­ный доклад об этих исследованиях был представлен президен­ту РФ Владимиру Путину и Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II».

Все было всерьез, не по-детски: «...Ученым пришлось про­вести комплексные исследования: на стыке химии, физики, математики и биологии. "Для начала мы выяснили возмож­ный возраст ткани, смоделировав процесс старения..." — ска­зал эксперт».

Опровергли, короче, зарубежных радиоуглеродных най­митов!..

Вам, наверное, интересно, как могли опровергнуть дан­ные радиоуглеродного анализа люди, у которых даже нет обо­рудования для радиоуглеродного анализа?.. А чисто умозри­тельно! Ведь плащаницу им Ватикан для исследований тоже не давал.

Вот какие у нас криминалисты! Им даже вещдок для вы­водов не нужен. Из пальца все высасывают... И президенту докладывают:

— Владимир Владимирович, хорошие новости: Христос воскрес.

— Да вы что?! А я прям как чувствовал!.. Вы не ошиблись, товарищи?

— Как можно! Провели следственный эксперимент. Воис­тину воскрес!

И патриарху тоже служивые доложились, как положено по нынешним временам. Порадовали старика...

Разумеется, я вышел на ФСБ и попросил контору о разъ­яснениях. Контора откликнулась оперативно, и вскоре я уже вынимал из почтового ящика письмо на бланке Федераль­ной службы безопасности. Ответил мне сам Фесенко — за­служенный деятель науки, доктор технических наук и про­фессор: «...Ряд СМИ время от времени публикует "сенсаци­онные" материалы о том, что Институт криминалистики ФСБ России сделал какие-то открытия в области исследования Туринской плащаницы, не удосужившись изучить перво­источники...»

Короче говоря, ноги у этой позорной истории растут вот откуда. За пять лет до упомянутого вала публикаций в жел­той прессе несколько боговерующих авторов — Фесенко, Тилькунова, Москвина и примкнувший к ним Беляков — умудрились каким-то образом опубликовать свои соображе­ния об ошибочности радиоуглеродного анализа в «Вестнике Российской академии наук»!

За всех авторов я говорить не буду, скажу лишь пару слов про последнего, дабы вы поняли, что за команда здесь со­бралась. Александр Беляков — не просто почти однофамилец и тезка знаменитого писателя-фантаста. Он и сам фантазер, каких мало. Сам себя Беляков считает физиком, но при этом является упертым боговером и по совместительству — дирек­тором загадочного образования под названием «Российский центр Туринской плащаницы» при Сретенском монастыре. Попросту говоря, это клуб фанатиков. Типа фанатов «Спар­така». Они там у себя в центре изучают плащаницу, не имея самого предмета для изучения. Сенсации тем не менее мно­жатся...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.