Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специализированные сайты по охране труда и экологии. 4 страница




- осуществление мер защиты персонала и населения, проживающего на территориях, прилегающих к потенциально опасным объектам;

- поддержание в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных в случае аварий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и т.д.

 

Рассматривая этот типовой перечень мер надо иметь в виду, что многие из них находят свое применение и при управлении природными рисками.

Пример. Определить риск гибели человека на производстве за год, если известно, что ежегодно погибает около n =14000 человек, а численность работающих составляет N =140 млн. человек:

 

 

С точки зрения общества в целом интересно сравнение полученной величины со степенью риска обычных условий человеческой жизни, для того чтобы получить представление приемлемом уровне риска и иметь основу для принятия соответствующих решений. По данным американских ученых индивидуальный риск гибели по различным причинам, по отношению ко всему населению США за год составляет:

 

Таблица 10. Индивидуальный риск гибели

 

Автомобильный транспорт 3*10-4.
Падение 9*10-5.
Пожар и ожог 4*10-5.
Утопление 3*10-5.
Отравление 2*10-5.
Огнестрельное оружие и станочное оборудование 1*10-5.
Водный, воздушный транспорт 9*10-6.
Падающие предметы, эл. ток 6*10-6.
Железная дорога 4*10-6.
Молния 5*10-7.
Ураган, торнадо 4*10-7.

 

Таким образом, полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от образа жизни.

При уменьшении риска ниже уровня 1*10-6 в год общественность не выражает чрезмерной озабоченности и поэтому редко предпринимаются специальные меры для снижения степени риска (мы не проводим свою жизнь в страхе погибнуть от удара молнии). Основываясь на этой предпосылке, многие специалисты принимают величину 1*10-6 как тот уровень, к которому следует стремиться, устанавливая степень риска для технических объектов. Во многих странах эта величина закреплена в законодательном порядке. Пренебрежимо малым считается риск 1*10-8 в год.

Необходимо отметить, что оценку риска тех или иных событий можно производить только при наличии достаточного количества статистических данных. В противном случае данные будут не точны, так как здесь идет речь о так называемых “редких явлениях”, к которым классический вероятностный подход не применим.

Так, например, до чернобыльской аварии риск гибели в результате аварии на атомной электростанции оценивался в 2*10-10 в год.

Анализ риска позволяет выявить наиболее опасные виды деятельности человека. По данным американских ученых частота несчастных случаев со смертельным исходом составляет (по времени суток) (рис.2):

 

Рис. 2. Наиболее опасные деятельности человека.

Таким образом, должны рассматриваться все технические и социальные аспекты в их взаимосвязи. При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Вопросы для контроля:

1. Предложить способы защиты от шума (вибрации) в производственных помещениях.

2. Предложить способы защиты от ультрафиолетового (инфракрасного) излучения.

3. Пояснить сущность пятой аксиомы о техногенных опасностях.

4. Привести примеры опасностей техногенного и антропогенного характера.

5. С использованием логических операторов установить первопричины некоторых потенциальных опасностей (например: лобовое столкновение двух автомобилей на загородном шоссе, утопление при купании, укус бродячей собаки и т.д.)

6. Классифицировать опасности по вызываемым последствиям и привести примеры опасностей.

 

 

3.2. Тема 2. Безопасность человека в экстремальных ситуациях природных и городских условиях.

3.2.1. Правила поведения людей в экстремальных ситуациях в быту, на транспорте, на дорогах.

3.2.2. Правила поведения людей в экстремальных ситуациях криминогенного характера.

3.2.3. Правила поведения людей в экстремальных ситуациях в природе.

3.2.4. Выживание в условиях автономного существования.

 

3.2.4. Выживание в условиях автономного существования.

Автономным существованием (автономией) называют ситуацию, когда человек или небольшая группа людей остаётся один на один с природой. Чаще всего ситуация автономии возникает внезапно. Основные причины её появления следующие:

· потеря ориентировки;

· отставание от группы;

· аварии транспортных средств.

Оказавшись в автономии, человек испытывает шок, так как он оказывается отрезанным от привычных вещей цивилизованного мира: воды, пищи, крыши над головой и т.д. Степень этого шока напрямую зависит от обстоятельств и подготовки этого человека.

В автономии можете оказаться и вы. Например, любая безобидная прогулка по лесу может привести к потере ориентировки. Или, например, идя в походе последним в группе, вы нагнулись срезать гриб или поправить крепление лыжи, встали - а группы и след простыл. И если даже вы едете на поезде, кто знает, что с ним может случиться.

Итак, вы всегда должны быть готовы бороться за выживание в условиях автономии. Но для этого нужно знать, как действовать. На основе жизненного опыта большого количества людей выведен такой алгоритм:

1. Успокоиться и обдумать сложившуюся обстановку. Если не победить страх, он перерастёт в бессистемное поведение - панику. Помните, что обстоятельства, в которых вы оказались, не отличаются от обстоятельств, в которых оказывались многие люди, выжившие, несмотря ни на что.

2. Оценить имеющееся снаряжение (есть ли аптечка, компас, продукты питания и др.). При необходимости принять меры к спасению снаряжения.

3. Оценить своё самочувствие. Если это необходимо, оказать себе или товарищу медицинскую помощь.

