Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афоризмы и мысли




Знать всю тему темперамент, ориентироваться в концепциях и теориях.

Составить синквейн на тему темперамент. (Что такое синквейн смотри в конце)

В тетрадях по практике ответь на вопросы теста Айзенка (57 вопросов)

Концепция темперамента Мерлина

Концепция темперамента Русалова

Теория темперамента Шелдона

Теория темперамента Кречмера

Самостоятельная работа № 2 Темперамент

 

Актуальность темы определяется тем, что особенности темперамента имеют существенное значение в любой сфере проявления человека (как в вопросах формирования индивидуального стиля деятельности, так и в оценке поведения других; как в деятельности, так и в общении); В профессиональной деятельности врача знание характеристик различных типов темперамента дает возможность дифференцированного подхода к пациентам в соответствии с динамическими характеристиками их психической жизни;

 

Цели изучения:

 

студент должен иметь представление

 

о подходах изучения темперамента, об их вкладе в формирование поведения;

 

студент должен знать:

*теории и подходы к изучению темперамента;

 

* место темперамента в структуре личности;

 

* значение темперамента и в профессиональной деятельности медицинского работника.

 

студент должен уметь:

 

* ориентироваться в особенностях темперамента, в поведении пациента (по внешним проявлениям) и строить профессиональную деятельность с учетом этой информации;

 

*должен знать, что темперамент может стать одним из факторов, существенных для понимания этиологии заболеваний (как нервно-психических, так и психосоматических);

 

Составить план – конспект в тетрадях по самостоятельной работе

(кратко записать) все пункты

Заполнить таблицы тип темперамента его характеристика

5. На основании теоретического материала составить тактику поведения медицинского работника с пациентами, имеющими разный темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (записать).

9. Подумать какие «слабые места» есть у каждого типа темперамента

 

«Переживать я начал ранее, чем мыслить».

 

Жан Жак Руссо «Исповедь»

 

«Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность, река быстро несется, вода в ней грохочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической жизни людей».

 

В.С. Мерлин (профессор, психолог)

 

«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».

 

И.П. Павлов

 

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы - холериком, и, наконец, в исполнении раз приятых решений - флегматиком».

 

Вильгельм Вундт (профессор, психолог)

 

«Я - возбудимый тип, и у меня как раз тормозной процесс плохой; мне, например, трудно долго ждать... как человек возбудимый и неуравновешенный знаю, когда меня заденет что-нибудь, то начинаю меру переходить... Когда я был профессором, я очень ценил демонстрацию опытов, когда опыт не шел, а опыт делал ассистент, то я черт знает какие слова допускал по его адресу, которые никогда в другое время не позволил бы, я бросал инструменты на пол...»

 

И.П. Павлов

 

«Любящая женщина та, которая понимает сильного мужчину в минуты его слабости»

 

Илья Шевелев, д.м.н. профессор

 

«Мужской подход у женщины все-таки лучше, чем женский подход у мужчины».

 

Темперамент.

 

 

Темперамент – один из компонентов структуры личности. Это биологически обусловленное качество личности, определяющее динамику нашего поведения.

 

Свойства темперамента врождённые.

 

 

Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону протекания психических процессов и деятельности.

 

 

Темперамент – основа для формирования характера, связующее звено между характером и познавательными процессами.

 

 

Существуют 3 направления (теории) темперамента:

 

1. Гуморальные теории (смешение жидкостей в организме)

 

Теория Гиппократа и Галена.

 

Гиппократ сделал древнейшее описание темпераментов: выделил 4 типа.

 

Гален во 2-м веке до н.э. немного переработал теорию Гиппократа:

 

- холерик («жёлтая желчь»)

 

- сангвиник («кровь»)

 

- флегматик («слизь»)

 

- меланхолик («чёрная желчь»)

 

 

Сангвиник – стремление к получению наслаждения. Лёгкая возбудимость чувств и короткая продолжительность.

 

Холерик – под влиянием страстей. Энергия и настойчивость. Честолюбие не знает предела. Сначала делает, потом думает. Активный, вспыльчивый.

