Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Монтескье о государстве и праве

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Политология.

 

На тему: Принцип разделения властей.____________

(наименование темы работы согласно учебному плану)

 

 

Автор студентка гр. ГК-99 /Михайличенко О,Ю./

(Ф.И.О.)

ОЦЕНКА: ____________

 

ДАТА: _______________

 

ПРОВЕРИЛ: профф. /Завражин В.Н./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Санкт-Петербург

2003 г

 

 

Свои общественно-политические воззрения Шарль-Луи де Монтескье (1689-1755) изложил в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», трактате «О духе законов». Он стремился исследовать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, выявить законы истории Монтескье исходил из того, что ход исторического развития определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием определенных закономерностей.

Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен был рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появлялись вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытался объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизировал с предшественниками, которые относили к естественному состоянию такие социальные явления, как собственность (Дж.Локк) и войну (Т.Гоббс) Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства. Закономерности общественной жизни он раскрывал через понятие общего духа нации. Согласно его учению, на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин, которые он делил на физические и моральные.

Физические причины определяют общественную жизнь в период, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жар кий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах «обыкновенно царит деспотизм». Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин возникновения государства и права. Вместе с тем абсолютизация географических факторов приводила Монтескье к совершенно произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы – к господству). Эти его идеи впоследствии были использованы идеоло­гами геополитики и расизма.

Моральные причины вступают в действие позднее, с разви­тием цивилизации. К их числу относятся принципы построения по­литического строя, религиозные верования, нравственные убежде­ния, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законода­тельство народов сильнее, чем физические, влияние которых посте­пенно ослабевает. Чем более усиливается в народе действие одной из причин, тем более ослабляется действие прочих. Над дикарями, - утверждал он, - властвует почти исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, а в Японии тираническая власть при­надлежит законам.

Среди моральных причин важнейшими он считал принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для многих других идеологов либеральной буржуазии, проблема рациональной организации общества - это проблема, главным образом, политическая и правовая, а не социальная. В идеологии раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и обеспечение за­конности. Монтескье отождествлял политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, «есть право делать все, что дозволено законами». Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как го же самое могли бы делать и прочие граждане.

Обоснование идеала свободы у Монтескье связано с анализом существовавших форм государства. Он различал несколько ви­дов правления: республику, монархию и деспотию. Каждая из них «тела свой собственный принцип, характеризующий государствен­ную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотноше­ний с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими опреде­лимыми, которые затем будут обозначены понятием политический режим. Республика представляет собой государство, где власть принад­лежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству. Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархическою принципа Монтескье считал дворянство Деспотия, в отличие от монархии, — единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. Она держится на страхе и является неправильной формой государства. Предотвратить вырождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти.

Эти и подобные им рассуждения мыслителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов. Следуя традициям антич­ной политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для небольших государств, монархия - для государств средней величины, деспотия — для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если соединить его с федеративным ycтройством государства. В трактате «О духе законов» была теоретиче­ски предсказана возможность образования республики в крупных государствах. Установление республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы членами общества Обеспечить законность и свободу и в республике, и в монархии может только разделение властей.

Развивая учение Дж.Локка, Монтескье детально определил виды власти, их организацию, соотношение и т.п. Он выделял в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти Принцип разделения властей, по его мнению, требует, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточе­ние всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или со­словия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции, принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, что бы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Самым последовательным воплощением этих принципов он полагал государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — королю, а судеб­ная - присяжным.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значи­тельной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, оно соединяло либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей (сво­бода «устанавливается только законами и даже законами основны­ми»). Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы, т.е. обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законода­тельных и исполнительных полномочий, дополнил принципом независимости судей. Рассмотренная им триада со временем стала клас­сической формулой конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и цело­стную доктрину. Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснова­нию компромисса буржуазии и дворянства.