4. Оценить своё местонахождение, природные условия, возможные опасности. Здесь вам никуда ни деться без навыков ориентирования на местности.

5. Составить план действий, учитывая сложившуюся ситуацию, и приступить к его выполнению. Как только вы начнёте действовать, страх исчезнет. При реализации своего плана не надо торопиться. Имеющиеся ресурсы и силы нужно экономить.

6. Попытаться подать сигналы бедствия.

Хорошо, если вам сразу удастся найти выход из положения. Однако может получиться и так, что день уже кончается, а вы всё ещё блуждаете по незнакомым местам. Что же делать?

Ни в коем случае не паникуйте. Продолжайте действовать по составленному вами плану. Однако для выживания в такой ситуации вам потребуются навыки:

o построения временного укрытия;

o разжигания костра;

o добывания пищи и воды.

Как только начинаются сомнения в правильности выбранного пути, лучше сразу по своим же следам вернуться назад и начать всё сначала.

Итак, если вы покидаете родные места и отправляетесь в путешествие или в поход, вы должны предвидеть возможную автономию и иметь средства для выживания в ней. Чтобы не попасть впросак, обратите внимание на ваше снаряжение.

Советы туристам

При выходе на маршрут нужно установить контакт с контрольно-спасательной службой (КСС) района, с местными туристскими организациями, а если это невозможно, то со школами и местными жителями. Уточните у них детальную характеристику выбранного маршрута, ведь на наших картах не всегда отмечены закрытые зоны, заражённые объекты, свалки, а также недавние изменения. Если не удалось получить заблаговременно информацию о возможных изменениях обстановки в данном районе, это можно сделать в последнем населённом пункте перед выходом на маршрут. Если в районе нет КСС, зайдите в отделение милиции или к участковому и дайте информацию о своих планах, маршруте и составе группы.

Если вы при движении по маршруту останавливаетесь на отдых, желательно знать о пригодности выбранного места и отсутствии каких-либо запретов и ограничений. Ведь иногда приходится уплатить установленный местной администрацией сбор, зарегистрироваться в туристическом клубе или милиции.

Не берите с собой дорогостоящую фото- и видеоаппаратуру. Как показывает практика, либо она ломается, либо её крадут. То же самое относится и к мобильным телефонам, и к ювелирным изделиям

Потеря ориентировки

Потерей ориентировки называют ситуацию, когда человек не может определить, где он находится и куда идёт. Причиной этого является неумение ориентироваться и чётко следовать направлению движения.

Типичный пример: человек заблудился в лесу. Как показывает практика, люди часто теряют ориентировку не только в неизвестных, но и в хорошо знакомых местах. Очень распространено ошибочное мнение, что заблудиться может лишь новичок. Это не так. Опыт показывает, что и профессионалы нередко теряют ориентировку в лесах. Но, в отличие от новичка, профессионал действует правильно.

При потере ориентировки порядок действий выглядит так:

1. Остановиться и успокоиться. Не надо бегать из стороны в сторону - это лишь усиливает страх.

2. Постараться определить стороны света.

3. Пройти мысленно весь предшествующий путь и вспомнить какие-нибудь заметные ориентиры. В лесу хорошими ориентирами яв ляются деревья, лучше сломанные, ямы, овраги, муравейники, следы. В поле ориентирами могут служить отдельно стоящее дерево, следы, канавы, овраги. Хорошо помогают сориентироваться вышки, трубы, башни, колокольни и т.п.

4. Если есть возможность, забраться на высокое дерево или холм и осмотреться.

5. Проанализировав все данные по вышеуказанным параметрам, выбрать направление движения для выхода из незнакомого места.

Рис. 3 Потеря ориентировки

Во время движения необходимо прислушиваться: звук поезда выведет к железной дороге, звук автомобиля - к автодороге, лай собаки - к населённому пункту. По характерному шуму можно обнаружить и реку. Если вы нашли реку, лучше идти вниз по течению: в этом случае вероятность того, что вы найдёте людей, заметно возрастёт.

Любая тропинка, а также лесная или просёлочная дорога может вывести к населённому пункту. Если встретилась развилка, идти надо в ту сторону, где тропы соединяются.

Но, как известно, проще предупредить неприятность, чем бороться с ней. Итак, вот несколько советов, чтобы не потерять ориентировку:

§ Перед выходом из дома надо изучить по карте район, в который вы направляетесь. Карту желательно захватить с собой, обязательно ознакомившись со всеми условными обозначениями. Лучше всего использовать топографические карты: на них изображение наиболее подробное.

§ Не забудьте предупредить своих товарищей. Тогда вероятность того, что вас найдут, повысится.

§ В пути время от времени ориентируйтесь на местности, определяйте стороны света. Если вы идёте по лесу, оставляйте зарубки или сломанные ветки: если вы заблудитесь, это поможет вам вернуться назад.

§ Помогает не сбиться с пути следующий приём. Выберите впереди себя два ориентира и мысленно проведите между ними прямую (в зависимости от нужного вам направления). Старайтесь придерживаться этой прямой. Дойдя до ближайшего ориентира, выбе рите ещё один, снова проведите прямую и т.д.

Из незнакомого места не всегда удаётся быстро выйти. Так что не смущайтесь, если сразу не нашли дорогу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.