Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные кризисы в жизненном цикле человека




Название кризиса Возрастные границы Причины Поведенческие симптомы
       

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.

3. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453с.

6. Немов, Р.С. Психология. Учеб. В 2 кн. Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 496 с.

Раздел 2. Особенности психического развития на различных возрастных этапах

Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте»

I. Подготовьте тест беседы с будущими родителями о значении пренального периода в развитии ребенка.

II. Подготовьте рекомендации для родителей о взаимодействии ребенка в пренатальном периоде развития.

III. Найдите в литературе тексты колыбельных и пестушек. Напишите творческую работу о психологическом значении колыбельных и пестушек для развития ребенка.

IV. Подготовьте рекомендации для родителей о взаимодействии с ребенком в период кризиса 1 года.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Абрамченко В.В.Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.

3. Айванхов О. М. Воспитание начинающееся до рождения / О.М. Айванхов. – М.: Просвета, 2007 – 158 с.

4. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. –320 с.

5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

6. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

7. Девять месяцев и вся жизнь: Роды нового тысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. – Москва: Генезис, 2007. – 637 с.

8. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

10. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

 

Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие ребенка в раннем детском возрасте»

I. Подготовьте письменное сообщение на тему «Этапы развития игровой деятельности ребенка в раннем детском возрасте (Ф.И.Фрадкина, А.П.Усова)».

II. Подготовьте письменное сообщение на тему «Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С.Выготский, И.Х. Швачкин)».

III. Подготовьте письменное сообщение на тему «Переход от «полевого» к «волевому» поведению у ребенка раннего детского возраста (К.Левин)».

IV. Подготовьте текст беседы с родителями на тему «Учет индивидуальных и гендерных различий в поведении детей раннего детского возраста».

V. Подготовьте рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей раннего возраста.

VI. Подготовьте рекомендации для родителей по взаимодействие с ребенком в период кризиса 3 лет.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

7. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

8. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.

Самостоятельная работа по теме « Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте »

I. Подготовьте письменное сообщение на тему «Особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте».

II. Подготовьте письменное сообщение на тему «Особенности развития наглядно- действенного мышления в дошкольном возрасте»

III. Подготовьте письменное сообщение на тему «Пути психического развития ребенка: акселерация или амплификация».

IV. Подготовьте письменное сообщение на тему Значение целенаправленного формирование сенсорных процессов для психического развития ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).

V. Подготовьте текст лекции для родителей на тему «Проблеме сенсорного воспитания и овладения общественно-выработанными эталонами и мерами».

VI. Подберите игры и упражнения, которые можно было бы порекомендовать родителям, желающим помочь своему ребенку подготовиться к систематическому обучению.

VII. Подготовьте рекомендации для родителей по проблеме взаимодействия с ребенком в период кризиса 7 лет.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

6. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

7. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.

Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте»

I. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема осознания речи (элементов, функций и форм) при разных вариантах обучения (Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, С.Н.Карпова)».

II. Разработайте ситуационную задачу по проблеме адаптации ребенка к школе и предложите ее разрешение.

III. Сформулируйте психологические рекомендации педагогу по социально-педагогическому управлению адаптацией ребенка к школе.

IV. Разработайте ситуационную задачу по проблеме формирования положительной мотивации учения в начальной школе и предложите ее разрешение.

V. Сформулируйте содержание социально-педагогических рекомендаций родителям учащегося 3 или 4 класса по проблеме адаптации к средней школе.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка /Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 145 с.

3. Вильчинская, Т. П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста./Т. П. Вильчинская, — М.: МОСУ, 2000. —27с.

4. Волков, Г. А. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Г.А. Волков. – М. Академ. Проект, 2004. – 144 с.

5. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.

7. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 1993 –127 с.

8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы: Психологическая готовность к школьному обучению; Адаптация детей к школе; Психодиагностика младшего школьника и др. / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – М.: Феникс, 2008. – 443 с.

9. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 2001. – 216 с.

10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

11. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

13. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

14. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.

15. Рогов, Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., 1999 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.М. Рогов. – 384 с.

16. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2003. – 128 с.

Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие в подростковом возрасте»

I. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии (Выготский, Божович, Ш.Бюлер, Эриксон)».

II. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Основные закономерности формирования самосознания в подростковом возрасте».

III. На основе изучения литературы по психологии подросткового периода составьте таблицу «Психологические особенности подростковых возрастных групп (младшие подростки, старшие подростки)».

IV. Подготовьте рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком в период подросткового кризиса.

V. Подготовьте текст сообщения для родительского собрания о причинах и особенностях протекания подросткового кризиса и рекомендации по организации эффективного взаимодействия с подростком.

VI. Подготовьте текст беседы с подростками по проблеме полового развития.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.

6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

7. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

8. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

9. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.

10. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова; Российская академия наук, Институт психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 384 с.

Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие в юношеском возрасте»

I. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии».

II. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Пути развития научного мировоззрения в юношеском возрасте».

III. На основе анализа психологической литературы составьте таблицу: «Проявление гендерных особенностей в юношеском возрасте»

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Волков Б.С. Психология ранней юности. Уч. пос. М.: ТЦ Сфер, 2001. – 96 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. педвузов: В 3 кн. Кн.2. Психология образования/ Р.С. Немов.– М.: ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

6. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

7. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

Самостоятельная работа по теме «Психология развития зрелого (взрослого) человека»

I. Напишите эссе на тему «Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».

II. Подготовьте рекомендации членам семьи человека, переживающего кризис середины жизни.

III. Подготовьте рекомендации членам семьи человека, переживающего кризис выхода на пенсию.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.

3. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

5. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

6. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

7. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.

8. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.

9. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие для студентов ВУЗов / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

Самостоятельная работа по теме «Психология позднего возраста»

I. Подготовьте сообщение на тему «Критика теории инволюции».

II. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема долгожительства: причины, национальные, гендерные, территориальные факторы».

III. Подготовьте рекомендации для «среднего поколения» (детей пожилых людей) об особенностях человека преклонного возраста и траектории выстраивания отношений со стариками.

IV. Подготовьте текст беседы с подростками (младшими школьниками или старшеклассниками) о роли бабушек и дедушек в жизни ребенка.

V. Известно, что в подростковом возрасте у детей возникают проблемы в общении с прародителями. Напишите письмо-обращение от имени подростков бабушкам и дедушкам.

VI. Напишите эссе на тему «Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная)».

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова.- М.: Академия, 2001.- 224 с.-(Высшее образование)

2. Ермолаева М. Практическая психология старости / М. Ермолаева. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 320 с.

3. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

4. Краснова О.В. Социальная психология старения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

6. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

7. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.

8. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.

9. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие для студентов ВУЗов / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.