В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Монтескье считал целесообразным вручение законодательной власти собранию представителей народа и собранию знатных. Наилучшей формой народовластия, по его мнению, являлось правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц. Монтескье выступал против устойчивого предрассудка, восходящего к эпохе сословного представительства, когда считалось, что в законодательном органе интересы аристократии лучше всего выразит дворянин, интересы крестьян - крестьянин и т. д. Он полагал, что подмена представительства по признанному гражданскому достоинству (гражданская честность, патриотическая обеспокоенность и юридическая компетентность) представительст­вом по социальному происхождению ведет к превращению законодательного собрания в место столкновения группового эгоизма. Единственными основаниями для предпочтения того или иного кандидата должны служить его программа и нравственный облик. Лишь в этом случае можно ожидать, что народный представитель, с одной стороны и народ с другой, придут к взаимопониманию.

 

Государственный аппарат Российской Федерации.

Высшим органом представительной и законодатель­ной власти Российской Федерации является парламент - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Государственной Думы, верхней - Совета Федерации. Они осу­ществляют законодательные функции, рассматривают и реша­ют важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, рабо­тающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие президенту на назначение Председателя прави­тельства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по вопросу фор­мирования исполнительной власти и контроля за ее деятель­ностью фактически оказываются ограниченными. Это выра­жается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о дове­рии правительству тоже существуют свои "пределы". Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность су­дей Конституционного суда (19 судей), Верховного суда, Выс­шего Арбитражного суда, Генерального Прокурора, утверж­дением указов Президента о введении чрезвычайного положе­ния, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерально­го собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия президента России подразделяются на пол­номочия в области государственного управления; в сфере за­конодательной деятельности; в судебной области; внешнепо­литические полномочия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании пра­вительства: он назначает Председателя правительства с согла­сия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, фе­деральных министров, руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает реше­ния об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном про­цессе. Законы, принятые Федеральным собранием, передают­ся президенту, который подписывает их или возвращает в двух­недельный срок в парламент со своими возражениями для по­вторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что законодатель­ной инициативой помимо президента обладает значительное количество субъектов политической системы - это Совет Фе­дерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъек­тов федерации, Конституционный суд, Верховный суд и Выс­ший арбитражный суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопро­сам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя рассмотрение их в парламенте. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных ор­ганов применяется ежегодное представление президентом до­кладов о положении в стране, об основных направлениях внут­ренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Гла­ва государства утверждает военную доктрину, обладает пра­вом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по реше­нию Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руковод­ство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он счита­ется представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставля­ется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и от­зывает дипломатических представителей государств, принима­ет верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступа­ют Конституционный суд, Высший арбитражный суд и Вер­ховный суд.

Система Федеральных органов исполнительной власти включает правительство РФ, состоящее из Председателя Пра­вительства, его заместителей и федеральных министров, а так­же отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государ­ственные комитеты, федеральные службы. Межведомствен­ные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реали­зацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасно­сти, реализации внешней политики и другие.

По конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов устанавли­ваются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с осно­вами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существо­вание представительных и законодательных органов субъек­тов Федерации, обладающих правом законодательной иници­ативы и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава / работы депутатов на постоянной основе / и постоянного характера работы, собрание представителей / дума, муниципальный ко­митет, городское собрание и др./ должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетен­ции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют конт­роль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного зна­чения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губерна­тор) должны избираться населением на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права. Органы местного само­управления самостоятельно формируют, утверждают и испол­няют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного зна­чения. Кроме собственной компетенции, органы местного са­моуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необ­ходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функ­ций должна носить договорной характер между органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует до­вольно разветвленная многоуровневая система органов предста­вительной, законодательной и исполнительной власти. Даль­нейшее развитие демократии, усиление местного самоуправ­ления, расширения прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федераль­ного на региональный и местный уровни.

 

Список литературы

 

  1. Василик М. Политология. Учебное пособие. СПб, 1998 г.
  2. Завражин В.Н. и др. История политических учений. Учебное пособие.
  3. Пугачев В.П. Введение в политологию. М., 2001 г.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РЕФЕРАТ. Теория малого ледникового периода | Туризм и устойчивое развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.