 

Флегматик – спокойный и уравновешенный. Хладнокровный. Терпеливо переживает страдания.

 

Меланхолик – склонен к печали. Преувеличивает свои страдания.

 

 

Морфологические или конституциональные теории. Тип темперамента определялся в зависимости от типа фигуры. Начало 20 в.

 

Теории Кречмера и Шелдона.

 

Кречмер обобщил наблюдения врачей и предположил, что между конституцией тела и темперамента есть связь (из-за химического состава крови и его влияния на гормональный уровень).

 

Типы:

 

Астеник

 

Пикник

 

Атлетик

 

Диспластик

 

 

Астеник – человек астенического телосложения. Высокий, худой, длинные руки и ноги, узкая грудная клетка, тонкий нос. Шизотамический темперамент. Замкнутый, необщительный, сдержанный, бережливый, колебания эмоций, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению.

 

 

Пикник – невысокий человек с богатой жировой тканью, с мягкими чертами лица, короткая шея. Циклотимический темперамент. Колебание эмоций, общительный, реалистичен во взглядах, любит комфорт и поесть. Переключение внимания.

 

 

Атлетик – атлетическое телосложение, высокий/среднего роста, пропорциональное телосложение, хорошо развитая грудная клетка. Иксотимический темперамент – спокойный, сдержанная мимика и жесты, косность мышления, с трудом приспосабливается к перемене обстановки, склонны к риску.

 

 

Диспластик – человек с неправильно сформировавшейся фигурой. Не до конца сформировавшийся тип. Смешанный темперамент.

 

 

Шелдон предложил соматотипическую концепцию. Основа названия типов –название зародышевых листков плода. Предложил 3 типа:

 

эндоморфный тип – шарообразная форма, вялые руки и ноги, большое количество жира, тонкие запястья и лодыжки. Вищеротонический тип. Дружелюбие, общительность, любят комфорт и похвалу, тянутся в горе к людям.

 

мезоморфное телосложение – соматотонический темперамент. Мускулатура, кубическая массивная голова. Уверенность, любит приключения, скрытность в эмоциях и проявлениях чувств. При опьянении агрессивен и настойчив.

 

эктоморфное телосложение. Слабое развитие внутренних органов, высокий рост, тонкие руки и ноги. Церебротонический темперамент. Нерешительность, скованность в движениях, социальная заторможенность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в трудную минуту.

 

 

3. Психологические/ описательные концепции.

 

Концепция И.Канта. 2 большие группы:

 

темпераменты – чувства

 

темпераменты – деятельности

 

Темпераменты чувств:

 

сангвиник (быстрое возникновение и сильное выражение чувств; внутренне – поверхностны)

 

меланхолик (всё переживают глубоко, но внешне не выражают).

 

Темпераменты действия:

 

холерик: действует быстро, но непродолжительно, активный деятель, но без выдержки;

 

флегматик: склонен к бездельности, но деятельностью занимается долго.

 

 

4. Нейрофизиологические концепции.

 

Теория Павлова И.П. Описал свойства нервной системы. Выделил 3 основных:

 

сила – способность организма выдерживать сильные раздражители (слабость)

 

уравновешенность/неуравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения

 

подвижность/инертность – быстрота смены процессов возбуждения и торможения.

 

На основе сочетания этих свойств описаны 4 типа:

 

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный.

 

^ Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.

 

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный.

 

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный (инвалидный тип).

 

 

Сангвиник – быстрая реакция, высокая сопротивляемость, общительность.

 

^ Холерик – быстрая реакция, необдуманность, цикличность деятельности. Истощение нервной системы ведёт к раздражительности.

 

Флегматик – неэмоциональность, трудно менять привычки.

 

Меланхолик – инвалид.

 

 

^ Типы высшей нервной деятельности (на основе соотношения 1 и 2 сигнальных систем):

 

художественный – 1-я сигнальная система. Образное мышление, яркое воображение, живость эмоций.

 

мыслительный – вербалы, рассудительный, детальный анализ ситуации, абстрактное мышление

 

80% - смешанный тип.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.